Новый закон об образовании упраздняет "школу"

На сайте Минобрнауки опубликован новый вариант федерального закона "Об образовании". Многострадальная работа по подготовке образовательной конституции, кажется, подходит к концу. На предстоящих в августе педагогических совещаниях должна быть поставлена последняя точка в обсуждениях и спорах, чтобы 1 сентября проект отправился в Государственную думу. Есть все основания полагать, что утверждение закона будет сделано депутатами этого созыва.

Те, кто следил за баталиями нормативно-правового творчества и последними шагами по модернизации отрасли, вряд ли найдет в документе что-то новое. Фактически он закрепляет правила игры, которые формировались в последние годы, а также подводит основания под уже сложившуюся практику и немного ее окультуривает.

Закон, прежде всего, поможет администраторам, которые истосковались по четкой инструкции, как разруливать отношения в ходе образовательного процесса, а также его финансировать. Полезен он будет и частным предпринимателям в образовании, которые наконец получили равные права с государственными организаторами образования.

Если все пойдет по плану, то новый закон должен будет вступить в силу с 1 января 2013 года.

Бесплатное, общедоступное, на русском языке

Как и в законе 1992 года, в новом документе есть преемственность в декларации общедоступности и бесплатности образования от дошкольного до среднего профессионального. Конкурс для получения общего образования, за исключением тех, где есть профильная подготовка, недопустим. В вузах по-прежнему допускается учиться на конкурсной основе и один раз за госчет.

Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования предполагает, что за все излишки образования, сверх госстандарта, можно попросить дополнительную плату. При этом "запрещена также и платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника образовательной организации с лицами, в отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность". То есть в неурочное время подрабатывать репетитором со своими же учениками из госсшколы - это будет официально "конфликт интересов".

Государство в проекте закона гарантирует возможность получения образования на государственном русском языке, правила обучения на языках других народов Федерации отнесены к компетенции других документов.

Закон подтверждает "светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", автономию образовательных учреждений, академические права и свободы, государственно-общественный характер управления образованием. Особые условия гарантированы лицам с ограниченными возможностями здоровья и тем, кто проявляет выдающиеся способности.

Часть своих государственных полномочий Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, включая надзор за качеством образования. Если раньше это было прописано ведомственными инструкциями, то теперь нашло отражение в законе. За эти функции федеральный центр будет теперь регионам платить субвенции, но и спрашивать строже. Кроме того, это дает право министерству на более строгий подход к согласованию кандидатуры региональных начальников органов управления образованием, ведь им теперь придется распоряжаться и федеральными бюджетными средствами.

Кто на новенького?

Отдельная 14-я статья посвящена сетевым формам реализации образовательных программ.  В проекте есть лишь объяснение, что это возможность объединения нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных, а также разных форм собственности для того, чтобы обеспечить необходимый госстандарт. Очевидно, что данное направление, записано в документ в большей степени "на будущее", так как практика еще не сложилась. Поэтому порядок "сетевых форм", по закону, будет расшифровывать впоследствии Министерство.

Еще одно новшество - легализация дистанционного и электронного обучения. Проект закона также разрешает реализовывать образовательные программы с помощью интернета, но самое интересное - детали - оставляет за скобками, все будет уточнено, по-видимому, ведомственными инструкциями, которые легко менять в отличие от закона.

Защитная метка послана в законе учреждениям, осуществляющим экспериментальную и инновационную деятельность в образовании. Им, "имеющим существенное значение для обеспечения развития системы образования" гарантирован особый статус федеральной или региональной инновационной площадки. Властям предписывается оказывать избранным всяческое содействие.

Оо, НКО!

После вступления в силу закона школам, вузам и детским садам вновь придется переделывать вывески, бланки и печати. Закон окончательно уничтожает понятие "образовательное учреждение". Теперь все должны стать "образовательными организациями" - формой некоммерческой организации (автономной или учреждения). ДОО - дошкольная образовательная организация, ОО - общеобразовательная организация, ПОО - профессиональная образовательная организация, ООВО - образовательная организация высшего образования. Интересно, что слово "школа" вообще отсуствует в тексте закона: школ больше вроде как и нет, осталось только "дошкольное образование" и "школьники".

Образовательные организации, по закону, приблизились к обычным НКО, то есть самостоятельны в формировании своей структуры, могут иметь с учетом уровня и характера программ различные подразделения. Штатное расписание и бюджет также может быть индивидуальным для каждой конкретной организации. На практике это будет означать волю учредителя (государственного, муниципального или частного): если он захочет дать свободу, то можно придумывать свой подход, если нет, то все останется по-старому: по типовым вариантам, принятым в данной местности.

Интересна норма закона, по которой образовательная организация вправе возложить на договорной основе на третьих лиц организацию управления, научное, методическое, ресурсное и прочее обеспечение своей деятельности. Если понимать ее буквально, то для управления учебным заведением может быть нанята специальная управляющая компания. В действительности этот пункт будет оправдывать существование централизованных бухгалтерий, транспортных компаний, методических кабинетов и комбинатов школьного питания. Так что продекларированная в законе свобода образовательных организаций в определении содержания образования и выборе учебно-методического обеспечения, методов обучения и образовательных технологий, скорее всего, останется декларацией.

А вот ответственность серьезно ужесточается. "Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за предоставление образования ненадлежащего качества".

Предвидя, что подобный подход может привести к многочисленному сутяжничеству, законодатель предлагает в каждой образовательной организации иметь свой маленький суд - комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Эта первая инстанция и должна снимать большинство конфликтов, не доводя их до судебного разбирательства.

Получил плохое образование - получи компенсацию

Большой раздел закона - о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. "Родителя являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". Далее - ребеночек поступает к профессионалам, у которых есть свободы: преподавания, исследований и от вмешательства в профессиональную деятельность.

Статья 32 законопроекта посвящена лицам, осуществляюшим индивидуальную педагогическую деятельность. Примечательно, что обладая всеми правами участников образовательного процесса, они могут осуществлять свою деятельность, в отличие от образовательных организаций, без лицензии. То есть один педагог, обучая своего воспитанника, может заменить собой целую школу, если он выполняет государственный стандарт.

Не только индивидуалы, но и все преподаватели, гласит закон, имеют право на творческую инициативу, выбор учебников и учебных пособий, материалов и иных средств обучения, правда, ограниченную образовательной программой.

Впрочем, если свобода привела к некачественному образованию, это дает право "первым педагогам" и самим обучающимся требовать возмещение ущерба. Если суд признает правоту родителей (а именно, что образовательная организация или индивидуальный предприниматель не обеспечили выполнение госстандартов), то ребенок может пройти повторное обучение, а также получить соразмерную денежную компенсацию.

Пряники для педагогов в законе тоже есть - право на сокращенную продолжительность рабочего времени;  право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в пределах соответствующей нормы предоставления жилых помещений.

Ну что еще? Педагогам, участвующим в проведении ЕГЭ, будут также доплачивать.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 51 гость и нет пользователей