Первоклассная паника

Первого апреля многим директорам школ и родителям будущих первоклассников было не до смеха. Перед десятками гимназий и спецшкол выстроились длинные хвосты желавших записать детей в первые классы. Записывали номера на ладонях, дежурили ночами, вызывали милицию, чтобы предотвратить стычки между чадолюбивыми соседями и остановить кое-где вспыхнувшие потасовки. Ажиотаж отчасти вызван коротким сроком приема документов. Но не только.

Родительская паника — частный случай, отражающий типичную ситуацию, когда нечеткая формулировка закона и спор между бюрократами приводят к неудобствам. Чиновники считают ажиотаж вокруг поступления в первые классы надуманным: по словам пресс-секретаря департамента образования Москвы Александра Гаврилова, мест в московских школах значительно больше, чем будущих первоклассников, все желающие смогут попасть в школу, расположенную недалеко от дома.

За последние пять лет число первоклассников в Москве увеличилось с 75 000 до 80 000. Число государственных школ, где учится большинство учеников (746 000 из 762 200), наоборот, уменьшилось: с 1609 до 1598. Незаметное в городском масштабе сокращение не могло не ударить по жителям отдельных микрорайонов. А платить частникам за вроде бы гарантированное всеобщее образование люди не привыкли или не готовы.

Одна причина паники — психологическая. В конце марта, когда школы проводили дни открытых дверей для детей и родителей, Мосгорсуд начал рассматривать иск московской прокуратуры к Мосгордуме и департаменту образования. Прокуратура продолжает пятилетнюю борьбу с правилами приема в школы, которые теперь закреплены 11-й статьей закона «Об общем образовании в городе Москве». Ее первый пункт дает приоритетное право приема детям из близлежащих домов, многодетных семей, сиротам, а также тем, чьи старшие братья и сестры уже учатся в избранной школе. Прокуратура полагает, что эти нормы грубо нарушают права граждан на общедоступность основного общего образования и ограничивают право на выбор образовательного учреждения. Что конкретно нарушили московские власти, понять трудно: 16-я статья Федерального закона «Об образовании» подтверждает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории. Суд отложили на 13 апреля, закон действует до вступления в законную силу решения второй инстанции по данному делу (Верховного суда). Дефицит информации породил слухи и преувеличенные опасения родителей, боявшихся, что место их сына или дочери займет «чужой» ребенок.

Однако решение суда не отменит проблемы обеспечения детей качественным образованием. Москвичи, возможно, излишне придирчивы к качеству обучения собственных детей. Но это обоснованно: в младших классах закладывается не только фундамент знаний, но и познавательные навыки и тяга (или отвращение) к учебе.

Между тем качество образования в различных школах неодинаково. В список школ, которые, по данным независимых экспертов, обеспечивают высокое качество обучения, опубликованный департаментом образования, вошло менее 300 учебных заведений из 1600. Некоторые продвинутые родители знают, что на каждого ученика в обычной школе и в частной с государственной аккредитацией из городской казны в год выделяется 63 112 руб., а в школе с углубленным изучением отдельных предметов — 74 270 руб., в гимназии и лицее — 120 016 руб. Многие родители были бы рады водить ребенка в ближайшую школу, но боятся, что там его отучат учиться недостаточно подготовленные и недовольные собственным социальным статусом педагоги и негативный пример старших детей.

Казалось бы, проблему должно было решить нормативно-подушевое финансирование, при котором директора образовательных учреждений получают средства в зависимости от числа желающих учиться, формируют новые классы, арендуя помещения у школ-аутсайдеров и нанимая дополнительных учителей. Примеры в столице есть — например, центр образования «Царицыно», но он скорее исключение из правил.

Однако подушевое финансирование в московских школах введено лишь частично. Значительной частью средств по-прежнему распоряжаются на городском и окружном уровнях, кроме того, новому порядку сопротивляются директора и учителя школ, в которые не было очередей. Возможно, положение изменится в будущем учебном году, когда московские школы полностью перейдут на подушевое финансирование. Нужно только позволить детям доучиться в нынешних школах и начинать приписную кампанию не в марте, а в сентябре-октябре, вскоре после начала учебного года.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 37 гостей и нет пользователей