Окажется ли Болонская система образования лучше советской

К началу нового учебного года в России завершился переход на двухуровневое высшее образование — бакалавриат и магистратуру. Студенты должны будут выбирать: ограничиться четырехлетней учебой в бакалавриате или еще на два года пойти в магистратуру.  Впрочем, есть и исключения. В вузах сохраняется прежняя система подготовки по 111 специальностям: по ряду профессий (например, в оборонно-промышленном комплексе) невозможно выучить профессионала за четыре года. Но как бы то ни было, переход на двухуровневую модель коснется абсолютного большинства студентов. Пугают и слухи о том, что магистратура будет исключительно платной. «Итоги» разбирались, что ждет российского студента.

Заплати и учись

В июле в Российский студенческий союз (РСС) посыпались жалобы от учащихся, которые не смогли поступить в магистратуру на бюджетные места, так как таковых там не оказалось. Это заставило и студентов, и преподавателей другими глазами взглянуть на перспективы присоединения России к Болонской декларации, предусматривающей многоуровневое высшее образование. Эта модель пришла в Россию в 1993 году. Три года спустя был принят закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в котором появились определения бакалавра и магистра, и выпускники многих вузов стали получать соответствующие дипломы. При этом официально к Болонской декларации Россия присоединилась только в 2003 году, тогда же начался плавный переход на новые программы «4+2». Все это время шли споры о качестве образования, которое получат студенты при новой системе. Теперь главный вопрос другой: будет ли такое образование доступным?

В РСС насчитали более 50 госуниверситетов, где по ряду специальностей нет бесплатной магистратуры. «В их числе МГУ, там не предусмотрено бюджетных мест на химическом, юридическом, психологическом, социологическом факультетах, а также на факультетах журналистики и иностранных языков, — рассказывает зампредседателя РСС Алексей Крапухин. — В списке многие известные вузы страны, в частности, Высшая школа экономики, Государственный университет управления». К середине сентября студенческий союз намерен подготовить иски против этих вузов. Суть претензий такова. «По Конституции каждый гражданин России имеет право на бесплатное высшее образование, но на практике оно доступно не всем, — поясняет Алексей Крапухин. — Бакалавриат и магистратура — две ступени первого высшего образования, поэтому вузы обязаны выделять бюджетные места».

В самих вузах уверяют, что действуют в рамках закона. Это подтверждают и в Министерстве образования и науки. Ведомство рапортует: по конкурсу в магистратуру на бюджетной основе может поступить каждый россиянин со степенью бакалавра. Но при условии, что это первое высшее образование — второе у нас можно получить только платно. По данным министерства, в этом году для поступающих в магистратуру выделено 53,4 тысячи бюджетных мест (по программам подготовки бакалавров и специалистов — 437,4 тысячи бюджетных мест). Для сравнения: по программам магистратуры в 1999 году было принято 7,7 тысячи человек, а в 2009 году — уже 37,3 тысячи. «Получается, что в этом году контрольные цифры выросли более чем на 20 процентов, — комментирует директор департамента профессионального образования Минобрнауки Татьяна Давыденко. — Увеличение приема в магистратуру на 10 тысяч человек реализовано в первую очередь на базе ведущих университетов страны. В их числе МГУ, СПбГУ...» Судя по этим данным, средний конкурс может составить порядка 8 человек на место, если, конечно, поступить туда захотят все бакалавры. Значит, если на факультете открывают 25 бюджетных мест в бакалавриате, то в магистратуру бесплатно могут поступить только трое.

Формально вузы чисты перед законом. «По некоторым специальностям возможна ситуация, когда в вузе мало или вообще нет бюджетных мест, — поясняет Татьяна Давыденко. — Как правило, такая проблема возникает на тех направлениях, которые не слишком востребованы экономикой, в связи с чем Минобрнауки вынуждено сокращать по ним объемы госзаказа». В этом случае у студента есть как минимум три варианта действий. Возможность поступить в магистратуру на платной основе или по другому направлению и право академической мобильности, которая является одной из основных идей Болонского процесса, — то есть продолжить обучение в другом вузе.

Многие студенты уже вняли советам министерства. Среди них москвич Олег Зуйченко. «В этом году я поступил в магистратуру на социологический факультет, хотя окончил бакалавриат по праву, — рассказывает он. — Пошел в другой вуз, так как в моем было всего несколько бюджетных мест, а в магистратуру хотели попасть почти все бакалавры. Зато теперь у меня будет две профессии в рамках одного высшего образования. Разве плохо?»

