ОЛИМПИАДЫ - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ШАНС ИЛИ БУНТ ПРОТИВ ЕГЭ?

"Олимпийцев" признали одной из главных бед ЕГЭ-2009: слишком уж рьяно отбирают они учебные места у выпускников "егэшников". А ведущие университеты страны, напротив, возлагают надежды на школьников с нестандартным мышлением. Так что такое нынешние олимпиады -дополнительный шанс для юных талантов или скрытый бунт вузов против ЕГЭ? В разгар олимпиадного сезона подробности выясняла корреспондент "Недели" Дарья Варламова.

По прогнозам экспертов, в этом году в олимпиадах примет участие около полумиллиона старшеклассников. При этом число олимпиад для школьников сократилось: 87 вместо прошлогодних 120. Большинство из них - по математике, на втором месте и третьем месте - физика и обществознание. Наименьшей популярностью пользуется литература.

Чтобы не запутаться в огромном количестве интеллектуальных соревнований, Минобрнауки еще в прошлом году ввел строгую иерархию. Олимпиада первого уровня - как минимум три тысячи участников из не менее чем 30 регионов. Второй уровень - не менее 1,5 тыс. школьников из 15 регионов. И третья, самая скромная категория - не менее 300 школьников из трех регионов. Над всем этим изобилием гордо царит традиционная Всероссийская олимпиада победителей и призеров ее финального этапа по-прежнему принимают в вузы без экзаменов.

Олимпиадникам более мелкого пошиба университет может предоставить три варианта льгот. Во-первых, просто зачислить абитуриента без экзаменов на специальность, соответствующую профилю олимпиады. Соответствие определяется самим вузом. Во-вторых, засчитать диплом победителя или призера олимпиады за максимальный балл по профильному предмету или творческому конкурсу. И, в-третьих, приравнять победу к 100 баллам ЕГЭ по предмету олимпиады. Кто-то может предоставить все варианты льгот, а кто-то пожадничать и совсем не давать поблажек: это остается на усмотрение вузов. В любом случае надо сохранять последовательность: если победителям олимпиад 3-го уровня льготы предоставляются, то и чемпионам более "высокопоставленных" олимпиад придется смягчать условия поступления. Определиться со стратегиями вузы должны до 1 июня.

Одно из главных опасений поклонников ЕГЭ - не наплодят ли университеты бесконечное число разнообразных олимпиад? Скажем, у того же МГУ целых - восемь: и для полиглотов, и для химиков, и даже для школьников - знатоков государственного аудита (есть ли такие?). Кстати, давать комментарии на эту тему в главном вузе страны отказались. А прописанная Минобром взаимная лояльность может привести к бесконечным "перекрестным" поступлениям. Например, выигравшие олимпиаду в МГИМО будут претендовать на место в МГУ и наоборот. Тогда обычным абитуриентам будет сложновато подступиться к бюджетному образованию.

Но самовольно организовать олимпиаду вроде как нельзя - необходимо отправить заявку Российскому совету олимпиад для школьников, где после тщательной проверки всех необходимых документов будет принято решение: быть олимпиаде или не быть. Кроме того, во избежание халатности и блата РСОШ собирается направлять в регионы экспертов, которые будут отслеживать качество заданий и их оценок на местах.

Через олимпиады можно будет попасть и в магистратуру - хотя пока это опция работает лишь в Высшей школе экономики. Но уже сейчас потенциальными магистрами могут стать не только россияне, но и жители Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины. В отличие от школьных магистерская олимпиада проводится в один тур. По результатам прошлогодней олимпиады в ГУ-ВШЭ было принято 225 человек.

Концепция школьных олимпиад очень удачно попала в струю модных нынче "модернизаций" и "инноваций". Государство проявляет внимание к молодым и талантливым как к ресурсу необходимых кадров - не случайно одну из своих олимпиад МГУ проводит совместно с "Роснанотехом". А так как ЕГЭ по-прежнему далеко не всеми воспринимается как убедительный показатель знаний, рвение вузов понятно - им хочется ввести собственные, уникальные критерии отбора. Этот механизм еще несовершенен - но в принципе он не более способствует предвзятости и коррупции, чем прежние вступительные экзамены. Зато у школьников появляется сразу несколько возможностей штурмовать вуз своей мечты.

