Переход к двухуровневой системе образования в России уже практически произошел

Ректор Института управления, бизнеса и права И.Акперов: "Экономика там, где знания, а не газ и нефть"

ереход к двухуровневой системе образования в России уже практически произошел - подготовку по квалификации "специалист" после пяти лет обучения в 2011 году заменит выпуск бакалавров и магистров с разными сроками пребывания в вузе.

О преимуществах и недостатках данной системы агентству "Интерфакс-Юг" рассказал ректор Института управления, бизнеса и права (ИУБиП) Имран Акперов. Именно его вуз, основанный в 1991 году в Ростове-на-Дону, стал первым на Юге России, чьи выпускники стали получать диплом европейского образца.
- Имран Гурруевич, важный вопрос для российского образования – переход на двухуровневую систему обучения. Какие проблемы и перспективы в системе высшего образования вам видятся в связи с ним?
- Стало привычным при любых модернизациях и реформах сразу говорить о проблемах. Мы оцениваем данные изменения несколько иначе, усматривая в них, в первую очередь, новые возможности. В частности, для вузов это будут возможности развития и совершенствования образовательного процесса, для студентов и выпускников - возможности личностного и профессионального роста.
По сути, система "бакалавр-магистр" не является чем-то совершенно новым для российского образования. По такой схеме велась подготовка кадров в постперестроечный период, в 90-е годы минувшего века. Тогда же определились ее сторонники и противники. По моему мнению, на сегодняшний день подобная система подготовки кадров в полной мере отражает потребности современного российского социума.
Нельзя говорить, что прежняя система обучения – пятилетняя, с присвоением квалификации "специалист", была плоха. Это была весьма качественная система, однако создавалась она в соответствии с критериями другой экономики уже не существующей страны. Именно этот фактор является во многом определяющим для перехода к новой системе обучения. Нельзя пусть надежным, хорошо изученным и освоенным, но устаревшим инструментом делать новые вещи. Инновационный подход в экономике страны требует соответствующего подхода и в подготовке кадров для нее. Можно создавать современные, отлично оснащенные технопарки, но без столь же современных специалистов они будут однозначно бесполезны.
При этом необходимо учитывать, что темпы развития большинства научно-прикладных сфер профессионального знания в настоящее время гораздо быстрее, чем 15-20 лет назад. В индустриально развитых странах профессии устаревают через каждые восемь лет, в некоторых областях производства – уже через пять. Ежегодно от 20% до 30% знаний специалиста устаревают и обесцениваются. Для того, чтобы выдерживать интеллектуальную гонку, требуется постоянно расширять образовательные и профессиональные горизонты. Выпускники прежней системы образования в силу ее особенностей не готовились к такой интеллектуальной мобильности, а потому в ситуации настоящего дня попадают в заведомо невыгодные конкурентные условия.
Тем не менее, хочу отметить, что сам по себе переход на двухуровневую систему образования не решит вопрос. Необходимо параллельное обновление образовательных технологий. Суть реформирования системы высшего образования ни в коем случае нельзя рассматривать по-другому. Формально подойдя к вопросу, на выходе мы получим все тех же специалистов, просто с двумя разными сроками обучения.
Для Института управления, бизнеса и права на всем протяжении его существования приоритетной задачей являлась организация учебного процесса на основе новейших образовательных технологий. Так, мы первые в России ввели рейтинговую систему оценки знаний студентов, ее использование продолжается и сегодня. Инновационная кредитно-модульная система организации учебного процесса, которая широко обсуждается в рамках проекта нового закона об образовании, применяется в полной мере в нашем вузе уже с 2007 года. Таким образом, студенты ИУБиП в большой степени мотивированы на проявление учебной активности, имеют широкие возможности для индивидуализации учебных планов, ориентированы на прикладное применение полученных знаний. Сформированный в вузе комплекс образовательных технологий позволяет, в частности, решить одну из глобальных проблем, присущую стандартной для нашей страны системе высшего образования – неспособность специалистов капитализировать имеющиеся знания.
В этой связи приведу лишь один показательный пример – по имеющимся у меня данным, с каждым годом число молодых предпринимателей снижается. И связано это не с законами рынка и не с экономической ситуацией, а в первую очередь с тем, что все меньше находится людей, готовых заниматься новым делом. Причина проста – их просто не учили в вузе извлекать прибыль из полученного багажа знаний и работать над их совместным преумножением.
- У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены, бакалавры – это все равно, что недоучившиеся студенты. Кто такой бакалавр, по вашему мнению, насколько он будет востребован?
- Программа подготовки бакалавра рассчитана на четыре года. Это полноценное завершенное высшее образование. Получивший диплом бакалавра по одному профилю выпускник может пойти работать и одновременно получать второе высшее образование другого профиля. Он также может поступить в магистратуру, где будет концентрироваться на исследовательской работе, или же, если желает заниматься научной деятельностью, то может поступить в аспирантуру. В целом, двухуровневая система, как более гибкая по сравнению с привычной одноуровневой, предоставляет более широкие возможности для индивидуализации учебного процесса.
Так, в нашем вузе, в начале своего обучения студент фактически сам выбирает свой индивидуальный учебный план, для изучения именно той области знаний, в которой он сам стремится стать профессионалом.
