Престиж школы поднимает не только зарплата

Престиж школы поднимает не только зарплата

Светлана Орлова

Как известно, уровень материального положения наших учителей долгие годы был непозволительно низким. Во многом именно поэтому школа оказалась в зоне системного кризиса, что не могло не отразиться на качестве российского образования в целом. И, к сожалению, далеко не в лучшую сторону. Студенты, окончившие педагогические вузы, в большинстве своём шли работать кем угодно, только не учителями.

Школа попала в так называемую кадровую яму, так как на смену опытным преподавателям-профессионалам приходили далеко не лучшие выпускники педвузов. Начал падать общий уровень среднего образования. Больным местом стала проблема полномасштабного финансирования школ. Престиж профессии учителя стремительно угасал. А иначе и быть не могло. Спрашивается, кто из прагматичного поколения молодых захочет напряжённо трудиться, проводя по пять-шесть уроков в день, а потом до позднего вечера сидеть над тетрадями и при этом получать копейки? Только энтузиасты, готовые пожертвовать своим материальным благополучием ради общения с детьми. Но таких – меньшинство. Во многих регионах средняя зар­плата не доходила и до десяти тысяч рублей, и только сейчас ситуация стала меняться к лучшему. Однако и сегодня, к сожалению, есть регионы, где уровень заработка учителей не превышает этот рубеж.

Поэтому не случайно и Президент России, и премьер-министр решили инициировать значительное повышение учительской зарплаты на 30 процентов и в дальнейшем довести её до уровня среднего показателя по экономике в регионе. В минувшем октябре 44 субъекта Российской Федерации добились того, что средняя учительская зар­плата сравнялась или превысила в республике, крае и области среднюю величину по экономике, как на то и нацеливало руководство страны. В будущем году, как известно, все российские регионы должны выйти на эти показатели по учительской заработной плате. То есть в ряде регионов придётся повышать доходы школьных педагогов более чем вдвое-втрое, чтобы достичь установленной планки. Общаясь со многими губернаторами, вижу, что постепенно местная власть начинает понимать, насколько важна сфера образования в развитии нашего социально-экономического потенциала. Однако есть и другие примеры. К сожалению, обсуждение инициатив на местах показало, что в регионах многие представители органов исполнительной власти и местного самоуправления сами не знают и, соответственно, не могут понятно рассказать о принимаемых руководством страны решениях, о действующих программах, о перспективах для тех, кого это непосредственно касается, – молодых специалистов, врачей, учителей, инвалидов.

В 52 регионах приняты решения исполнительной власти регионов по улучшению материального положения не только учителей, но и других категорий работников образования. 15 субъектов повысили зарплаты всем категориям педагогов, 26 – педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и 11 регионов – отдельным категориям работников (зарплаты выросли от 6 до 41 процента). Так, в Смоленской области с октября повышена заработная плата на 30 процентов по отношению к первому кварталу всем педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений, в том числе дошкольных. В Новгородской области зарплата молодых специалистов со стажем работы до двух лет возросла по сравнению с прошлым годом на 29 процентов, педагогических работников дошкольных учреждений – на 20 процентов.

Думается, на одном повышении заработных плат останавливаться нельзя. Важно реализовать и планы выдачи молодым учителям специальной ипотеки с пониженной ставкой, с минимальным первоначальным взносом и без ограничений по оплате труда. Ставка сегодня колеблется в пределах 13–14 процентов. Предлагается сделать её около 8,5 процента.

 

http://www.pnp.ru/newspaper/20111118/7647.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 599 гостей и нет пользователей