Над российским образованием «уже занесен топор»

Открытое письмо учителей и общественных деятелей против новых образовательных стандартов, обращенное к президенту, не осталось незамеченным. Противникам нововведений уже ответил министр образования и науки Андрей Фурсенко, который не уверен, что стандарты в нынешнем виде будут приняты. Авторы скандального проекта, напротив, полагают, что уже в 2012 году нововведения придут в старшую школу России.

Все выходные в «Живом журнале» продолжался сбор подписей противников нового государственного образовательного стандарта. Открытое письмо, подписанное учителями, преподавателями, научными сотрудниками, учащимися и их родителями адресовано высшим руководителям страны. По мнению активистов, недопустимо отказываться от проверенной десятилетиями системы и лишать школьников возможности изучать все предметы в полном объеме.

Президент пока не высказал своего мнения по данному вопросу, однако на письмо, которое подписали уже 7500 тыс. человек, обратил внимание министр образования и науки Андрей Фурсенко. «Должна быть налажена система конструктивного обсуждения проекта стандарта. До тех пор, пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа», — заявил министр «Коммерсанту».

«Зачем рубить „Вишневый сад“?»

«Цель письма была именно в этом — остановиться и подумать, какие предметы должны быть обязательными, а какие — по выбору», — пояснил GZT.RU автор письма, главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»), учитель Центра образования № 57 Москвы Сергей Волков. По его словам, у любого, прочитавшего проект нового стандарта, должен возникнуть закономерный вопрос: почему в списке обязательных предметов есть физкультура, ОБЖ, Россия в мире и индивидуальный проект, но нет русского языка, литературы, истории, математики.

Сергей Волков уверен, что каким-то предметам государство должно обучить человека вне зависимости от его воли: «Наше письмо направлено против того, чтобы поспешные решения ломали устоявшиеся структуры. Зачем рубить „Вишневый сад“? Сначала надо разобраться, даже если топор уже занесен».

Образование отстало от времени

По мнению директора института развития образования ГУ ВШЭ Ирины Абанкиной, останавливать принятие стандарта незачем. По ее словам, положение в средней и старшей школе таково, что, имея отличные показатели в начальной школе, в дальнейшем мы их теряем. Согласно международным исследованиям, результаты обучения в средних и старших классах у нас остаются низкими, несмотря на то, что финансирование несколько лет назад было увеличено

«Конкурентоспособные результаты начальной школы мы растеряем, потому что не можем предоставить школьнику возможность развития современных компетенций и навыков — самореализации проектов, осуществления выбора, умения работать с информацией самостоятельно»,— заявила GZT.RU Ирина Абанкина. По ее мнению, заметным сдвигом можно считать требование появления в образовании обязательной проектной работы, которую ученик должен выполнить сам.

«Я считаю, что в новых стандартах сохранилась системность образования, потому что не из одной, а обязательно из всех предметных областей нужно выбрать. И четыре из шести — гуманитарные области». По мнению Абанкиной, необходимость обновления стандартов назрела давно, а срыв нововведений грозит нам скатыванием на еще более низкие позиции.

Проблема выбора

По словам Ирины Абанкиной, очень важно, что выбрана технология индивидуализации образовательной программы учащегося в зависимости от интересов, склонностей, мотиваций и профессиональной карьеры.

Однако, по мнению Сергея Волкова, абсолютно правильные слова о том, что мы должны развивать у человека желание учиться и все делать самому, не смогут найти реального приложения в школе: «В стандарте описано, как перед нами возникнет гармоничный человек. Но 1 сентября ребенок уже должен начать учиться, значит, выбор он должен сделать в 15 лет— многие люди к этому физиологически и психологически не готовы».

Другая трудность заключается в возможности ошибки. «Я понял, что сделал неверный выбор. Какие есть механизмы, чтобы соскочить? Другими предметами я уже обделен», — замечает Сергей Волков. Если раньше ученик мог запустить один предмет, но увлечься другим, поскольку продолжал его углубленное изучение, то теперь такая возможность будет исключена.

В пресс-службе Министерства образования и науки от комментариев пока отказываются: «Только разработчики стандартов могут дать комментарии, потому что стандарты еще не доработаны». Подробно о стандартах GZT.RU рассказывал один из авторов проекта гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

«Воспитание гражданина и патриота важнее математики и физики»


Для российских старшеклассников оставят только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет: «Россия в мире». Остальные дисциплины сформированы в 6 предметных областей, из которых подростки смогут выбрать только семь предметов для обучения. Обычный школьный день дополнят усиленным патриотическим воспитанием. О новом образовательном стандарте для старшей школы в интервью GZT.RU рассказал автор поправок, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Когда новые стандарты утвердит Минобрнауки это станет «масштабной реформой всей старшей школы».

Подробнее

Другой соавтор стандартов, экс-руководитель Департамента образования Москвы, академик РАО Любовь Кезина заверила GZT.RU, что изменить свой выбор школьник сможет. Что же касается проблемы выбора, то она, по словам Кезиной, зависит от человека. «Я, например, выбрала себе профессию вообще в первом классе— я сказала, что хочу стать учителем. Наши ребята умные. А есть такие, кто и в 19 лет не может сделать выбор».

Заслуженный учитель РФ, учитель Лицея № 1525 «Воробьевы горы» Евгения Абелюк, тоже подписавшая письмо, напомнила, что профильное образование, как и профильные школы, существует уже давно, однако нет необходимости склонять к выбору всех учащихся. По ее мнению, разнообразие не должно исключать присутствия основного ядра в школьной программе.

Свобода учащимся

По мнению инициатора письма Сергея Волкова, физкультура в старшей школе должна быть: «У нас дети, действительно, страдают незнанием своего тела. Я думаю, в образовании человека вообще должны быть пластические искусства— танец, хореография, музыка,— не только спорт. В школьном курсе отсутствует еще одна важная дисциплина. Мы никак не учим человека коммуницировать с себе подобными,— отсутствует психология».

«Речь всегда шла о том, чтобы уменьшить нагрузку на учащихся, потому что учащиеся перегружены»,— объяснила Любовь Кезина. По ее словам, стандарты появились в результате изучения опыта Финляндии и обсуждений в среде наших школьников и учителей. Идею самому решать, какие предметы и в каком объеме необходимы, ученики приняли с восторгом.

По словам Евгении Абелюк, широкого обсуждения проекта с учителями и родителями не было. Основная проблема старшеклассников, которую так и не удалось решить в предыдущем стандарте, принятом в 2004 году,— оторванность образования от жизни. «Соотнесение теоретических знаний с практикой— это то, чего нам не хватает».

Кезина упрекнула противников стандартов в нежелании разобраться с предложениями до конца. По ее словам, речь идет не об отказе от целых предметных областей, а о возможности выбора количества профильных предметов и их уровня изучения.

Тем не менее, по словам Любови Кезиной, нет сомнений, что стандарты именно в таком виде будут приняты. Сейчас обсуждение и согласование проекта на разных уровнях находятся в завершающей стадии, и уже в 2012–2013 году российская старшая школа постепенно начнет переходить на новые стандарты. Переходный период, к большому сожалению Ирины Абанкиной, может занять до 10 лет.

Читать далее: http://www.gzt.ru/topnews/society/-nad-rossiiskim-obrazovaniem-uzhe-zanesen-topor-/345863.html?from=copiedlink


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 158 гостей и нет пользователей