Независимые центры будут спасать репутацию ЕГЭ

Анна Курская, РИА Новости.

Планы Рособрнадзора провести эксперимент по созданию первых независимых центров для сдачи единого госэкзамена вызвали неоднозначную реакцию экспертов. Одни специалисты считают, что коррупционные нарушения сохранятся и в новой системе, другие полагают, что независимые центры будут более прозрачными и смогут вернуть утраченное доверие общества к системе ЕГЭ.

Рособрнадзор сообщил о планах открытия независимых от федеральных структур образования центров для сдачи единого госэкзамена о необходимости которых специалисты начали говорить летом 2011 года после серии скандалов, связанных с ЕГЭ.

Первые подобные центры появятся в городах Ангарске (Иркутская область), Димитровграде (Ульяновская область) и Заречном (Пензенская область). По словам пресс-секретаря Рособрнадзора Сергея Шатунова, в этих городах сдачу госэкзамена будут контролировать региональные власти, без участия работников образования.

Идею создания таких центров впервые высказал в феврале 2011 года ректор МГУ имени М. В. Ломоносова академик Виктор Садовничий, выступая перед ректорами вузов Московского региона. По его словам, в цивилизованных странах система независимой аттестации работает и позволяет школьникам не быть привязанными к своим учебным учреждениям.

В середине июля возможность передачи полномочий по проведению ЕГЭ специальным аттестационным агентствам обсуждалась на заседании комиссии при президенте РФ по совершенствованию проведения госэкзаменов.

Не отсекать учителя

Треть россиян (32%) поддержали идею о создании независимых центров сдачи ЕГЭ, чуть большее число (39%) отнеслись к ней негативно, свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованные в сентябре.

Мнения экспертов по этому поводу также разделились. "Эти центры ничего не изменят, учителей все равно туда пригласят. Особенно если за их работу будут отвечать региональные органы власти, которые в первую очередь заинтересованы в высоких результатах ЕГЭ", – заявил РИА Новости эксперт Всероссийского фонда "Образование" Олег Сергеев.

Директор московской средней школы №261 Павел Карпов относится к нововведению оптимистичнее. "Я считаю, что это правильно, независимая аттестация оздоровит систему образования", – сказал он РИА Новости.

По его мнению, способ сдачи ЕГЭ, существовавший в России последние 10 лет, слишком уязвим с точки зрения нарушений. "Когда образовательная система сама себя контролирует – это для нее искушение, – отметил Павел Карпов. – Не нужно искушать учителей. Хотелось бы избежать не только самой коррупции, но и малейшего подозрения на нее".

Независимая сдача ЕГЭ поможет администрации школ освободиться от внешнего давления, а учителям сконцентрироваться на подготовке учеников. "Школы вздохнут свободно, потому что родители больше не будут просить их помочь на экзамене", –подчеркнул директор школы.

Эту точку зрения разделяет и научный руководитель института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. "Сдача ЕГЭ в независимых центрах – это движение в правильном направлении. Со временем мы придем к тому, что сможем сдавать ЕГЭ в любой момент, по желанию, так же, как мы сейчас сдаем на права", – отметил он.

Эксперт считает, что необходимо усилить автоматизацию проверки экзаменационных работ – за исключением творческих заданий, которые могут передаваться на проверку в школы. "Мне кажется, учителю можно вернуть часть полномочий по ЕГЭ, например, сочинения можно было бы писать в школе. Думаю, что мы в погоне за независимостью экзамена совсем отсекли от него учителя, и это не совсем правильно", – полагает Александр Адамский.

Перекрестная проверка: договориться станет сложнее

Одной из возможных антикоррупционных мер при сдаче ЕГЭ эксперты называют перекрестную проверку экзаменационных работ, когда те отправляются для проверки в соседнюю область или регион.

"Технически здесь никакой проблемы нет: работы можно быстро пересылать и проверять при соблюдении анонимности, – считает Александр Адамский. – Я считаю, что эта мера может повысить объективность экзамена".

По мнению Олега Сергеева, отправка работ в другой регион не добавит достоверности результатам проверки. "У нас существует перекрестная проверка между школами, то же самое может быть между регионами, – утверждает он. – Люди находятся не на разных планетах, все заинтересованы в хороших показателях".

Александр Адамский считает, что незаконные договоренности между регионами малоосуществимы на практике: "Если будут созданы база экспертов с одной стороны, база работ с другой, и работа будет попадать к эксперту по случайному принципу, то "договариваться" станет намного сложнее, чем сейчас".

Павел Карпов считает, что перекрестная проверка слишком усложнит процедуру сдачи ЕГЭ и не принесет ощутимой пользы. "На мой взгляд, надо где-то остановиться. Процедура сдачи ЕГЭ уже работает, она может быть эффективной, и я не вижу необходимости в ее глубинном реформировании".

Вернется ли доверие к ЕГЭ?

Громкие скандалы этого года вокруг сдачи ЕГЭ снизили и без того невысокое доверие россиян к этой системе сдачи экзаменов. И хотя лично сталкиваться с подтасовками при сдаче ЕГЭ не приходилось ни большинству россиян в целом (84%), ни тем, у кого есть дети школьного возраста (86%), россияне считают, что подобные случаи – скорее общая практика (49%), нежели единичные прецеденты (32%), сообщает ВЦИОМ.

Создание независимых центров помогло бы разрушить принцип, когда система сама контролирует качество своей работы, снизить коррупционную уязвимость экзамена и вернуть доверие россиян.

Олег Сергеев сомневается в успехе этого начинания. По его мнению, новый подход к аттестации принципиально ничего не изменит, поскольку сама система ЕГЭ провоцирует учеников и педагогов на незаконные действия.

"Черного кобеля не отмоешь добела, всегда будет теряться информация, и всегда будет коррупция", – утверждает эксперт Всероссийского фонда "Образование".

Александр Адамский не согласен с этой точкой зрения. "Независимые центры создаются именно для того, чтобы вернуть доверие к ЕГЭ, – утверждает он. – Увеличится прозрачность сдачи экзамена – станет больше доверия. Конечно, это не значит, что перестанут случаться покушения на всякого рода махинации, с ними надо будет продолжать бороться".

Специалисты отметили, что независимые центры должны быть очень хорошо оснащены технически, чтобы субъективный человеческий фактор при проверке экзаменационных работ был сведен к нулю и было бы очень сложно вручную изменить результаты.

По мнению Александра Адамского, создание независимых центров сдачи ЕГЭ может принести пользу не только школьникам. Со временем этот опыт можно будет распространить на автоматическую аттестацию специалистов в самых разных областях. "Если эта практика приживется, а мне бы этого очень хотелось, то ее надо переносить на должностные аттестационные экзамены", – резюмировал он.

http://www.ria.ru/analytics/20111027/472765015.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 55 гостей и нет пользователей