Об образовании в России

О реформе бюджетных учреждений сегодня не говорит, пожалуй, только ленивый. Вопрос, станет ли образование в России платным, актуален и среди озабоченных будущим своих детей родителей, и среди политиков, и среди учителей, и среди пользователей различных социальных сетей и форумов.

Жаль только, что источником информации для рассуждающих о судьбах российских школьников зачастую становятся не официальные заявления, а сплетни и домыслы.

Топ самых нелепых сплетен о новом законе

Любой текст, в том числе и недавно вышедший закон о бюджетных учреждениях, можно интерпретировать по-разному. И нужно отметить, фантазии у интерпретаторов хватает на самые нелепые вариации грядущих изменений. Вот одни из самых шокирующих сплетен о новом документы, которые гуляют в Интернете:

• Новая модель российской школы предусматривает только три бесплатных урока в день;

• С принятием нового закона школы начнут сдавать свои помещения в аренду для ночных клубов или оружейных;

• В образовательных учреждениях начнут выставлять цены на отметки;

• Школы, которые умеют зарабатывать деньги самостоятельно, со временем обанкротятся и закроются;

• Все учителя станут заниматься предпринимательской деятельностью и забудут о том, как учить детей;

• Для того чтобы рассчитаться с учителями за платные уроки, дети будут во дворе школы мыть машины.

Закон подписан президентом

Федеральный закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, был принят в трех чтениях Госдумой и одобрен Советом Федерации 28 апреля. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон 8 мая 2010 года.

В официальном сообщении, размещенном на сайте президента, говорится, что федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направлен не только «на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг», но и «на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений». Он предполагает изменение правового положения существующих бюджетных учреждений в сфере науки, образования, здравоохранения и культуры и открывает перед ними дополнительные возможности для зарабатывания денег на свободном рынке. Одновременно с этим повышается спрос за рачительность и эффективность использования средств, предоставляемых из государственных или муниципальных бюджетов. После принятия документа президент РФ утвердил перечень поручений по реализации федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Новый закон предусматривает деление всех бюджетных организаций на три группы. Первая – это казенные учреждения (детские сады, школы при колониях, малокомплектные школы), все статьи расходов которых, начиная с коммунальных услуг и заканчивая канцелярскими скрепками, будет четко прописаны. А сами деньги будут перечисляться через казначейство в строго определенное время.

Бюджетные организации (это большинство существующих сегодня школ) также будут получать деньги через казначейство, но не с четкой разбивкой по статьям расходов, а в виде субсидий. Это означает, что директора школ смогут самостоятельно решать, куда и сколько потратить средств, а главное, сколько и каких платных кружков и дополнительных занятий организовать.

Третья группа – это автономные учреждения, в разряд которых попадут только самые сильные, конкурентоспособные организации, деньги которых будут храниться не в казначействе, а в коммерческом банке. Именно они получат максимальную финансовую свободу, и смогут не только оказывать платные услуги, но и тратить доходы по собственному усмотрению, регулярно отчитываясь о своих расходах и сделав прозрачными все свои финансовые отчеты.

Решать, к какой категории причислить ту или иную школу, предстоит Минобразования и науки и местным органам власти.

По информации пресс-службы Кремля, правительству РФ поручено до 1 августа 2010 года утвердить порядок отнесения имущества государственных и муниципальных бюджетных учреждений к категории особо ценного движимого имущества.

Помимо этого, президент поручил кабинету министров до 15 августа 2010 года обеспечить разработку и утверждение методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предусматривающих критерии изменения типа существующих бюджетных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендации по внесению в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений изменений.

Всенародная паника

Абсолютно очевидно, что закон, предполагающий такие изменения в школе, попросту не мог быть принят. Но всеобщая паника, возникшая вокруг нового документа, распространилась из интернет-пространства, в котором, собственно, и была порождена, в реальность в виде массовых акций и писем к руководству страны.

Например, российские учителя, недовольные реформой бюджетных учреждений, обратились с письмом к президенту, премьер-министру и министру образования. Они выступают против внедрения рыночных механизмом в сферу образования и требуют не допустить введения в российских школах платного обучения. Если требования педагогов не будут учтены, они обещают провести 1 сентября 2010 года всеобщую забастовку.

Еще одна мера – проведение всероссийских митингов против реформы 15 мая.

География участников акции протеста: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск, Томск, Тюмень, Пермь.

15 мая в Москве пикетчики держали плакаты "Платная школа – позор России", "Хватит уничтожать наше будущее!" и другие. Они скандировали: "Нет коммерциализации образования!". По сведениям Kasparov.ru, акция была организована инициативной группой граждан, в ней, среди прочих, приняли участие активисты "Солидарности", Левого фронта, движения "Вперед". Всего в столице акция собрала около 100 человек.

