Школьников хотят обязать сдавать зачет по правилам дорожного движения

Учеников российских школ хотят обязать сдавать зачет по правилам дорожного движения для пешеходов. Соответствующее обращение (есть в распоряжении «Известий») с предложением посвятить часы, выделенные ОБЖ, изучению культуре поведения пешеходов на дорогах, а также ввести обязательную форму отчетности по этому направлению министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову направил председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков. По оценкам экспертов, особое внимание необходимо уделить переходу дороги в тех местах, где разрешено, а также особенностям поведения пешеходов на трассе в темное время суток. Предполагается, что учащиеся начнут изучать культуру поведения пешехода в средней школе, при этом оценка не будет идти в итоговый аттестат. По официальным данным, за первые 11 месяцев 2014 года произошло 23 тыс. ДТП с пешеходами, при этом больше всего происшествий случилось в Москве (1792 случая).

Как пояснил Антон Цветков, в настоящее время подобных зачетов для школьников не предусмотрено, так же как и самодостаточной программы обучения ПДД. Отдельные элементы преподаются в рамках курса «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), но это носит неповсеместный и несистемный характер.

— Cегодня у нас в системе школьного образования не существует отлаженного механизма обучения детей правилам, которые должны соблюдать пешеходы. Как следствие, не предусмотрено никакого контрольного среза, позволяющего оценить знания ученика — обязательного зачета, — пояснил Цветков. — Получается, что, прежде чем получить права и сесть за руль, человек учит ПДД и сдает экзамен, что обеспечивает ему необходимый базовый уровень знаний и навыков в целях обеспечения безопасности себя и окружающих. А знание ПДД пешеходом вроде как необязательно и фактически отдано на откуп семье, родителям, которые должны прививать своим детям культуру поведения на дороге. Должны, но далеко не всегда делают, мы все это прекрасно понимаем. Поэтому считаю такой подход неправильным. Правила дорожного движения предусматривают ответственность пешехода за их нарушение, причем ответственность регулярно усиливается. И прежде чем требовать от человека соблюдения правил, его необходимо этому научить.

По словам Цветкова, в рамках школьного курса ОБЖ логично выделить обязательное количество часов для преподавания школьникам основ ПДД для пешеходов.

— По окончании данного курса необходимо предусмотреть форму оценки полученных знаний — зачет. Знание правил и умение правильно вести себя на дороге — это ведь не формальность, а реальная безопасность. Считать, что молодой человек как-то и где-то самостоятельно научится культуре поведения пешехода, в корне неверно, — уверен Цветков.

Кроме того, по мнению Антона Цветкова, знание правил дорожного движения с позиций пешехода будет полезным и для будущих автомобилистов.

— Если старшеклассник понимает, каким образом он должен вести себя в роли пешехода, то в последующем, получив права и сев за руль, он будет более уважительно относиться к к пешим участникам дорожного движения. Это целом позволит значительно повысить уровень культуры на дорогах, — говорит он.

Отметим, что, согласно официальной статистике ГИБДД, за первые 11 месяцев 2014 года в России произошло 23 тыс. ДТП с пешеходами (12,7% от общего количества ДТП). В этих происшествиях погибли 4344 человека, еще 19 736 получили ранения. При этом, согласно отчету, количество ДТП с пешеходами снизилось на 8% относительно аналогичного периода прошлого года. Больше всего инцидентов с пешеходами за январь–ноябрь 2014 произошло в Москве (1792 ДТП), меньше всего — в Чукотском автономном округе (3 ДТП).

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен в том, что обучение пешеходов правильному поведению на дороге необходимо, однако результат будет достигнут только при качественно проработанной учебной программе.

— Мне непонятно, почему до сих пор в стране, где десятки тысяч людей ежегодно гибнут на дороге, изучение ПДД для всех участников дорожного движения не является обязательным, — отмечает Шкуматов. — В России риск попасть в ДТП в девять раз выше, чем на дорогах Германии. Это объясняется рядом факторов, в том числе большую роль играет необразованность всех участников движения — как автомобилистов, мотоциклистов, так и пешеходов.

По словам Шкуматова, ОБЖ — чисто формальный предмет. При этом наибольшую опасность в повседневной современной жизни представляют не военные действия, а дороги.

— Со школьного возраста необходимо учить детей осознавать те последствия, к которым приводят нарушения правил дорожного движения. Главная проблема в том, что пешеходы ведут себя на дороге не по правилам, а по понятиям, особенно это касается перехода дороги. Люди делают это там, где им удобно, — сказал он. — Также мало кто знает, что такое тротуар и можно ли идти по обочине. Важно уделить внимание тому, как безопасно переходить дорогу в темное время суток, потому что большинство пешеходов уверены, что водители их видят издалека.

По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, вводить изучение ПДД необходимо с первого класса, а не в средней школе.

— Дети должны изучать правила дорожного движения с начальной школы, поэтому необходимо продумать формат именно для ранних классов. Проблема в том, что в России самое большое количество несчастных случаев с детьми происходит именно на дорогах. В школах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии введен отдельный предмет, посвященный правилам дорожного движения. Там детей с малых лет приучают к тому, чтобы они соблюдали культуру поведения на дороге и не создавали рисков для себя и других участников движения, — сказал Комков. — Помимо обязательных уроков, проблеме дорожного движения посвящены и занятия во внеучебное время. Для школьников устраивают конкурсы, викторины на знание ПДД, а также организуют выставки рисунков.

По словам Комкова, оценка за знание правил дорожного движения не должна идти в аттестат.

— Аттестат не стоит загружать дополнительными оценками. Это должен быть текущий балл, который будет учитываться при годовой оценке успеваемости ученика, — сказал он.

Как ранее писали «Известия», члены Общественной палаты РФ также направили обращение в Госдуму с просьбой повысить как минимум в два раза штрафы для пешеходов, нарушающих правила дорожного движения.

Cейчас за нарушение правил дорожного движения пешеходом, согласно ст. 12.29 КоАПа, грозит «предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей». В случае если пешеход создал помеху движению транспортных средств в соответствии со ст. 12.30 КоАП он может быть оштрафован на 1 тыс. рублей, а в случае причинения «легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего» — на сумму от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей.

Татьяна Бородина, Анна Ивушкина

http://izvestia.ru/news/583784


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 29 гостей и нет пользователей