Позиция вузов

Алмазия Катаева, ответственный секретарь приемной комиссии РГГУ:
- Льготы для "олимпиадников" вполне справедливы, ведь в олимпиадах может участвовать каждый. У детей появляется выбор: хочешь - иди на олимпиаду, хочешь - сдавай ЕГЭ. В нашем вузе в этом году проходят только две олимпиады - по русскому языку и по истории. В прошлом году их было три, и по результатам олимпиад поступило 186 человек на 1000 мест - не так уж много. Кроме того, вуз не может организовывать олимпиады без разрешения Совета олимпиад, который контролирует все стадии олимпиадного процесса. Так что олимпиады вряд ли станут завуалированной формой вступительного экзамена в обход ЕГЭ - возможности есть для всех.

Дмитрий Ягодников, директор центра довузовской подготовки МГТУ им. Баумана:
- Поощрение вузовских олимпиад для школьников оправданно - их участники прилагают немалые усилия для того, чтобы поступить в конкретный вуз, они осознают, где именно хотят учиться, в отличие от обычных абитуриентов, которые сдают ЕГЭ и рассылают результаты по разным вузам, не всегда знакомясь с их спецификой. Кроме того, уровень олимпиадных заданий гораздо выше, чем на заданиях ЕГЭ. В прошлом году по результатам олимпиад в наш вуз поступило 42% от всего числа принятых в МГТУ им. Баумана. Мы проводили анализ успеваемости по итогам первой сессии - у студентов-"олимпиадников" успеваемость на 10-25% выше. У нас проходит олимпиада по комплексу предметов "Техника и технологии", которым соответствуют общеобразовательные дисциплины математика и физика, в рамках олимпиады для школьников "Шаг в будущее". Из 4000 участников заключительного этапа победителями станут около 400 школьников - всего мы планируем принять в вуз 3000 студентов.

Борис Смитиенко, проректор по учебной работе Финансового университета при правительстве РФ:
- Не стоит сравнивать "олимпиадников" со льготниками, которые поступали по медсправкам, имея весьма незначительные баллы по ЕГЭ. Льготники в основной массе не подтвердили своих знаний в нашем университете. Такие же проблемы возникли с некоторыми из целевиков. А вот "олимпиадники", которые в прошлом году составили 13,7% от общего числа поступивших, проявили себя как достойные студенты, никто из них отчислен не был. Насчет олимпиад у нас довольно четкая позиция - из всего перечня мы выбрали те, которые признаем профильными. Их 69. Победителей принимаем без экзаменов, а призерам даем 100 баллов ЕГЭ по предмету олимпиады. Что касается общего числа олимпиад - оно должно быть оптимальным, чтобы олимпиады не стали каналом для поступления в вузы выпускников с некачественными знаниями. Наш ректор еще в прошлом году говорил о необходимости их разумного сокращения. Но это вопрос деятельности контрольных органов.

Мнения репетиторов

Светлана Баушева, репетитор по химии и биологии:
Олимпиадные задания отличаются повышенной сложностью, чего не могу сказать о Едином госэкзамене. Но подготовить более или менее способного ученика к олимпиаде, разумеется, можно - особого таланта здесь не требуется.

Борис Семенов, репетитор по математике и физике:
- На олимпиадах даются нетиповые задачи, поскольку цель олимпиады - выявить наиболее способного математика. ЕГЭ проверяет умение решать задачи только определенного типа. Хотя задачи, предлагаемые на ЕГЭ под номерами С4-С6, относятся к олимпиадным. Причем С4 и С5 формально требуют теоретических знаний, соответствующих уровню школьной программы для профильных классов. С6 требует понимания теории чисел, на которую в старших классах учебное время не выделяется. Но олимпиады охватывают значительно более широкий круг задач. И хотя говорить об интеллектуальном превосходстве "олимпиадника" над отличником по ЕГЭ трудно, математический кругозор у победителя олимпиады может быть шире.

