Представитель Единоросов рапортует о преодолении первого этапа отсталости школы

В этом году исполняется 10 лет принятия первой концепции модернизации образования в современной России. После шоковой терапии 90-х рухнуло все, включая одну из лучших в мире систему советского образования. В 2001 году сразу же после бюджетной стабилизации появилась инициированная В.В. Путиным концепция, которую мы реализуем по главным направляющим до сих пор. За последние годы Россия провела тяжелые, не всеми понятые и принятые, но крайне необходимые реформы в нашем среднем образовании, которые позволяют все-таки надеяться на лучшее будущее.

Директор-менеджер

Конкретно в Санкт-Петербурге было сделано следующее. Во-первых, все школы были переведены на финансирование по нормативам. Ушли в прошлое времена, когда бюджетные средства распределялись по блату. Затем школы перевели на условную финансово-хозяйственную самостоятельность, сделали их немного более способными к самостоятельному развитию в рыночной экономике. Директора стали менеджерами. В школах появилась хозяйственно-административная часть, которая за несколько лет приняла на свою ответственность инженерно-технический и информационно-программный комплекс. Все проходило очень болезненно.

Практически все школы прошли через текущий или капитальный ремонт, улучшили освещение, заменили мебель, получили ограждение, детские площадки, многие школы получили стадионы, бассейны, крытые катки и ФОКи (физкультурно-оздоровительные комплексы). Почти во всех школах отремонтированы спортивные площадки и спортзалы, обновлен спортинвентарь и пищеблоки.

Параллельно произошла информационная революция. В школах появились мультимедийные технологии: компьютеризированные проекторы, интерактивные доски, электронные учебники, медиатеки, интернет, электронные дневники, компьютерные сети, административные системы обработки данных. Кроме того, повсеместно стали внедряться современные кабинеты по физике, химии и биологии, имеющие широкий комплект лабораторного оборудования для учебных опытов. Научные исследования показали трехкратное повышение запоминаемости материала при использовании современных технологий.

Все это потребовало срочной и массовой переподготовки педагогов и администрации школ, которая была, в основном, проведена силами АППО (академии педагогического постдипломного образования), Педагогического университета, СПбГУ ИТМО, Высшей школой экономики, развитой сетью методических и ресурсных центров, экспериментальных площадок.

Социальный статус педагога нужно поднимать дальше

На этой базе стало возможным реально поставить, а не только декларировать, задачу подъема социального статуса педагогов. Начали с материального стимулирования. Отрасль перешла на новую систему финансирования заработной платы. Сама зарплата неуклонно повышалась. Средняя зарплата в 2011 году достигла уровня 27, 36 тыс. руб. против 3,9 тыс. руб. в 2003. В этом году, инициированный «Единой Россией» проект модернизации образования закрепил среднюю зарплату в отрасли на уровне средней по регионам.

Ежегодно выплачиваются 360 премий Правительства Санкт-Петербурга в различных номинациях совершенствования педагогического мастерства на общую сумму 31млн. руб.

Был возрожден праздник выпускников «Алые паруса», получивший международную известность.

По программе «жилье бюджетникам» педагоги смогли реально улучшать свои жилищные условия. Рекорд был поставлен в 2010 году, когда жилье получило 775 учительских семей.

Выплаты молодым специалистам с 5,7 тыс.руб. в 2005 выросли до 36,9 тыс. руб. (49,2 для отличников). Проблема нехватки кадров, особенно молодых кадров, в значительной степени была решена для Санкт-Петербурга, хотя успокаиваться рано.

Была введена система независимого государственного контроля за качеством образования (ЕГЭ, ГИА).

Стартовала система профильного обучения в старших классах. Были начаты системные проекты в смежных областях: введена система дошкольного образования и начаты реформы в профессиональном образовании. Для исправления многочисленных ошибок и сбоев, неизбежных при таких организационно сложных проектах, и завершения всех этих процессов в полном объеме еще потребуется несколько лет напряженной работы, но уже сейчас можно говорить, что первый рубеж отсталости преодолен. Школы вышли на качественно новый уровень. Те, кто видел школы в 90-е и сейчас, могут наглядно сравнить. Это — день и ночь.