В Северной столице на улицы вышли порядка 250 человек. В Санкт-Петербурге митинг организовало общественное движение родителей, педагогов, работников здравоохранения и других представителей бюджетных организаций.

Участники митинга подготовили ироническое представление «Похороны социальной сферы государства» с возложением венков и траурной процессией. Среди требований митингующих – приостановка закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений» как противоречащего Конституции.

Около 250 жителей Новосибирска вышли на улицы города с требованием отменить закон о реформировании государственных учреждений. Участники акции пришли с плакатами «Народ против реформы бюджетной сферы», «Руки прочь от детей!», «Нет коммерциализации образования».

«На наш взгляд, часть школ, особенно в сельской местности, закроется и перейдет к оказанию платных услуг. Этого нет в законе, но это напрямую из него вытекает», – приводит слова одного из организаторов митинга Алексей Шмагирев (News.ngs.ru).

Во Владивостоке около сотни митингующих, представителей различных политических партий, выразили свое недоверие принятому Государственной думой закону.

Еще один митинг прошел в центре Иркутска перед зданием правительства региона. Как сообщает БГ «Иркутск», собралось от 200 до 300 человек.

Лозунги митингующих гласили: «Реформе образования – нет», «Ученье – свет, неучей – тьма», «Школа – не базар!». Известную фразу В. И. Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться» перефразировали в «Платить, нищать и тупеть. Подпись: «Единая Россия».

Как сообщает gazetairkutsk.ru, организаторами акции протеста выступили инициативная группа граждан Иркутска, общественные организации Иркутска и Ангарска. Ангарск представляли региональное отделение Объединенного гражданского фронта и Клуб родителей Ангарска. Политические партии региона не откликнулись на призыв принять участие в акции.

Организаторами митинга в Екатеринбурге выступило местное отделение КПРФ и «Яблока». Молодые активисты привлекали внимание прохожих и раздавали листовки. Общее количество участников акции – 10–15 человек. Об этом рассказывает Specletter.com.

Смысл листовок сводился к лозунгу «Нет платному школьному образованию», которое, по мнению участников акции, будет в школах уже в будущем году.

Организаторами митинга в Томске выступили инициативная группа родителей, «Товарищество инициативных граждан России» (ТИГР) и «Социалисты Томска», задумывали мероприятие передвижного типа. «Перед митингом его участники прошли по главной улице города с плакатами и призывами отправить в отставку Путина и Фурсенко, а также отменить принятый 8 мая федеральный закон», – передает News.vtomske.ru.

На митинге в Тюмени выступили представители анархистов, КПРФ, журналисты и простые жители.

Кроме этого, в социальной сети «ВКонтакте» ряд пользователей вместо аватара используют картинку с призывом противостоять предстоящей реформе.

Глядя на массовую истерию по поводу нового закона, я задаюсь только одним вопросом: а знают ли граждане, против чего на самом деле они протестуют? Видна ли в СМИ другая, истинная интерпретация нового закона?

И, оказывается, есть.

Количество бесплатных уроков останется прежним

Дмитрий Медведев, президент РФ, заверил, что образование в России не станет платным. «Никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг, и, во-вторых, что немаловажно, по сути эти правила уже действуют в значительной части регионов, потому что они вводились там в экспериментальном порядке в период национального проекта, и они ни к чему негативному в этом плане не привели», – цитирует слова президента ИТАР-ТАСС.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ, также опровергает информацию в интернете о коммерционализации образования. «По новым стандартам образования, которые вступают в силу в 2011 году, идет не сокращение обязательной программы, а ее расширение на 10 часов внеурочной работы в день. И все это входит в основную образовательную программу, которая будет оплачиваться из федерального бюджета. Количество часов по обязательным предметам будет сохранено прежним. А кружки, репетиторство, спортивные секции, как и сейчас, останутся платными».

Галина Чернова, глава Минобразования Чувашии, уверена, что паника по данному вопросу безосновательна. «Бесплатная обязательная часть образования будет сохранена, и я не вижу здесь законного пути, даже какой-то лазейки, чтобы перейти к платному образованию», – заявила министр в интервью ИА Regnum.

По ее словам, школы вне зависимости от правового статуса будут получать государственное задание на оказание услуг в рамках закреплённых законодательством образовательных стандартов. «Никакого уменьшения количества уроков, предметов быть не может. Госзадание – это такой же документ, как бюджет. Это то необходимое, что государство гарантирует. Никто не позволит на бюджетные деньги не выполнять бюджетный заказ,» – добавила она.