Виктор Нейман, президент Ассоциации репетиторов:
С начала 2000-х годов происходит некоторая подмена понятий: после запрещения досрочных вступительных экзаменов многие вузы стали проводить собственные олимпиады, хотя по сути это и есть досрочные вступительные экзамены. Так вот к таким "олимпиадам" готовят многие и многих. Уровень заданий там обычно весьма высокий, но задачи вполне обыкновенные. Однако есть и другие. Например, Московская математическая олимпиада, Всероссийская олимпиада по геометрии им. И.Ф. Шарыгина и др. Здесь задачи предполагаются принципиально другого уровня, весьма "добротный" школьник математического класса может, придя на такую олимпиаду, не решить ни одной задачи. Преподавателей, которые умеют готовить к таким олимпиадам, очень мало. Обычно это те, кто в прошлом имел какое-то отношение к составлению или проведению олимпиад.

 
Олимпиада школьников МГУ "Ломоносов", 2009-2010 учебный год

Ощущения студентов

Антон Зайниев, студент Высшей школы экономики:
- Я занимался на факультете дополнительной подготовки ГУ-ВШЭ, когда узнал про майские олимпиады. Тогда еще были другие правила, можно было засчитать олимпиаду как вступительный экзамен. И я воспринял это просто как возможность сдать часть вступительных заранее. Повезло - меня сразу зачислили в вуз. Но я все-таки не вижу большой необходимости в олимпиадах. У кого есть способности, тот и через ЕГЭ поступит. Тем более что олимпиады, как мне кажется, все-таки дают преимущество москвичам, ведь даже региональные туры охватывают далеко не всю страну.

Дарья Янушкевич, студентка РЭА им. Плеханова:
- Я поступала в академию по ЕГЭ, и особой конкуренции со стороны "олимпиадников" не заметила. В принципе бесплатные места для победителей олимпиад - это справедливо. Хотя не все могут позволить себе участвовать в олимпиадах и готовиться к ним - это зависит и от наличия свободного времени, и от финансов, и от профессиональных репетиторов. С этой точки зрения ЕГЭ - более объективный показатель знаний, ведь его все сдают в равных условиях, когда просто некуда деваться: хочешь не хочешь - приходится писать.

Какие нововведения ждут абитуриентов в 2010 году?

* Вузы смогут устанавливать свой пороговый экзаменационный балл - выше, чем определенный Рособрнадзором. Причем "индивидуальная настройка" может применяться не только к профильному предмету.

* Зачисление пройдет в две волны - с 30 июля по 5 августа и с 5 по 10 августа. Причем абитуриенты, зачисленные в первую волну, будут ждать возвращения своих документов не дольше суток.

* Абитуриент сможет подать заявления только в пять вузов (не больше трех конкурсов внутри вуза). Это вроде как должно упростить работу приемных комиссий и избавить будущих студентов от бесконечных метаний. Но на деле абитуриенты в прошлом году подавали документы в среднем в 2,86 вуза.

* Не нужно будет заверять копии документов и прикладывать свидетельства по ЕГЭ: набранные абитуриентом баллы будут проверять по федеральной базе. Фотографии при поступлении тоже не понадобятся: их нужно будет сдать после зачисления.

Ольга Каширина, генеральный секретарь Российского союза ректоров: Одаренным детям сложно проявить таланты на экзамене

- Олимпиады и ЕГЭ - законодательно обусловленные и взаимно дополняющие друг друга механизмы проверки знаний ученика и поступления в вузы. Поэтому каждый абитуриент в вузе займет только свое место. Главная цель олимпиадного движения - поиск талантливых детей, тех, кто благодаря своим способностям может составить интеллектуальную элиту будущей России. По сути, олимпиады - это образовательный лифт для одаренных детей. Таким ребятам психологически сложно проявить свои таланты на формализованном экзамене. К тому же многие из них живут в отдаленных регионах и малообеспеченных семьях, и поэтому почти не надеются на поступление в вуз. Говорить о том, что олимпиады лишь способ поступить в вуз, неверно хотя бы потому, что в них участвуют не только выпускники, но и ученики 9-10-х классов. Такие состязания формируют у подростков культуру интеллектуального творчества. Кстати, показателен мониторинг успеваемости первокурсников, проведенный Российским союзом ректоров. Из него следует, что на прошедшей зимней сессии студенты, поступившие в вуз через олимпиады, продемонстрировали успеваемость на порядок выше тех, кто поступил по результатам ЕГЭ.

