Образован – значит вооружён

В Государственной Думе состоялись парламентские слушания, посвящённые развитию экологического образования и экологической культуры в Российской Федерации.

Потребительское отношение к жизни приводит к тому, что природа не успевает самостоятельно восстанавливаться. А значит, каждый из нас должен ей в этом помогать.

Понятно, что в первую очередь нужно начинать с себя. Однако без государственной поддержки в вопросах экологии и, что ещё важнее, экологического образования обойтись достаточно сложно. Поэтому многие политики и учёные серьёзно задумались над созданием единой государственной системы экологического просвещения. Участники слушаний обратили внимание на то, что существующий в этой сфере мировой опыт уже приносит результаты.

В своё время ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде разработало международную программу образования в области окружающей среды, которая была позже в той или иной степени принята во многих странах мира. Затем курс экологии был включён в учебные программы.

Получило серьёзный импульс так называемое образование для устойчивого развития. Оно объединяет экологические и экономические дисциплины, даёт знания в области охраны здоровья и предполагает переход к такому содержанию образования, в основе которого – знания, базирующиеся на гармонизации взаимоотношений человека, общества и природы. Россия присоединилась к этой модели в 2005 году.

В нашей стране правовой основой экологического «всеобуча» являются законы об образовании и об охране окружающей среды. Оба документа содержат нормы, регулирующие порядок и организацию системы экологического образования во всех образовательных учреждениях, начиная с дошкольных и заканчивая институтами повышения квалификации. Однако, по мнению участников парламентских слушаний, большинство этих норм носит неконкретный характер. Практически не прописана ответственность за качество образования, отсутствуют механизмы, которые позволили бы экологическим дисциплинам стать обязательными в образовательных программах. Эту проблему и призваны решить поправки к закону об образовании, внесённые в Государственную Думу Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В числе основных мер предлагается внести экологические дисциплины в список обязательных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, обеспечить координацию мер, направленных на развитие экологического образования в субъектах РФ, проводить на постоянной основе ежегодную Всероссийскую олимпиаду школьников по экологии, организовать переподготовку учителей школ и преподавателей учреждений дополнительного образования по реализации программ экологической направленности.

мнения

Евгений Туголуов, председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

«Я считаю, что экологическую культуру следует прививать детям в раннем возрасте. Такую практику уже применяют во многих зарубежных странах. В младших группах детских садов малышей посредством игр учат раздельному сбору мусора, для чего на территории садиков ставят специальные контейнеры. А в школах научные экологические знания детям, наверное, давать не обязательно. Эти знания должны быть общедоступными. Мы очень быстро привыкаем к той грязи, которая вокруг нас, к мусору, свалкам. Поэтому главной должна быть общая культура отношения к природе, а образование – только закреплять это».

Владимир Мединский, член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

«Люди сейчас часто не понимают, что стоит за термином «экологическое образование». В школе это не проходят, в институте этого не касаются. Государственная политика в этой сфере до недавнего времени отсутствовала полностью. В результате мы не знаем, чем дышим, что едим, не совсем понимаем, как нам строить наши дома, совершенно не осознаём опасность многих наших действий или бездействий в области экологии. Что такое полиэтиленовый пакет, в который вы кладёте мусор и выбрасываете на помойку? Что потом с ним происходит? По идее, об этом нужно рассказывать ещё в школе. Поэтому в российский закон об образовании необходимо включать положения об обязательности экологического образования».

http://www.pnp.ru/newspaper/20110617/6853.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 240 гостей и нет пользователей