О новых образовательных стандартах отозвались их авторы

Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что не будет утверждать образовательные стандарты для старшей школы, пока общественность, чиновники и разработчики не придут к единому мнению.

В отношении новых стандартов, которые, к слову, планируется постепенно внедрять с 2013-го и аж по 2020 год, в обществе развернулась настоящая истерия. Пиком ее стало открытое письмо президенту РФ с требованием запретить, переписать и, в целом, подвергнуть остракизму и сам проект стандарта, и его авторов. Суть письма в том, что школьникам оставляют лишь 4 обязательные дисциплины: ОБЖ, физкультуру, предмет "Россия в мире" и подготовку индивидуального проекта. Остальные же якобы переходят в разряд "по выбору".

В Интернете письмо собрало уже почти 15 тысяч подписей. Среди подписантов есть и очень уважаемые люди, например, Наталья Солженицына, заявившая:

- Я поддерживаю это письмо всем существом. Если принять этот чудовищный проект, наша школа неминуемо будет выпускать недоразвитых недоучек. 20 лет назад наши сыновья учились в сельской американской школе именно по такой системе: из всей математики можно было выбрать, например, только геометрию, из всех естественных наук только химию (а физику или биологию вообще не изучать), география просто не существовала как предмет, - но даже там история была обязательной. А наши школьники теперь смогут вовсе отказаться и от истории, и от географии, а изучать, например, "экономику" или "право".

Но у образовательных чиновников письмо вызывает недоумение.

- Обучение в старших классах в РФ не будет ограничено изучением четырех обязательных предметов, - объясняет глава Рособрнадзора Любовь Глебова. - Школьник будет изучать их плюс те, которые он выберет сам: не больше семи из шести областей знаний.

Шесть предметных групп - это русский язык и литература, иностранные языки, математика и информатика, общественные науки, естественные науки, искусство или предмет по выбору. И из каждой группы ученик обязан будет выбрать предмет.

По мнению Глебовой, в стандарте много здравого, но его беда в том, что он написан профессиональным, возможно, сложным для обычного человека языком.

- Четыре обязательных предмета выделены потому, что по ним попросту невозможно установить уровень освоения, - говорит Глебова. - Ну как вычислить уровень патриотизма или владения основами безопасности жизнедеятельности? Потому эти предметы будут изучать все на едином уровне.

Александр Кондаков, управляющий директор издательства "Просвещение", руководитель рабочей группы РАО по разработке новых образовательных стандартов:

- То, что вокруг проекта стандарта для старшей школы развернулась такая дискуссия, для нас, разработчиков, в целом очень позитивный момент. Прежде всего это говорит о нарастающем внимании российского общества к воспитанию будущего поколения страны. Многие вещи, вынесенные на обсуждение, мы учитываем.

Сейчас в проект стандарта уже включено более 200 дополнений и исправлений. Но меня очень расстраивает, что авторы открытого письма президенту, очевидно, просто невнимательно читали документ. А ведь он с начала ноября прошлого года размещен на сайте минобрнауки и открыт для обсуждения, которое, кстати, в разных аудиториях длится уже около года, а не последние 2-3 месяца. Представители большинства субъектов РФ (в т.ч. национальные республики), общественные организации, конфессии прислали нам свои замечания, которые можно прочитать на сайте министерства.

В цивилизованном гражданском обществе нужно сначала обсуждать проект документа, спорить по его содержанию и в итоге превращать его в общественно согласованный документ. Сейчас у нас сработал традиционный российский принцип: "вот приедет барин, барин нас рассудит". Нехорошо. Письмо, опубликованное в Интернете, показывает, что в основе протестных настроений в целом лежит предметное лоббирование. К сожалению, его авторы не уловили главное. Главная цель образования - это воспитание образованного, социально ответственного, культурного, здорового и успешного гражданина России. И прежде всего преподавание, допустим, таких предметов как русский язык, литература, других общественных предметов, - ключевой элемент всей конструкции стандарта. Обвинять авторов проекта в том, что стандарт допускает возможность не изучать математику, - это вообще за гранью абсурда. Главное в развернувшейся дискуссии - внимательное прочтение текста и дискуссия по существу.

Хотел бы еще раз обратить внимание на то, что целью стандарта является формирование личности успешного выпускника, гражданина России. К сожалению, значительная часть оппонентов говорит прежде всего о своем предмете, не видя за ним личность ребенка. Мне это напоминает старый школьный анекдот. Грабитель нападает на учительницу с воплями: "Гони кошелек и часы!", а учительница отвечает: "Кошелек бери, а часы не отдам, возьми лучше классное руководство!". Кстати, обращаю внимание читателей на то, что разработчиками предложено разумное распределение объема учебной нагрузки: зафиксирован минимальный объем нагрузки в неделю - 30 часов и максимальный - 36 часов.

Сроки перехода на новый стандарт старшей школы, если они будут приняты, - с 2013 по 2020 годы. Это значит, что с 1 сентября 2013 года школы, готовые к обучению ребят по новым стандартам, могут это делать. С каждым годом, вплоть до 2020 года, к этому процессу будут подключаться все новые школы, но, подчеркиваю, - в добровольном порядке по мере готовности образовательного учреждения. Обязательным для всех новый стандарт старшей школы станет только в 2020 году. Обращаю внимание на то, что сроки введения плавные и давно всем известны.


http://www.eduhelp.info/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 153 гостя и нет пользователей