Острые вопросы начальнику образования

Маргарита Русскова

Глава Департамента образования Москвы, бывший «федерал», заместитель министра Андрея Фурсенко, Исаак Калина был переброшен «на Москву» четыре с половиной месяца назад (характерно, что при этом должность руководителя Департамента сразу выросла до уровня министерской). В бытность замом министра действовал скорее как серый кардинал и довольно редко выступал публично. И вот, похоже, началось активное хождение Исаака Калины в народ.

На этот раз господин Калина встретился лицом к лицу с учителями на ежегодном Педагогическом марафоне, проходившем в столичном лицее №1535. Встреча произошла в первый же день работы учительского форума, День классного руководителя.

На встрече с Исааком Калиной побывала учитель литературы лицея № 1535 Маргарита Русскова, написавшая для «Газеты.Ru» очерк-репортаж с места событий о непростом разговоре главы департамента и педагогической общественности. – ред.

В прошлый, в декабре месяце, приезд нового начальника в эти же стены был боольшой переполох. Два десятка директоров покорно ждали главу Департамента часа полтора, как нашкодившие первоклассники. В этот раз Исаак Иосифович был четок, опоздал всего минут на семь. Вошел в зал без охраны в бронежилетах.

Зал на 300 мест был полон под завязку, желающие присутствовать при историческом событии стояли даже вдоль стен.

Явление нового главы Департамента образования народу, как ни странно, не было встречено бурными овациями, а на тех, кто было неуверенно захлопал, посмотрели подозрительно. Было заметно, как устали педагоги от реформании последних лет и как не доверяют они чиновникам.

Признаю, что остаться на сцене наедине с залом, словно тореадор с быком, смог бы не каждый функционер. Но Исаак Иосифович Калина сразу продемонстрировал твердость характера. Понятно, что на первом ряду сидели его секретари, фиксировавшие ход дискуссии, и все же... Многие наверняка ожидали, что встреча пройдет в формате тронной речи нового начальника и, конечно, речь эта будет об инновациях. Приятная неожиданность: это был диалог. Ведущий встречи, главный редактор «Первого сентября» Артем Соловейчик, пообещал, что скучно не будет — и не обманул.

Присутствующим было разрешено задавать острые вопросы — и эти вопросы прозвучали.

На марафоне проходил День классного руководителя, поэтому глава Депарамента сам обозначил почти трогательную тему разговора: советы классных руководителей управленцам. Но в зале, пусть и в День классного руководителя, присутствовали, конечно, не только классные дамы, а и учителя разных предметов, методисты, директора школ. Поэтому диалог не ограничился вопросом о статусе освобожденных классных руководителей (к сведению читателей, сейчас в практику школ вошел институт тьютеров, социальных педагогов). Об освобожденных классных руководителях у Исаака Калины свое оригинальное мнение, как и по ряду других вопросов. Он считает, что за жизнедеятельность класса должен отвечать не освобожденный педагог, а именно учитель, который преподает в этой школе, но при этом он не должен вести свой предмет в этом классе.

Высокий начальник общался в манере веской, речью пользовался медленной, четко артикулированной. С примерами, цитатами и шутками. Без помощи шпаргалки.

Отвечал на вопросы развернуто, обстоятельно. Периодически выдавал афоризмы, иногда цитировал и самого себя. Обращался к залу уважительно: коллеги. Призывал вместе продумать проблему, внести предложения. Настойчиво подчеркивал, что знает не понаслышке практическую сторону дела — сам работал и учителем, и директором. Собравшиеся задавали вопросы в микрофон, подавали в качестве записок и даже выкрикивали прямо с места.

Вопрос, прозвучавший первым, о компьютеризации школ, лично мне показался «подставным». Ведь это конек всей «тюменской модели», активным сторонником которой является Калина. Но меня удивило неожиданное мнение чиновника о том, что приобретение компьютеров учреждениями образования Москвы может оказаться излишним: у большинства учащихся вот-вот появятся свои ноутбуки, и разумнее окажется потратить бюджетные деньги на мощный интернет.

Позже к вопросу технического оснащения школ вернулась одна из выступавших, сообщив, что у них в школе стоят компьютеры еще прошлого века. А другая участница сообщила, что их компьютеры куплены на деньги спонсоров, но у школы не хватает средств на обслуживание.

Да, пока еще далеко не все о ситуации в столичном образовании знает начальник. Так, для него новостью стало то, что в Москве создана ассоциация не только учителей истории, но и давно действует ассоциация географов. Резкое мнение от ее представителя о недопустимо низком сегодняшнем статусе учителя Исаак Калина парировал неожиданным комплиментом всем присутствующим. Оказывается, он регулярно встречается с родительской общественностью и родители буквально засыпают его похвалами в адрес своих педагогов. Народ в зале слезы умиления при этих словах не пролил и отнюдь не безмолвствовал.

Зал зашумел неодобрительно: да, мол, какое уважение, раз назвали сферой обслуживания. И дело не только в зарплате, а в Москве даже в первую очередь и не в ней.

Чиновник с гордостью сообщил, что за время, прошедшее с момента вступления в должность, лично успел посетить первую сотню школ (из 1705). Признался, что любит инспектировать без предупреждения, по воскресеньям: охрану проверяет, просит открыть кабинеты физики и химии, ознакомиться с оснащением. По Москве вообще прокатилось в последнее время цунами проверок. Коллективы лихорадит и выбивает из нормального ритма необходимость натаскивания на сдачу аккредитационных тестов. Глава же Департамента считает, что к этому процессу не нужно специально готовиться. Аккредитация учреждения должна вообще проводиться за один день. Цель — отсечение тех школ, где образовательный процесс почти отсутствует. И, кстати, он готов услышать и учесть мнение педагогов о содержании КИМов для аккредитации (аплодисменты в зале). В связи с этим вспомнил удачную организацию проверок в армии. Ответные выкрики из зала: «Школа не армия!»