«В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, изо, МХК), труд, физкультура, география, природоведение, иностранный язык, родной язык и литература, информатика, основы безопасности жизнедеятельности. Таким образом, новый законопроект не ущемляет права граждан на бесплатное образование», – заявила Галина Чернова.

Учителя не станут торговать отметками

Ефим Рачевский, член Общественной палаты РФ, директор Центра образования Царицыно, призывает различать понятия «обязать» и «дать возможность». «Во-первых, и школы, и больницы, и вузы имели право зарабатывать. Школы, например, с 1992 года, когда был принят первый закон об образовании в России. Нынешний закон не обязывает, а разрешает, он позволит распоряжаться деньгами в соответствии с Бюджетным кодексом, не нарушая его», – заметил он в интервью Вести.ру.

«Однако школы теперь будут иметь более широкие права, допустим, в использовании своих площадей. Бывает безумно жаль, когда школа в 20 часов закрывается, а в это время молодежь, родители хотят играть в спортзале в баскетбол. Так вот, теперь у школ появилась возможность сдавать зал в аренду», – добавил Ефим Рачевский.

Елена Низиенко, заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России, также призывает не создавать панику по поводу предстоящих изменений. «Новый способ финансирования позволит учреждению распоряжаться теми средствами, которые будут попадать к ним в виде субсидий. К примеру, сэкономил на коммуналке, тебе не надо эти сэкономленные средства снова вносить в бюджет и просить разрешения на их использование в других целях. Попечительский совет, директор могут направить их, допустим, на покупку школьной мебели совершенно самостоятельно. Что касается платных услуг, они существовали и раньше. Например, третий иностранный язык, танцевальный кружок. В этом смысле для детей и для родителей ничего не изменится», – уверена она.

В школах не появится ночных клубов

Как заявил Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, «ничего нет плохого в том, что, может быть, не конкретно граждане, а муниципалитет заплатит школе из статьи расходов на культуру или связь за то, что школа предоставит свои компьютеры, свой Интернет для жителей этого села, ничего в этом не вижу зазорного».

При этом министр заверил, что школа не может сдавать актовый зал для вечеринок или ночных клубов, потому что это не прописано в ее уставе.

«А, например, для концертов может сдавать, потому что это культурно-образовательная деятельность», – заметил Андрей Фурсенко.

«Я считаю, что школа в селе должна быть социокультурным центром, клубом в хорошем смысле этого слова», – сказал Андрей Фурсенко в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Школы не обанкротятся

В этом уверен Владимир Путин, премьер-министр РФ. «Закон достаточно хорошо защищает имущество бюджетных учреждений, на него (имущество) нельзя обратить взыскание. Эти учреждения нельзя обанкротить в соответствии с законом, поэтому не может быть никакой речи о какой бы то ни было (их) скрытой или тем более открытой приватизации. (...) Ни о какой перекройке бюджетной сферы речь не идет», – заявил он.

Кроме этого, как заверил Андрей Фурсенко, во избежание неграмотного управления образовательными учреждениями для руководителей школ будут организованы специальные курсы. «Проблема заключается в том, что надо учить директоров школ, нам надо учить школьных бухгалтеров, нам надо организовывать для них специальные курсы. Нам надо вообще в значительной степени перестроить всю систему образования», – заявил он в ток-шоу «Гражданская оборона».

О необходимости повышения квалификации директоров школ говорит и Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ.

«Безусловно, не все к этому готовы. Хотя есть сильные школы, в том числе участвовавшие в приоритетном нацпроекте «Образование», которые в последние годы работали в русле этих реформ и сейчас в полной мере готовы ко всем преобразованиям», – заявила она в интервью strf.ru.

«Остальным нужно думать о повышении квалификации – как педагогов, так и директоров. Поэтому увеличено время переходного периода – дано два года, чтобы закон вступил в полную силу. Это достаточный срок, чтобы подготовиться к новым условиям работы. Его следует интенсивно использовать в повышении квалификации, разработке методического сопровождения, нормативно-правовой базы. В каждом регионе надо сформировать команды профессионалов, которые обеспечат реализацию этого закона на местах», – сказала Ирина Абанкина.

Есть и еще один фактор, которые нельзя оставлять без внимания – это управляющие советы, без ведома которых директор не сможет распоряжаться средствами школы. «Администрация не может тратить деньги без наблюдательного совета. Образовательная программа образовательного учреждения утверждается самим образовательным учреждением», – заявил Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» в эфире радио «Эхо Москвы».

