Наталия Типенко о законе ФЗ-83

В январе 2011 года вступает в силу 83-й федеральный закон, согласно которому каждое государственное и муниципальное учреждение в ближайшие полтора года должно стать автономным, бюджетным или казенным. Об особенностях применения закона в образовательной сфере рассказала в интервью РИА Новости директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.

- Наталия Георгиевна, закон вызвал в обществе бурные дискуссии и прогнозы о переходе на всеобщее платное образование. Какие опасения все-таки могут сбыться?

- Предположения, что в школе останутся три бесплатных урока (предмета) в неделю, беспочвенны и нелепы – ничего подобного быть не может. Но, конечно, применение нового закона будет сопряжено с реальными проблемами и трудностями. И лучше относиться к ним взвешенно, а не идти воевать с призраками, как это происходит сейчас.

Очень многое в дальнейшем функционировании образовательных учреждений будет зависеть не столько от закона, сколько от подзаконных актов, какие принимаются сейчас и будут приниматься в ближайшее время. Не исключаю, что в отдельных регионах "проблема платности" в образовании будет возникать...

- Новый закон предусматривает новые отношения образовательных учреждений с государством, которое формулирует для них государственное задание и выделяет средства на его выполнение. Не получится ли так, что задание ограничится теми самыми тремя уроками?

- Нет, не получится: задание не может быть ниже того, что обозначено стандартом, который включает образовательную программу полностью. Но здесь есть некоторые нюансы. Чтобы дать учреждению задание, государство должно сформулировать перечень услуг, которые учреждение будет оказывать.

На мой взгляд, Минобрнауки России пока подошло к формированию перечня услуг весьма формально. К примеру, указывается, что учреждения общего образования должны предоставлять общее образование – и это вся формулировка.

Подпадает ли под категорию "общее образование" то образование, какое дают лицейские, гимназические, коррекционные классы, а также программы углубленного изучения различных предметов? Есть риск, что многие директора сочтут, что "не подпадает", и потребуют за такие услуги дополнительной платы. Если мы хотим сохранить названные программы, нужно уже сейчас включить их в перечень услуг, которые автономное или бюджетное учреждение должно оказывать в рамках муниципального задания, за бюджетные деньги.

Еще одна сложность. В государственном задании должен содержаться и пункт об объеме оказываемых услуг в конкретной школе: например, тысяче учащихся в год. А если двести из них перейдут в течение года в другую школу? Тогда нужно как-то перераспределять средства между школами, а это непростой процесс, и вопрос этот должен быть специально и внятно оговорен в нормативных актах, в соглашении между учредителем и учреждением, школой.

- Неоднократно говорилось, что благодаря 83-му закону возрастет самостоятельность школ, получивших статус автономных и бюджетных учреждений. В чем это будет выражаться?

- Сейчас намечается обратная тенденция. Судя по проекту нового плана счетов, финансовые органы, напротив, пытаются ограничить самостоятельность учреждений.

Так, на новые бюджетные учреждения будет распространяться (и сейчас оно действует для бюджетных учреждений) печально известное законодательство о госзакупках, когда при любой покупке при цене свыше 100 тысяч рублей приходится объявлять конкурс или проводить аукцион.

Решить эту задачу в силах разве что финансовое подразделение отраслевого управления образованием, ни одна школа с ней не справится. Так что, вполне вероятно, конкурсы будут проводиться централизованно — на уровне муниципалитета, а то и региона. Право осуществлять закупки без конкурсов останется лишь у автономных учреждений.

Последние распоряжения Минфина России – в частности, о составлении планов финансово-хозяйственной деятельности – усложняют школам ведение отчетности. Есть вероятность, что многим школам придется передавать ее в муниципальные органы управления образованием, где ею будут заниматься централизовано. И это тоже не способствует расширению самостоятельности школ.

- А способны ли все школы эффективно работать в условиях самостоятельности?

- По крайней мере, с точки зрения хозяйственного управления способность школ к самостоятельности я оцениваю как очень низкую. Директора, как правило, не обладают достаточной экономической грамотностью. Школьные бухгалтеры – зачастую не самые квалифицированные специалисты, да и должность бухгалтера предусмотрена далеко не во всех школах. При этом новое законодательство предполагает, что образовательные учреждения будут вести отчетность на уровне коммерческих предприятий. Мне кажется, сейчас это мало реально.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 200 гостей и нет пользователей