Несколько противоречиво на этом фоне звучал следующий рефрен: школа должна стать свободной и самостоятельной. Важно, сложился ли в школе педагогический коллектив, без которого нет и настоящего образования. Велика его роль в распределении средств, в том числе – в распределении премиального фонда по новой системе оплаты труда. Неодобрительные возгласы с мест: «Лизоблюдам...».

Также вызвало бурную реакцию высказывание Калины, что аттестация учителя – не дело самого учителя.

Это задача чиновников и органов внутришкольного контроля, а учитель должен спокойно продолжать работать. Но в положении об аттестации пока прямо написано противоположное, о чем и высказывались с мест. Педагогов волнует, что теперь на результат аттестации учителя влияют результаты ГИА и ЕГЭ его учеников (так называемое «качество образования»). А ведь дети приходят в тот или иной класс по уровню очень разные, есть школы инклюзивного обучения... По этому аспекту глава Департамента так и не сформулировал удовлетворительного ответа.

Еще одна звучавшая тема – аттестация учеников.

Господин Калина лично меня порадовал заявлением, что если бы он был директором, то сочинение в 10-м классе проводил бы обязательно, не дожидаясь, пока наверху разберутся.

А еще одну аттестацию устроил бы в 7-м классе, когда у детей теряется мотивация к учебе. При поступлении в 1-й класс, пошутил он, еще один ЕГЭ не нужен, но психолого-медицинская экспертиза необходима. Разработка ЕГЭ по редким иностранным языкам (итальянскому, китайскому) — дело дорогое, потому в закон нужно включить пункт о возможности для вузов проведения экзаменов по ним в традиционной форме.

По мысли начальника, укрупнение (слияние) школ, которое тревожит педагогов, необходимо не только для экономии денег, но и для создания нормальной образовательной среды – как для учеников, так и для учителей. Мнения из зала: «Школа не завод!»

А еще Исаак Калина открыл важную стратегическую тайну: в столице заработает пилотный проект, скоро 125 школ начнут функционировать по новым принципам финансирования. Что это будет? Абсолютная прозрачность всех финансовых потоков: любой чиновник, родитель, учитель легко сможет в них разобраться. Самостоятельность учреждения в определении, на какие статьи будут израсходованы деньги. При этом «лужковские» надбавки сохранятся для всех школ, заверил учителей господин Калина. Тем, которые участвуют в эксперименте, добавят бюджетных средств, некоторым — даже до 30 и 40% , т. к. у них имело место недофинансирование. Следить за ходом эксперимента можно будет на сайте Департамента образования. Все остальные школы должны захотеть стать элитными, и их тоже поддержат...

Господин Калина выдал формулу «нормальной школы»:

первое — нормальные учителя; второе — современное оснащение; третье — уважительные по отношению к ребенку культурно-бытовые условия; четвертое — полноценная, насыщенная среда общения. Наконец глава Департамента рискнул и сам задать вопрос залу: чего делать управленцам нельзя? Выкрики с места: «Воровать нельзя!» — Калина парировал: «Воровать нельзя — это мне мама давно сказала, ничего нового». В конце разговора Исаак Калина подвел итог: «Ну вот, что вы, школа, заказали, по тому и будем работать». Итак, мы заказали... Ну, теперь посмотрим!

Нельзя не признать, что на этой встрече главного школьного начальника Москвы с учителями его педагогический талант проявился во всем блеске. Все-таки Исааку Калине удалось завоевать большую часть зала, даже два раза сорвать аплодисменты. И пусть несознательные гражданки с задних рядов заторопились прямо по ногам в буфет, в то время как глава Департамента еще продолжал отвечать на записки из зала, уже за рамками регламента, но когда в самом финале ведущий встречи Артем Соловейчик спросил у зала, важны ли такие разговоры, в ответ прозвучало уже достаточно стройное: «Очень!»

В коридоре люди продолжали буквально на бегу засыпать управленца вопросами. Он отвечал деловито, хотя и кратко. Спрашивающие были эмоциональны, подобострастия не испытывали, даже дерзали поучать высокое начальство. Высокое начальство этим как будто не смущалось.

Не удержусь, приведу отдельные афоризмы, специально выписала. Итак, из И. И. Калины (внести в записную книжку каждого педагога):

Когда я был на федеральном уровне, я не понимал этой проблемы.
Судьба от вас, а не от меня зависит.
Нельзя поднимать статус учителя, не поднимая статус школы.
Вся страна знает, кто такой нормальный учитель. Только те, кто проводит аттестацию, не знают.
Плохо вы бабушек знаете!

Стоит заметить, что господин Калина очень хорошо умеет формулировать очень правильные слова. Например, о том, что главное лицо в школе – учитель. И, хотя больше говорит сам (ну, они начальство – им по должности положено), способен внимательно выслушать их, этих «главных». Что дает какие-то надежды на возможность совместных и продуманных действий. Сумели же недавно директора престижных школ как-то договориться с господином начальником Департамента, и вот уже угроза отмены статуса лицеев и гимназий в Москве вроде как миновала.

Добавлю для желающих: 15 апреля, в День школьной администрации, состоится еще одна встреча с Исааком Калиной. Вход обещают свободный.

Правильным было бы предварительно ознакомиться с разрекламированным проектом развития московского образования на 2012 – 2016 гг. (см. его на сайте Департамента образования Москвы). Ведь господин Калина любит вопросы по делу и поострей.

Газета.Ru

http://www.gazeta.ru/education/2011/03/28_a_3567389.shtml


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 61 гость и нет пользователей