Примеры олимпиадных заданий

Обществознание (социология)
Темы для эссе 1-го этапа олимпиады школьников МГИМО

1. Президент Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию сказал, что модернизация России должна основываться на "гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни". А как вы понимаете гуманистическую направленность модернизации?
2. "Глобализация разобщает не меньше, чем объединяет" (З. Бауман).
3. Конфликт "отцов и детей" существовал всегда. Почему? Изменился ли его характер сегодня?
4. "Борьба или сотрудничество?" К. Маркс утверждал, что основным законом общественной жизни является "классовая борьба", русский мыслитель П.А. Кропоткин, возражая ему, настаивал, что основным законом общества является закон "взаимной помощи". Кто из них, по-вашему, был прав?

Математика
Задание олимпиады "Ломоносов-2009", МГУ
Какие значения может принимать наибольший общий делитель натуральных чисел m и n, если при увеличении числа m на 6 он увеличивается в 4 раза?

Литература
Задания олимпиады "Ломоносов-2009", МГУ

Раскройте в письменном виде одну из следующих тем:
1. Народная война в романах А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и
Л.Н. Толстого "Война и мир".
2. Сила любви и страха у Катерины Кабановой.
3. Художественное воплощение добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

История
Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников ГУ ВШЭ

Крестьяне получили право основывать свои мануфактуры по указу:
А) Петра I
Б) Анны Иоанновны
В) Елизаветы
Г) Екатерины II
Д) Павла I

Промышленный переворот - это:
А) рост числа городов и городского населения
Б) замена ручного труда машинным
В) приобретение крупной промышленностью ведущей роли в экономике
Г) ведущая роль государства в экономике

Недостающие звенья

Самым значительным научным событием недели стало объявление о синтезе 117-го элемента таблицы Менделеева. Именно объявление, а не сам синтез, который был осуществлен в феврале. Руководитель этой работы академик Юрий Оганесян еще в марте сообщил "Неделе" о завершении беспрецедентного эксперимента, но предупредил: мы можем рассказать об этом не ранее, чем из печати выйдет номер журнала Physical Review Letters с описанием открытия. В среду статья в журнале вышла.

Теперь о сути открытия. Уже у элемента нобелия (N 102 таблицы) период полураспада составляет секунды, и считалось, что следующие по порядку элементы будут иметь еще меньшие периоды полураспада. Что, как говорит академик Оганесян, "в сущности, обозначает границу существования материального мира". Однако в середине 60-х годов теоретики предсказали, что в области атомных N 110-120 могут существовать весьма устойчивые элементы, - это так называемый "остров стабильности". В 1970-1990 годы это было подтверждено экспериментально, в частности, в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне группой Юрия Оганесяна были синтезированы элементы с N 114, 116 и 118, в тысячи раз более устойчивые, чем их более легкие предшественники. И вот сейчас заполнена "дырка" - там же, в Дубне, синтезирован элемент N 117. Разумеется, ни о каком практическом применении этого элемента сейчас не может быть и речи. Но история науки показывает, что даже самые, казалось бы, экзотические и бессмысленные открытия и изобретения через какое-то время оказываются чрезвычайно востребованными. На вопрос министра финансов Гладстона, что толку в электричестве, Майкл Фарадей ответил: со временем вы будете брать с него налоги. А пока поздравим соотечественников с выдающимся результатом. Все-таки в нашей науке еще остались острова стабильности и таланта! Таким образом, ликвидировано недостающее звено в последовательности химических элементов - до 118-го включительно.

На неделе нашли и недостающее звено эволюции человека. В знаменитой пещере Стеркфонтейн в Южно-Африканской Республике, где уже было сделано немало открытий и которую иногда называют колыбелью человечества, вероятнее всего, появились первые австралопитеки и существа вида homo. А сейчас здесь нашли скелет неизвестного вида людей, возможно, промежуточное звено между австралопитеком и homo habilis - человеком умелым. Вывод сделали на основании расшифровки ДНК. Важно, что скелет почти полный, - по костям таза можно понять, было ли существо прямоходящим, по костям запястья - могло ли оно хорошо работать руками, например, изготавливать орудия труда и охоты. Кстати, только что откопали и остатки самой древней рукотворной каменной стены - ее для защиты от ветра соорудили 23 тысячи лет назад жители Фессалийской равнины в Греции. В суровую зиму-2010 греки даже задумались: а не пора ли им строить новую стену, причем повыше?

http://www.inauka.ru/education/article100456.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 27 гостей и нет пользователей