На общественное обсуждение вынесен проект профессионального стандарта учителя

На общественное обсуждение вынесен проект профессионального стандарта учителя. Сами школьные педагоги отнеслись к новому документу настороженно и критикуют его. Директора школ уверены, что такой документ нужен, но для того, чтобы он «заработал», надо менять всю систему педагогического образования.

Появления проекта профессионального стандарта учительская общественность ожидала давно. Полгода назад его анонсировал министр образования и науки Дмитрий Ливанов, кроме того, основные положения документа обсуждались на последнем заседании Общественного совета при Минобрнауки. Главной причиной для создания концепции послужила недавняя инициатива Минтруда. Осенью прошлого года ведомство внесло поправки в Трудовой кодекс, согласно которым для каждой профессии должен быть разработан свой стандарт, при этом его разработкой должны заниматься сами профессиональные сообщества. В частности, стандарт для учителей разрабатывался рабочей группой при Минобрнауки под руководством директора Центра образования № 109 города Москвы, члена Общественного совета при Минобрнауки Евгения Ямбурга.

В самом ведомстве говорят, что подобного документа не было за всю историю российского образования.

«Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования», — сообщила пресс-служба Минобрнауки.

Документ регламентирует не только объем компетенций и навыков, но и отношение к ученикам, степень вовлеченности в учебный и воспитательный процессы, личностные качества и многие другие вещи, которые ранее никто на официальном уровне не учитывал при оценке работы педагогов. К примеру, в тесте сказано, что наряду со знанием своего предмета и программ обучения педагог должен «уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их», или «уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях». «Ничего сверхъестественного мы не выдумывали, за основу взята структура профессиональной деятельности учителя. Учитель должен обучать и развивать. К тому же стоит задача избавить учителей от несвойственной им работы. Сегодняшнее положение учителя и школы таково, что дети мешают работать с документами, и это большая беда», — говорит Ямбург.

Помимо основных общих требований стандарт учитывает особенности и уровень образовательных заведений.

В рамках документа каждой конкретной школе в каждом конкретном регионе предлагается создавать свои собственные стандарты для учителя в зависимости от специфики и социального статуса.

«Это очень важно: стандарт учитывает разницу в уровне подготовки и в разных регионах. Моноязычный или полиэтничный регион, сельские или городские школы, элитные гимназии или инклюзивные образовательные учреждения. Все это должно быть учтено, школам предстоит самим думать, чем они будут наполнять свой стандарт, и обсуждать это дело. К примеру, в элитной математической школе оценят и полюбят сумеречного доцента, а в инклюзивной школе он со своими компетенциями не сможет работать», — пояснил Ямбург.

Оценивать выполнение стандарта будут тоже в зависимости от контингента учеников. «В оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня», — говорится в документе. Если речь идет о детях с определенными особенностями в развитии, то предлагается оценивать результаты работы учителя по методу «что было и что стало».

Педагогическое сообщество отреагировало на появление документа неоднозначно.

Учителя настороженно отнеслись к идее: они опасаются грядущей «стандартизации».

«Ничего хорошего, думаю, не будет. Не бывает стандартных детей, точно так же не бывает стандартных учителей. О каком профессиональном стандарте может идти речь? Сейчас существует такое понятие, как квалификация: учитель должен владеть предметом на определенном уровне. К примеру, у меня в дипломе написано: квалификация — учитель географии. Это означает, что я могу преподавать в средней школе географию. Общие проблемы – это снижение квалификационного уровня педагога, чудовищная забюрократизированность системы и отсутствие времени на работу с детьми. Не думаю, что стандарт их решит. Есть проблема в том, что само слово «педагогика» вообще перестало употребляться относительно школьного контекста: все больше эффективность, экономика, оптимизация. А педагогики нет», — высказал свою позицию активист межрегионального профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.

Директора школ в целом позитивно оценивают как сам факт появления подобного документа, так и его содержание.

«В стандарте декларируется очень много правильных и нужных вещей. Четко прописана индивидуализация образования: учитель должен уметь работать с различными категориями детей. Проводится идея свободы учителя – чтобы снять с него различные несвойственные ему функции. Еще порадовало то, что сама школа может отслеживать профессиональный уровень учителей. К примеру, в нашей школе уже год действуют профессиональные уровни и внутришкольная система аттестации», — говорит директор Центра образования № 975 города Москвы Александр Пименов.

Тем не менее, говорят эксперты, даже при благоприятном развитии ситуации без глобальных изменений в системе педагогического образования ничего не получится, и стандарт не будет работать. «Большой вопрос: кто будет учить тому, что заложено в стандартах? Для этого надо искать инновационные школы, на базе которых можно готовить новых людей», — считает Пименов.

Сами создатели документа тоже говорят о том, что если его примут, то это потребует полной перестройки педагогического образования в России.

«Это однозначно потребует изменения системы подготовки в педвузах: нельзя требовать того, чему не обучал», — согласен Евгений Ямбург.

Похоже, в Минобрнауки тоже понимают, что пришло время менять подход к педагогическому образованию. По информации из неофициальных источников, создана рабочая группа под руководством ректора Московского психолого-педагогического университета Виталия Рубцова, которая разрабатывает новую стратегию педагогического образования в России. Но официального приказа на этот счет еще не было, и в самом ведомстве пока не комментируют эту информацию.

http://www.gazeta.ru/social/2013/02/18/4971985.shtml


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 109 гостей и нет пользователей