Говоря о трудоустройстве бакалавров, не стал бы выделять этот вопрос, как глобальную проблему. По сути, работодатель выбирает, в первую очередь, по показателям профпригодности и качества подготовки. Для него, как для человека, который вкладывает в конкретного работника совершенно конкретные деньги во главу угла поставлена способность нанимаемого специалиста справиться с поставленными задачами.
В частности, в ИУБиП, по реализуемой совместно с партнерами из Испании и Франции программе "Двойного диплома", бакалавры имеют возможность наряду с российским дипломом получить по ряду специальностей диплом бакалавра одного из европейских вузов. Это является весьма показательным конкурентным преимуществом при трудоустройстве, а реализуемо благодаря тому, что ИУБиП уже давно ведет подготовку по программам европейского бакалавриата.
- Как вы оцениваете те изменения, которые произошли в системе образования в связи с введением ЕГЭ?
- Моя оценка системы ЕГЭ неоднозначна. С одной стороны, единый госэкзамен способствовал равнодоступности образования, позволив бывшим школьникам из глубинки облегчить процесс поступления в престижные вузы страны. С другой стороны, зачастую такие студенты бросают вузы в крупных городах, вынужденно занимаясь заработками. В итоге человек как потенциальный высококлассный профессионал зачастую теряется для экономики. Данная ситуация не относится непосредственно к ЕГЭ, но все же является одним из последствий его применения, причем в значительной степени ощутимым.
Альтернативой могут стать филиальные сети вузов, широкое использование современных средств коммуникации в образовательном процессе и современные образовательные технологии. Это позволит не покидая родного города получить качественное образование.
Например, у ИУБиП функционируют два филиала в городах Ростовской области - Сальске и Донецке, первые четыре курса студенты обучаются в них, переходя в головной вуз на старших курсах. Институт и его филиалы работают как единая система, с полностью идентичными учебными планами, методическими пособиями, технологиями образовательного процесса и преподавателями.
Кроме того, в отношении ЕГЭ в настоящее время можно констатировать следующее: благодаря балловой системе приема в вуз, студенты стали выбирать не интересные для них специальности, а в первую очередь бюджетные места, на которые им позволяет поступить сумма баллов. По принципу "не важно, куда, лишь бы на халяву". Результатом становится парадоксальная ситуация: по данным Рособрнадзора, в 2009 году студенты с наименьшими баллами по физике поступили в педагогические вузы на специальность "Преподаватель физики". О каких профессиональных качествах будущих учителей может идти речь при таком подходе?
Вуз необходимо рассматривать как социальный трамплин, а не как место для проведения времени по принципу "лишь бы было". Так, из наших выпускников около 88% трудоустраиваются по специальности. В сравнении со многими и многими, в том числе весьма именитыми вузами страны, где трудоустроенность выпускников по специальности составляет 12-13%, это очень хороший показатель. Причина тому – изначальная заинтересованность абитуриента в получении знаний в конкретной специальности.
Сложившуюся ситуацию с непродуманным выбором специальности в значительной степени могла бы исправить система эффективного прогнозирования востребованности специалистов в экономике страны, или же хотя бы ее сценарный прогноз развития. В противном случае, бесплатное образование рискует раз и навсегда превратиться в социальную систему, не более. А ведь сейчас, как никогда следует помнить о том, что экономика там, где знания, а не газ и нефть.
- Недавно были приняты такие документы как новое положение о лицензировании образовательной деятельности, об аккредитации образовательных учреждений. Что принципиально нового внесли эти документы в систему лицензирования и аккредитации?
- Изменений много, в большей степени они касаются процедурных моментов. Из принципиальных новшеств хотелось бы отметить возможность получения вузами бессрочной лицензии на право ведения образовательной деятельности, тогда как ранее она выдавалась на пять лет. В настоящее время ИУБиП уже получил бессрочную лицензию, как и его два филиала. И на сегодняшний день Институт управления, бизнеса и права является единственным вузом, как среди негосударственных, так и среди государственных вузов на юге России, получивший этот документ.
В текущем году наш вуз уже в четвертый раз успешно прошел государственную аккредитацию, подтвердив соответствие своих образовательных программ всем предъявляемым требованиям. При этом мы единственный вуз в Ростовской области, аккредитовавший бакалаврские программы по экономике, юриспруденции, менеджменту, прикладной информатике и психологии.
- По Вашему мнению, при выборе вуза на какие критерии стоит опираться абитуриенту 2011 года, что на сегодняшний момент является при выборе учебного заведения?
- В первую очередь, не забывать, что выбирая вуз, вы выбираете свое будущее, свой профессиональный путь, свой успех. Этот выбор не может быть случайным ни в коей мере. Среди формальных критериев можно отметить соответствие вуза нормативным требованиям, таким как лицензия и ее приложения, свидетельство об аккредитации и приложение к нему.
Важными критериями, на мой взгляд, являются наличие системы взаимодействия с работодателями, оценка качества подготовки студентов бизнес-сообществом, практическим производством. Так, ИУБиП уже дважды сертифицирован торгово-промышленной палатой РФ как вуз, соответствующий требованиям бизнес-сообщества и современного отечественного рынка труда. Чрезвычайно значим и такой фактор, как вовлеченность вуза в решение проблем регионального развития, что говорит о включенности студентов в разработку и реализацию конкретных проектов.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 595 гостей и нет пользователей