Около трети воспитанников детдомов, получивших диагноз «умственно отсталый» и запертых на долгие годы в специнтернатах, способны к обучению и могут быть реабилитированы. О том, как «межведомственная неразбериха» между чиновниками и принцип «подушевого финансирования» лишает тысячи российских детей будущего, GZT.RU рассказали российские психологи— авторы исследования, опубликованного в журнале «Вопросы психологии».
Авторы работы в своем исследовании доказывают, что большая часть детдомовцев получает ошибочный диагноз и приговорены к существованию в желтых стенах «психушек» фактически на всю жизнь.
В своей работе авторы объединили несколько крупных исследований, которые проводились на протяжении двух последних десятилетий. Так, в 1990-х годах доктор психологических наук Игорь Коробейников всесторонне обследовал 200 детей— выпускников интернатных учреждений 8 вида (т.е. для детей с легкой степенью умственной отсталости), рассказывает доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ Алла Холмогорова. В итоге оказалось, что диагноз «умственная отсталость» мог быть достоверно подтвержден лишь в половине случаев.
«Имели место другие проблемы: педагогическая запущенность, различные невротические состояния. Таким образом, можно сделать вывод, что больше половины детей было помещено туда ошибочно. Все эти дети были потенциально способны получить нормальное образование, если бы для них были созданы специальные условия, компенсирующие педагогическую и социальную запущенность»,— добавляет психолог.
В связи с результатами данного исследования возник вопрос об адекватности системы диагностики умственной отсталости в России. Интересно, что окончательный вердикт о том, отправлять ребенка в ДДИ (дом для детей-инвалидов) или нет, выносит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). По сути, это последняя и единственная инстанция в определении дальнейшей судьбы ребенка, и никаких альтернативных комиссий, которые могли бы оспорить решение ПМПК, нет.
- ДДИ, ПНИ и школы-интернаты
-
ДДИ— официальное название домов для детей-инвалидов, принятое в системе социальной защиты. В ДДИ помещаются также и дети с диагнозом «умственная отсталость». «В народе» такие заведения больше известны как ПНИ (психоневрологический интернат), по аналогии со спецучреждениями для взрослых. В системе образования подобные заведения носят название «специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии». Альтернативные названия: школа-интернат или интернат 8-го вида.
Диагнозы, которые ставит ПМПК, оспаривать некому. «Необходима возможность прохождения обследования детей в альтернативной независимой комиссии, которой сейчас не существует», - говорит доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ Алла Холмогорова.
Источник: childpsy.ru
Коррекционная школа-интернат 8-го вида— это учреждение системы образования, где живут и учатся дети-сироты с диагнозом «легкая степень умственной отсталости». Они получают соответствующее образование и выходят с документом об окончании коррекционной школы 8-го вида, который дает право поступления в средние специальные учебные заведения (хотя есть ограничения на право вождения автотранспорта, работу с электротехникой и т.д., и нет возможности поступления в вузы). После выпуска из коррекционного интерната выпускник имеет все права полноценного гражданина, в том числе на собственное жилье и работу.
Детский дом-интернат для умственно отсталых детей (сокращенно ДДИ)— учреждение системы соцзащиты, где живут дети с более тяжелыми диагнозами по умственной отсталости (ниже легкой степени). Здесь, как правило, не учат в школе (по крайней мере, не выдают документа о ее окончании). Подавляющее большинство выпускников ДДИ потом попадают в психоневрологические интернаты для взрослых (ПНИ), где и живут всю свою жизнь в четырех стенах. Большинство из них лишаются по суду дееспособности и признаются не готовыми к самостоятельной жизни, не получают собственного жилья и не работают.
«В 1990-х годах на базе нашего института существовала альтернативная комиссия, которая могла как-то оценивать решения ПМПК. И если какие-то случаи были спорными, то можно было обратиться в эту комиссию. Сейчас же последняя инстанция в Москве— это ПМПК на базе детской психиатрической больницы №6»,— говорит Холмогорова.
Тест на выживаемость
Об умственных способностях ребенка комиссия судит, исходя из результатов так называемого теста Векслера. Основной смысл данного испытания заключается в том, чтобы решить как можно больше заданий за определенное количество времени. И зачастую пройти этот тест не по силам даже абсолютно нормальному ребенку из благополучной семьи.
«Тест Векслера— это набор заданий, которые нужно сделать на время. Одна его часть касается общей осведомленности, другая – исследования памяти, внимания и сообразительности. Но сообразительность специфическая: прежде всего, смотрят на скорость выполнения заданий. Зачастую дети не знают ответов на вопросы, так как их никто толком и не обучал. Например, откуда он знает, как называется вторая столица России, ведь ему об этом никто не рассказывал»,— говорит доцент кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ Светлана Воликова.
Об умственных способностях ребенка комиссия судит исходя из результатов так называемого теста Векслера. Неправильного ответа на задание теста достаточно для того, чтобы ребенка перевели в ДДИ, закрыв навсегда возможность стать полноценным членом общества.
|
|||
|
|||
|