Образовательное распутье. Вынесенный на общественное обсуждение законопроект оставляет широкое поле для интерпретаций

Олег КОНЮХОВ

Общественное обсуждение нового федерального закона "Об образовании" пока не вызвало столь заинтересованной реакции наших граждан, как обсуждение закона "О полиции", но люди, тем не менее, находят в Интернете нужный сайт и оставляют здесь свои замечания и предложения. При этом надо учесть, что текст законопроекта, написанный на убогом канцелярите, очень мало напоминающем русский язык, одолеть может далеко не каждый гражданин России. И порою можно только гадать, что скрывается за весьма обтекаемыми, зачастую просто расплывчатыми формулировками.

Между прочим, когда первая редакция законопроекта "Об образовании" была в мае этого года размещена на сайте Минобрнауки, чиновники и педагоги разделились на два противостоящих лагеря: первые законопроект взахлеб хвалили, вторые жестко критиковали. Разумеется, простым гражданам составить свое мнение о законе гораздо сложнее, поскольку они не знакомы с системой изнутри. Написанные обтекаемыми фразами положения закона дают возможность для самых различных толкований.

Как заявил Дмитрий Медведев при посещении в начале декабря школы в селе Измайловка Краснодарского края: "Идея, с которой я выступил в Послании, заключается в том, что какая бы школа ни была – либо в ней учатся 1500 человек, либо самые маленькие – каждая школа должна получить свою программу развития".

А вот мнение учителей одной из московских школ о том, что ждет нас с продвижением реформы образования вообще и принятием нового закона, в частности: "Статусы гимназий и лицеев будут сниматься. В итоге останутся 15-20 таких школ на весь центральный регион России, в Москве, возможно, всего одна. В итоге хорошие продвинутые школы, уравненные в правах со школами, средними во всех отношениях, потеряют возможность отбирать себе подходящий контингент учащихся".

Как видим, расплывчатые формулировки законопроекта каждый может интерпретировать по-своему.

А ведь есть еще один определяющий фактор – подзаконные акты, в которых обретет плоть и кровь все, что недосказано в тексте самого закона. Есть, наконец, правоприменительная практика, которая у нас сплошь и рядом нивелирует смысл самых разумных законов. Вот, например, мнение ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова о том, что случилось с законом об образовании 1992 года: "Закон об образовании 92-го года был очень прогрессивным, одним из лучших законов, которые можно было создать, но он несколько опередил свое время. Там были прописаны такие вещи, как нормативное финансирование, конкурсное распределение равенства форм собственности, и это не было реализовано. Система образования и государство, приняв закон, начали отступать от него и делать заплатки консервативного характера в виде подзаконных актов и других документов".

Надо сказать, что новый закон предусматривает введение другими законодательными актами и подзаконными документами целого ряда важнейших компонентов (например, образовательных стандартов). А это означает, что возможности чиновников для поворота любого окончательного текста федерального закона в нужную им сторону практически безграничны.

Тем временем, в рамках образовательной реформы появляются все более экстравагантные инициативы, направленные на изменение школьной программы.

Возьмем известный литературный пример: "По узким ступеням Румата поднялся на второй этаж и, звеня шпорами по камню, направился мимо классов к кабинету прокуратора школы. Из классов неслось жужжание голосов, хоровые выкрики. "Кто есть король? Светлое величество. Кто есть министры? Верные, не знающие сомнений...", "... И Бог, наш создатель, сказал: "Прокляну". И проклял...", "... А ежели рожок дважды протрубит, рассыпаться по двое как бы цепью, опустив притом пики...", "...Когда же пытуемый впадает в беспамятство, испытание, не увлекаясь, прекратить...". Школа, думал Румата. Гнездо мудрости. Опора культуры...".

Между прочим, в этом отрывке из написанного много лет назад романа братьев Стругацких "Трудно быть богом" встает образ вполне отвечающего духу современной образовательной реформы учебного заведения. Здесь – как бы квинтэссенция последних предложений, озвученных представителем "Единой России" Александром Кондаковым для внесения в качестве образовательных стандартов: начальная военная подготовка, ОБЖ, патриотическое воспитание.

Есть и еще один момент: все, что сказано выше, относится только к средней школе, хотя новый закон "Об образовании" включает в себя и положения, определяющие работу вузов.

Что же касается высшей школы, то несколько дней назад обсуждение законопроекта провели ректоры негосударственных вузов.

"Самое популярное предложение среди коллег – отбросить этот закон и написать новый, но мы понимаем, что это нереально и надо корректировать тот документ, который есть. Если мы не создадим конкурентную среду в образовании и науке, а также равные условия для государственных и негосударственных вузов, то образование останется в таком же ущемленном состоянии и будет лишено возможности инновационного развития", – заявил на этом мероприятии ректор Российского нового университета Владимир Зернов.

А вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России Любовь Духанина объяснила, какой удар нанесет новый закон по частным вузам: любое имущество, которое стоит больше 20 тысяч рублей, облагается налогом. Кто станет в таких условиях покупать новое оборудование или дорогостоящие современные учебные пособия? Это приводит лишь к росту цен на частное образование и снижению потребности в инновационном развитии.

В итоге, выступившая в защиту законопроекта заместитель директора департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки Юлия Линская пообещала, что проект будет дорабатываться с учетом пожеланий представителей всех уровней образования, и негосударственного в том числе.

Новая политика

http://www.novopol.ru/-obrazovatelnoe-raspute-text94241.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 38 гостей и нет пользователей