Преподаватели, однако, бьют тревогу, так как боятся массового выпуска «недоспециалистов». Экзамен — это лотерея. Сдать вступительные в магистратуру по другой специальности, наверное, многие смогут, но вот полностью овладеть новой профессией за два года — вряд ли. «В этом году ко мне в магистратуру по журналистике пришло примерно 30 процентов студентов, которые оканчивали бакалавриат по другим специальностям, — говорит кандидат филологических наук Леонид Колосс. — Приходили географы, люди с музыкальным образованием и даже спортсмены».

Леонид Колосс считает, что в некоторых случаях такая практика имеет свои плюсы. У студентов появляется возможность в рамках одного высшего образования выбрать какую-то узкую специализацию: например, спортивный журналист или музыкальный критик. «Но по многим профессиям такая практика может оказаться порочной», — продолжает преподаватель.

Еще один немаловажный вопрос — цена образования. В МГУ, например, обучение в магистратуре стоит порядка 270—290 тысяч рублей в год, а в Российской академии народного хозяйства и госслужбы — от 100 до 450 тысяч. В вузах ссылаются на то, что по многим направлениям трудно обеспечить бесплатное обучение. Но выход найти несложно — надо лишь внимательнее присмотреться к западному опыту. «На Западе магистратура построена по кредитно-модульной системе, — поясняет Леонид Колосс. — Один кредит — это своего рода курс знаний, которые студент получает во время учебы, — стоит в среднем 30—60 евро. А их нужно освоить, например, 30 за один курс. Вполне посильная плата. Платить за обучение может и сам студент, и его родители или будущие работодатели. У нас же в основном оплата ложится на родительские плечи. К тому же на Западе есть система грантов».

Магистром можешь ты не быть

В магистратуру стремится поступить абсолютное большинство бакалавров. «Я, например, воспринимаю бакалавриат и магистратуру так же, как среднюю школу: после 9-го класса более слабые ученики уходят в колледжи, а лучшие поступают в 10-й класс, — говорит студент-филолог четвертого курса одного из московских вузов. — Кому хочется быть недоучкой? В вуз идут люди, которые намерены сделать карьеру, а на человека с дипломом бакалавра работодатель будет явно смотреть свысока». Похожего мнения придерживаются и многие вузовские педагоги.

«На Западе в магистратуру идут люди, которые хотят сделать карьеру в науке, — рассказывает профессор, доктор химических наук Александр Кузнецов. — У нас же — просто потому, что так положено. У парней еще одна мотивация — откосить от армии. Я убежден, что как минимум половине моих студентов магистратура просто не нужна. Пусть слабые студенты отсеиваются хотя бы на стадии магистратуры».

В России студенты-магистры пока мало думают о научном будущем — больше интересуются, как воспримет их будущий работодатель. Об этом наглядно свидетельствуют результаты летнего исследования кадрового холдинга «АНКОР». 38 процентов студентов считают, что им просто необходимо продолжить обучение в магистратуре, так как диплома бакалавра, мол, недостаточно для получения хорошей работы. 37 процентов считают, что степень магистра позволит им углубить знания или получить еще одну специальность. Лишь 8 процентов студентов говорят, что магистратура — первый шаг к научной работе. Фактически результаты исследования доказывают, что студенты просто не знают, какие возможности дает им бакалавриат и зачем, собственно, нужно отправляться в магистратуру.

Впрочем, и многие работодатели относятся к бакалавриату как к неоконченному высшему образованию, а к бакалаврам как к недоучкам. «На мой взгляд, полное высшее образование — это магистратура, — говорит гендиректор центра «ПрофГид» Эльмира Давыдова. — С другой стороны, все зависит от программы конкретного вуза. Я встречала людей с тремя-четырьмя высшими образованиями, которые были совершенно профнепригодны. Но тот факт, что во многих вузах появляется только платная магистратура, — огромная трагедия, ведь фактически это ставит крест на полном бесплатном высшем образовании».

Уже через несколько лет в вузы начнет поступать молодежь, родившаяся в 2000-х годах, то есть во время беби-бума. Проходные баллы станут выше не только для поступления в бакалавриат, но и, естественно, в магистратуру. Вряд ли все талантливые ребята смогут их получить. Неплохо было бы уже сейчас подумать о них. Например, о системе поддержки в виде грантов и материальной помощи со стороны будущих работодателей. Но так далеко у нас, к сожалению, никто не заглядывает.

http://www.itogi.ru/obrazovanie/2011/35/168995.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 79 гостей и нет пользователей