|
Недавно «КП» писала о новых веяниях - в старших классах будут учить детей патриотизму. Но как?
Алексей ДУЭЛЬ
Помочь разобраться я попросил председателя рабочей группы по разработке новых стандартов, управляющего директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова
- Александр Михайлович, зачем понадобились новые стандарты?
- Прежде стандартом был список того, что должен выучить школьник. В результате нынешний документ - это полтысячи страниц текста. Теперь же свод требований, например, для старшей школы, уложится в тоненькую брошюрку. Он станет рамочным для разработки учебных программ и других документов.
- Школьная программа в стандарт не входит?!
- Нет. Она описывается другими документами, главный из которых - «Примерная основная образовательная программа». Она разрабатывается для каждого уровня образования, определяет его содержание и включает программы, ориентированные на достижение заданных результатов. На основе этих программ разработают задания для ЕГЭ.
- Выпускник школы будет знать больше или меньше, чем сейчас?
- Качество подготовки не пострадает. Зато школьник будет лучше готов к жизни. В основу нового стандарта впервые положено не видение педагогов, чему бы они хотели научить, а результаты исследования ученых Института социологии РАН под руководством Давида Константиновского о том, какие запросы к результатам образовательного процесса есть у семьи, общества и государства.
В царские времена народ готовили для службы государю и Отечеству. В советские - для укрепления обороноспособности страны. А нам нужно построить открытое гражданское общество. На подготовку таких граждан школа и ориентирована. Поэтому в стандартах так много говорится о воспитании.
- А каким образом школе заниматься воспитанием?
- К сожалению, в 1991 - 1992 годах в России был лозунг: «Лучше никакого воспитания, чем советское». Школа, насколько это возможно, самоустранилась из воспитательного процесса. К чему мы пришли в итоге, можно было увидеть в декабре на Манежной площади.
В нашей огромной стране, где много религий, сотни народов, нет единого социума. Мы потеряли национальную самоидентификацию и возвращать ее будем через школу. Здесь надо объяснить подросткам, что мы все - граждане одной страны, все ей нужны, от каждого из нас зависит благосостояние всех.
А КОГДА УЧИТЬСЯ?
- Если основное время в старшей школе посвятят социальным навыкам, гражданственности и патриотизму, когда же они будут постигать науки?
- В стандартах предусмотрены три группы результатов: личностные (способность к самореализации и самоопределению, правосознание, способность строить жизненные планы), метапредметные (включают основные межпредметные понятия и универсальные учебные действия, например, подготовку презентации) и предметные (конкретные знания, которые должны быть у выпускника).
Специальных уроков патриотизма не бывает, эти качества ребята будут осваивать, изучая историю, литературу, другие предметы.
На одном из обсуждений стандартов ко мне подошла директор гимназии и сказала: «А мы уже давно так работаем». На самом деле таким образом строят свою деятельность многие сильные школы. Теперь это станет обязательным для всех.
- Не слишком большая нагрузка на ребят?
- До сих пор у нас была догоняющая система образования. Мы тащили к себе в программу с Запада все что можно исходя из принципа «У соседки борщ вкуснее». Было много всего, что зачастую и не нужно. Сейчас переходим к опережающей системе образования и можем четко сформулировать, что должны уметь наши выпускники? Под это мы и оптимизируем школьную программу.
МЕНЮ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКА
- Предметов станет меньше?
- Их станет больше. Но не всем их нужно будет проходить. Принцип такой: с 5-го по 9-й класс все уроки будут обязательными. Затем каждому ученику надо будет выбрать профиль. Мы выделили шесть предметных групп, в каждой из них достаточно выбрать одно занятие. Например, одна группа - это русский язык и литература (базовый уровень обязателен для всех, гуманитарии могут выбрать профильный уровень). В некоторых регионах параллельно будут идти и обязательные занятия по родному языку и литературе.
Вторая группа - иностранный язык. Один - обязательно, второй - по желанию.
Группа общественных наук будет представлена обязательным курсом «Россия в мире», в который войдут сведения из истории, обществознания и географии. Кроме того, можно углубленно изучать историю, географию, экономику или право.
Четвертая группа: математика и информатика.
Естественные науки будут изучать на базовом курсе естествознания (в него войдут элементы физики, химии, биологии и экологии). По этим же предметам разрабатываются и профильные курсы, из которых можно взять один или два предмета.
В набор вошла еще одна группа дисциплин: искусство или предмет по выбору самого ученика.
А обязательными для всех будут основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура.
- Получается, математика и литература не будут обязательными для всех?
- Каждый ученик будет изучать шесть или семь предметов - по одному из группы дисциплин обязательно. Но в некоторых группах можно будет взять сразу два курса. Так что в любом случае на базовом уровне литературу и математику он учить будет.
- Как многопрофильную систему организовать в одной школе?
- Эксперименты по введению профильного образования показали, что школы в состоянии справиться с такой задачей. Но будет логично, если каждое учебное заведение станет специализироваться на одном-двух профилях. Тогда там можно будет собрать более сильных преподавателей, обеспечить им лучшие условия для работы.
В старших классах ребята будут изучать всего девять или десять предметов, которые займут 30 часов в неделю. Сегодня на 18 изучаемых дисциплин приходится по 36 уроков в неделю.
- То есть освобождаться школьники будут раньше?
- Вторую половину дня займут внешкольными занятиями. Учебные заведения получат деньги на проведение экскурсий, всевозможных кружков и секций. Либо ребята отправятся в спортзал, дом творчества юных или домой делать уроки.
Вот только и домашние задания станут другие. Это не будут нудные задания типа реши по образцу, а занимательные задачки, выполняя которые школьник ощутит себя настоящим исследователем.
КСТАТИ
С 1 сентября 2011 года стандарт нового поколения станет обязательным для 1-х классов. С 1 сентября 2015 года - для 5-х. В старших классах новый стандарт станет обязательным с 1 сентября 2020 года.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Надо спасать систему!
Оптимизм разработчиков разделяют далеко не все педагоги. Директор московской школы № 825 Владимир Караковский считает, что новый стандарт не в состоянии остановить развал отечественной системы образования:
- Надо спасать систему образования от развала, а менять нормативные документы один на другой - это не выход из ситуации.
В нашем деле все зависит от учителей и образовательных учреждений, в которых ребят учат хорошему, доброму, вечному. Прошел Год учителя, а что от него осталось самим педагогам? Ничего! Зато над школами существуют 42 организации, которые контролируют нас. Когда с учениками заниматься?..
Хорошо, что вспомнили о воспитательной работе. Но как ее восстанавливать, если выпускники педвузов в принципе не умеют воспитывать, а опытные учителя уже забыли, как это делается? Сказать: с завтрашнего дня мы живем по-новому - недостаточно. Это как проводить «урок патриотизма» - время и силы он займет, а отдачи не будет.
|
|
|