О значимости управляющих советов говорит и губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. «Проблема управления образованием, на мой взгляд, достаточно остра на сегодняшний день», – заявил он в интервью «Вести образования». «Сейчас мы ввели такой элемент, как управляющий совет школы, это было обязательное условие для реализации проекта. В управляющие советы вошли и представители шефствующих организаций, и представители родительской общественности. Но, к сожалению, полноценной работы таких советов в большинстве образовательных учреждений пока не происходит. Усилив самостоятельность школ, мы добавили большую самостоятельность директорам, а это, в свою очередь, укрепило их тоталитаризм, что не всегда правильно и однозначно позитивно влияет на качество работы учреждения. В связи с этим в области планируется укрепить и несколько изменить роль школьных советов. Одной из основных форм будет автономизация школ. Образовательные учреждения будут получать статус автономных учреждений, и там уже управляющий совет сможет быть полноценным органом государственно-общественного управления», – сказал Виктор Толоконский.

Школы станут не платными, а самостоятельными

Комментируя ситуацию с новым законом, Министерство образования и науки РФ заверяет, что оно выступает и всегда выступало с позиции обеспечения каждого ребенка качественным бесплатным образованием в школе. «Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование. Положения законопроекта были апробированы в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007–2009 годах в 31 субъекте РФ. Более 20 тыс. школ (40% от общего числа), в которых обучаются 5 из 13 млн школьников, уже начали работать по новым финансово-управленческим принципам. В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литературу (литературное чтение), математику, физику, химию, биологию, историю, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технологию (труд), физическую культуру, географию, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литературу, информатику и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. В 2010 году расходы бюджетов всех уровней на образование в три раза превысят уровень 2004 года и составят 1,76 трлн рублей. Это составляет 4,4% ВВП и превышает расходы по всем другим направлениям…» (по материалам «Новой газеты»).

Как видно из комментариев и заявлений экспертов, принятый закон не так уж страшен для школ. Он не превращает образование в платную и доступную лишь обеспеченным гражданам услугу. Но при этом дает школам большую самостоятельность. Для многих руководителей образовательных учреждений принятие закона стало радостной новостью. Расширение самостоятельности – прекрасная возможность для повышения эффективности управления школой, хотя и колоссальная ответственность.

Плюсы нового закона видит и директор гимназии № 10 города Новосибирска Сергей Бирюков.

«Сейчас, чтобы купить посуду для летнего лагеря к 1 июня, мне нужно примерно два месяца, чтобы пройти всю бюрократическую цепочку и перебросить деньги с одной строчки нашей сметы на другую. В новых условиях для принятия такого решения особого времени не потребуется».

Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института, приветствует принятый закон. «При сметном финансировании средства давались под определенные статьи расходов. До конца года обязательно нужно было их, что называется, реализовать. А теперь представьте, что у меня есть деньги на оборудование, а мне позарез нужен ремонт.

Переоформлять статью приходилось длинным кругом, через Минфин, и разрешение приходило лишь в конце года, когда уже, что называется, поезд ушел. Субсидии дают больше возможностей для использования полученных средств. Есть план подготовки определенного количества студентов, есть госзадание, и под реализацию этого задания вы получаете деньги. А как вы их распределите – это уже ваше дело. На зарплату, на капремонт – решает вуз, но, естественно, понимая всю ответственность такого решения. Ответственность здесь – ключевое понятие», – уверен ректор.

Об ответственности как ключевом факторе, которого боятся директора школ, говорит и Наталья Шадрина, эксперт Института образовательной политики «Эврика», директор автономного учреждения прогимназии № 108 города Улан-Удэ.

«Неготовность директоров школ к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности – один из основных рисков реализации нового закона», – уверена эксперт. «По моим данным, к такому переходу готовы не более 25% управленцев», – заявила Наталья Шадрина. «Важно понимать, что форма автономного учреждения имеет некоторые отличия: финансовая ответственность руководителя автономного учреждения разделена с наблюдательным советом, в то время как руководитель бюджетного учреждения несет ее единолично. Кроме того, степень свободы в плане распоряжения средствами у автономного учреждения выше – руководитель АУ имеет право брать кредиты в банках и хранить средства на собственных счетах; бюджетное учреждение может держать средства только в казначействе», – сказала Наталья Шадрина.

Выходит, что принятый закон дает возможность школам становиться современными, а управленцам выходить на новый уровень хозяйствования. Но судя по тем негативным высказываниям, которые слышны в адрес нововведения, общество слабо верит в то, что школы смогут воспользоваться своим, теперь уже законным, правом на автономность. Однако позитивный опыт есть, и хочется верить, что принятие закона станет тем стимулом, который позволит сделать передовые, но пока редко используемые способы управления школой, массовыми.

http://www.eduhelp.info


Добавить комментарий


Войти на сайт

Новые комментарии

  • Владимир 1 год назад
    Согласен с Вами и спасибо за шикарную статью!

    Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас на сайте 79 гостей и нет пользователей