Время для развития новой школы

Наступает время постановки новых задач развития. По моему мнению, основными являются следующие три. Это переход на новые образовательные стандарты. Переход на новую систему государственного финансирования (83 ФЗ). Переход к государственно-общественному управлению образовательными учреждениями.

Каждая программа решает несколько задач, которые, в конечном итоге, сводятся к трем главным: повышению качества образования, сохранению здоровья и воспитанию личности.

Переход на новые стандарты важен, так как в обществе уже сформировался запрос на новое качество образования. Недаром откровенно слабые стандарты для старшей школы вызвали такую бурную реакцию. В этом году по новым стандартам начинают учиться первоклассники. Опыт одной из моих подведомственных школ в Рыбацком ( № 569, директор Королева Инна Витальевна), которая уже год работает по ним в качестве эксперимента, получил одобрение экспертов.

Я считаю правильным, что взят курс на метапредметы, развивающие базовые качества личности. Также важно, что государство впервые предъявило комплексные требования к условиям реализации образовательных программ. Потенциал выхода на новый уровень задан, важно его грамотно реализовать.

Одним из главных препятствий является ведомственный раздрай в вопросе информатизации школ, благодаря которому была сорвана программа 2010 и 2011 годов. По сути, закупка значительной части техники для перехода на новые стандарты первоклассниками приобретается за счет федеральных субсидий, выделенных по проекту «Единой России» «Модернизация образования». Следует передать эту программу из Комитета по информатизации и связи (КИС) в Комитет по образованию для усиления ответственности за конечные результаты. Это не умаляет роли КИСа в части проведения единой технической политики в городе и обеспечения централизованных закупок для экономии средств. Кроме того, эта программа должна быть переработана и стать комплексной в плане развития информационной образовательной среды, а не только обеспечения школ софтом и «железом».

Переход на новую систему финансирования — это попытка повысить эффективность бюджетного финансирования за счет формализации формирования госзаданий. Я не согласен с теми, кто считает это введением платного образования, так как почасовая бесплатная составляющая образовательных программ не уменьшается. Некоторая, пусть даже «квази» для начала, формализация отношений между руководителями образования и школами мне кажется очень полезной и при удачной реализации должна значительно снизить административную нагрузку на школы, включая уже запредельно избыточную отчетность. Хотелось бы также в рамках этой темы разобраться с нормативным финансированием, к которому есть масса претензий. Переход школ на автономку, по мнению знакомых директоров, пока не выгоден для большинства школ. Я надеюсь, переход к большей самостоятельности будет осуществляться постепенно и оставаться добровольной опцией для самых сильных учебных заведений. Посмотрим на опыт Твери, где уже 80% школ, по данным СМИ, перевели в автономное плавание в обязательном порядке.

Вместе с родителями

Развитие государственно-общественного управления была одной из главных задач, упомянутой выше концепции 2001 года. Она до сих пор находится в зачаточном состоянии, хотя первые школьные советы с участием родителей и учеников имеют уже многолетнюю историю. Эксперты оценивают полученный опыт как 50 на 50. Трудности состоят в сопротивлении некоторых директоров, в пассивности и низкой культуре большинства родителей.

Лидером этого тренда в Санкт-Петербурге является 207 школа. Спасибо директору школы Коровкину Вячеславу Юрьевичу, который развивает это направления с 2001 года. Родители активно участвуют в жизни школы, а не только собирают деньги на подарки и ремонты. Отработана система управления школой. Директор видит в этом партнерстве команду, которая помогает решать проблемы, а не ставит палки в колеса. Если он смог, значит, есть надежда, что смогут и остальные. Очевидно, что без участия родителей не решить вопросы сохранения здоровья и воспитания. Но и вопросы нового качества образования без участия родителей тоже трудноразрешимы.

Важным моментом на этом направлении является развитие программы электронный дневник, как средства создания информационного поля для активного диалога между родителями и школой. Сейчас эта программа буксует из-за необходимости вести параллельно вручную классный журнал и отсутствия у многих педагогов персональных ноутбуков. Этот вопрос был поднят на встрече представителей Народного фронта с руководителями комитетов исполнительной власти и взят на контроль «Единой Россией».

Депутат фракции "Единая Россия" Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель комиссии по образованию и науке при региональном политсовете Санкт-Петербургского отделения Партии Андрей Ловягин

http://www.eduhelp.info/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 82 гостя и нет пользователей