Нанотехнологии должны уничтожить «дискретность» знаний у школьника

ак считает директор департамента образовательных программ «Роснано» Елена Соболева в своём интервью веб-порталу Slon.ru. Здесь она подробно обосновывает необходимость включения курса нанотехнологий в школьную программу.

На форуме «Россия, вперед!» в Сколково Анатолий Чубайс обмолвился о создании «Лиги школ «Роснано», в которых с помощью госкорпорации начинают преподавать нанотехнологии. Оказывается, «Роснано» не просто планирует рассказать про «нано» отдельным ученикам в отдельных школах, а вообще-то разработать курс и включить его в школьную программу. Конечно, если эксперимент пройдет успешно. О том, что именно будут преподавать детям на курсе «Введение в нанотехнологию» Slon.ru расспросил директора департамента образовательных программ «Роснано» Елену Соболеву.

Насколько известно, «Роснано» уже провело конкурс в рамках создания «Лиги школ». В каком состоянии сейчас этот проект?

— Да, конкурс проведен, участники отобраны. Это 20 школ, готовых объединить усилия, с тем чтобы повлиять на содержание и форму преподавания естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе. Конкурс проводился среди школ тех регионов, с которыми у нас заключены соглашения о сотрудничестве.

Это просто обычные школы или школы с каким-либо уклоном?

— В ряде регионов это школы с физико-математическим уклоном, а, например, в Чувашии – лицей №2 – обычная общеобразовательная школа, но с хорошими традициями. Наша задача не всех вовлечь в этот процесс, а отобрать сильные школы, с которыми можно попытаться повлиять на содержание образования, разработать новые курсы – те, в рамках которых есть готовность экспериментировать. Самое главное, конечно, чтобы дети от этих экспериментов не пострадали, а выиграли.

Вы будете внедрять новые курсы. Что это будут за курсы?

— В основном это курсы, основанные на междисциплинарном подходе к обучению, то есть когда мы на какое-то явление смотрим комплексно, скажем так, преподаем не только отдельно физику, химию или математику, а рассматриваем процессы с разных сторон. Нас, конечно, в первую очередь интересуют нанотехнологии, потому что это наиболее ярко выраженная междисциплинарная область.

А есть уже название у этого курса? Или он будет везде называться по-разному?

— Он везде будет называться по-разному. В ряде случаев он будет называться «Введение в нанотехнологии», как, например, в Ульяновской области, в школах которой уже читаются такие курсы для старшеклассников. Курс пока является не обязательным, а по выбору. Он по-разному преподается на разных уровнях образования. Для младших школьников – в познавательно-развлекательной форме, для старших школьников – более основательно. Вообще, лучше это один раз увидеть воочию, я имею в виду те учебники и книги, которые издаются по этой теме для детей.

Курс идет сплошняком, с младших классов и до старших?

— Мы начинаем с четвертого–пятого класса. До младших классов, а тем более до детского сада, мы пока не добрались. Но ведь проект только в начале пути.

А кто преподает этот курс?

— Эту работу в школах ведут учителя, для которых силами экспертного сообщества проводятся семинары и мастер-классы. В целях подготовки учителей приглашаются различные эксперты, в том числе члены Нанотехнологического общества России, опытные методисты и педагоги.

Какой результат вы хотите получить?

— Мы хотим получить новые образовательные программы, создать современные учебники и учебные пособия, разработать модели современных лабораторий в общеобразовательной школе. И если получим хороший результат, то предложим Министерству образования и науки дальше распространять этот опыт.

То есть вы собираетесь внедрить эту дисциплину в школьную программу факультативно либо на обязательной основе?

— Если речь идет о курсе «Введение в нанотехнологии», то факультативно. Мы хотим создать такой методический материал и подготовить людей, чтобы преподавание этой дисциплины стало возможным, и тем самым повлиять на качество преподавания естественно-научных дисциплин в общей школе.

Вы вложили около 27 млн рублей…

— Вложим в течение учебного года. Мы отобрали по конкурсу организацию, которая взялась объединить педагогов, методистов и нанотехнологов для решения одной задачи. Эта организация – Санкт-Петербургский образовательный центр «Участие». Их задача – провести экспертизу с помощью ученых уже имеющихся материалов, потому что во многих школах уже преподаются нанотехнологии, и рекомендовать нам взять из этого полезные моменты. Разработанные нами материалы затем должны будут пройти государственную экспертизу. И тогда мы будем предлагать вносить изменения в образовательные стандарты.

Это означает, что будет получено бюджетное финансирование под это дело, и «Роснано» не надо будет больше финансировать эту программу, правильно я понимаю?

— Надеемся, что наши наработки войдут в учебные планы всех школ и будут финансироваться государством из региональных бюджетов. Но пока мы занимаемся этим проектом инициативно. При этом оцениваем данный вид деятельности не только как филантропический. Мы считаем, что если воздействовать на качество образования со стороны рынка труда, то надо это делать не только на уровне высших учебных заведений, но и общеобразовательной школы. Есть результаты международного исследования – Программы международной оценки обучающихся (PISA), которое проводится ОЭСР уже много лет в ряде развитых и развивающихся стран. То невысокое место, которое занимает Россия по ряду важнейших показателей, в первую очередь связанных с качеством образования, свидетельствует о необходимости серьезных изменений, касающихся, в том числе, преподавания естественнонаучного блока дисциплин. Значит надо с разных сторон влиять на этот процесс, в том числе и с помощью нашего проекта. Можно было взять две–три школы и им помочь, но это не решит проблему системно.

Новости нанотехнологий и нанобизнеса

http://www.nanonewsnet.ru/articles/2010/nanotekhnologii-dolzhny-unichtozhit-diskretnost-znanii-u-rebenka


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 105 гостей и нет пользователей