Пока что мы не смогли задать образ школы будущего

Ирина Абанкина, кандидат экономических наук, директор Института развития образования ВШЭ

 

Сейчас происходит глобальное переосмысление сути учебного процесса, мир переходит на компетентностный подход. К примеру, в Англии для старшеклассников ввели курс управления финансами, чтобы научить их управлять личным счетом. Выйдя из школы, они смогут грамотно распоряжаться личными ресурсами и эффективно применять для решения своих задач. Это яркий пример компетентностного подхода.
К современным образовательным трендам однозначно можно отнести построение индивидуальной образовательной траектории, а также применение методик, связанных с деятельностными подходами в обучении. Нужно учить ребят ставить задачу, решать ее, делать выводы из ситуации, уметь искать информацию, анализировать, выражать свою мысль и отстаивать свою точку зрения. Это необходимо не только для образовательной траектории или успешной карьеры, но и для обычной жизни.
Наше же школа по большей части "заточена" на освоение образовательной программы, а не на компетенции. Классно-урочная система была разработана Яном Коменским еще в XVII веке. Система безусловно сильная, не зря она уже 350 лет существует, и, тем не менее, она во всем мире активно меняется. Мы же транслируем устаревшие образовательные технологии, которые часто заключаются в натаскивании на шаблонные решения. Российские научные школы деятельностных подходов в образовании достаточно сильны и известны в мире. А в российских средних школах они не получают распространения. Вот, например, у нас разработана методика изучения математики по укрупненным дидактическим единицам. Она изобретена в Калмыкии, там же внедрялась, много раз описана, но в массовой школе у нас не получила распространения, а Китай ее перевел и внедрил.
Наши школьники по-прежнему решают задачи с тракторами, овощами и яблоками, которые далеки от современной жизни. Хотя альтернатива есть. Вот не так давно выпустили прекрасный современный задачник по математике, который через решение задач дает полезные навыки. Задачи были связаны с получением кредитов, с расчетами стипендий и зарплат, с темпами их роста. Прекрасное учебное пособие, но чтобы на базе таких задачников разворачивать учебную программу, нужна переподготовка учителей. Руководители учебных заведений говорят, что педагоги зачастую не могут освоить сложные творческие методики и у них получаются результаты хуже, чем если они работают по традиционным. Чтобы перейти на современные методики, надо серьезно менять педагогическое образование и компетенции выпускников педвузов.
Исследования показывают, что наши российские образовательные технологии отлично подходят для освоения первой ступени, связанной с умением читать и писать. Но на второй ступени эти навыки становятся лишь инструментами для изучения других предметов.
Проблема в том, что мы до сих пор пытаемся учить всех, не видя индивидуальности. В Финляндии, например, до 45% детей при начальном тестировании выявляются как требующие индивидуального подхода к образованию, и для них разрабатываются специальные программы в дополнение к основным.
В России тоже есть интересные современные школы, практикующие новаторские методики, но их единицы. В массовой школе соотношение примерно 10-15% развивающих проектов и 80-85%, которые часто работают по базисному учебному плану — не то что 2004 года, где уже предполагается профильное обучение и какой-то выбор, а по базисному плану 1998 года, который безнадежно устарел. Чтобы модернизировать школьное образование, нужно менять всю систему организации учебного процесса. Нужно перейти на модульную систему с концентрированным изучением предметов, по-другому организовать взаимосвязи между предметами, — и это как раз натыкается на жесткость классно-урочной системы.
Сегодня много говорится о сетевом взаимодействии образовательных учреждений, о трансляции лучших практик. Надо разомкнуть стены хороших школ и сделать их доступными для других — за счет летних школ, программ подготовки учителей, мастер-классов. Здесь очень много механизмов, и часто они у нас заморожены.
Интересен опыт стран Тихоокеанского региона — это Сингапур, Тайвань, Япония, Южная Корея и Китай. На протяжении многих лет по результатам теста PISA они являются лидерами. (PISA — международная программа по оценке образовательных достижений, учитывает не только знания школьников, но и умение применять их на практике). В то время как Россия находится в третьей группе с результатами ниже средних, уступая и тихоокеанским странам, и странам Европы.
С одной стороны, успех стран Тихоокеанского региона обусловлен их чуткостью к новейшим методическим разработкам, способностью к осмыслению и оценке этих разработок и умением их внедрить. С другой стороны, они опираются на фундаментальность. Китайцы, например, откровенно говорят: мы взяли все ваши советские методики. Подобная идеология — "переходить реку, наступая на камни", выбирать точки опоры, которые себя зарекомендовали — дает результат. Поражает темп их реформ. Они быстро и точно анализируют: где оказались дефициты и провалы, почему они проиграли по каким-то критериям. Умение искать не под фонарем, а там, где действительно сложилась проблемная ситуация, позволяет этим странам занимать высокие позиции и удерживать очень большую долю ребят, которые показывают высокие результаты. Для сравнения, у нас в этой зоне 2,5-4%, а у них — 25%. Зато у нас очень большая доля ребят с результатами резко ниже средних. Там где в других странах от 3 до 9%, у нас — 27%.

Пока что мы не смогли задать образ школы будущего. В моем понимании это молодой, современный, в том числе и мужской коллектив, который бы мог работать с новым оснащением в новых интересных зданиях (ведь школа должна воспитывать и визуальную культуру). Этот образ пока не создан. Хотя бы по одной школе в каждом регионе, чтобы можно было его увидеть как пример и знать, что это существует.

http://www.kommersant.ru/doc/1755919?themeID=285


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 120 гостей и нет пользователей