Престиж школы поднимает не только зарплата
Светлана Орлова
Как известно, уровень материального положения наших учителей долгие годы был непозволительно низким. Во многом именно поэтому школа оказалась в зоне системного кризиса, что не могло не отразиться на качестве российского образования в целом. И, к сожалению, далеко не в лучшую сторону. Студенты, окончившие педагогические вузы, в большинстве своём шли работать кем угодно, только не учителями.
Школа попала в так называемую кадровую яму, так как на смену опытным преподавателям-профессионалам приходили далеко не лучшие выпускники педвузов. Начал падать общий уровень среднего образования. Больным местом стала проблема полномасштабного финансирования школ. Престиж профессии учителя стремительно угасал. А иначе и быть не могло. Спрашивается, кто из прагматичного поколения молодых захочет напряжённо трудиться, проводя по пять-шесть уроков в день, а потом до позднего вечера сидеть над тетрадями и при этом получать копейки? Только энтузиасты, готовые пожертвовать своим материальным благополучием ради общения с детьми. Но таких – меньшинство. Во многих регионах средняя зарплата не доходила и до десяти тысяч рублей, и только сейчас ситуация стала меняться к лучшему. Однако и сегодня, к сожалению, есть регионы, где уровень заработка учителей не превышает этот рубеж.
Поэтому не случайно и Президент России, и премьер-министр решили инициировать значительное повышение учительской зарплаты на 30 процентов и в дальнейшем довести её до уровня среднего показателя по экономике в регионе. В минувшем октябре 44 субъекта Российской Федерации добились того, что средняя учительская зарплата сравнялась или превысила в республике, крае и области среднюю величину по экономике, как на то и нацеливало руководство страны. В будущем году, как известно, все российские регионы должны выйти на эти показатели по учительской заработной плате. То есть в ряде регионов придётся повышать доходы школьных педагогов более чем вдвое-втрое, чтобы достичь установленной планки. Общаясь со многими губернаторами, вижу, что постепенно местная власть начинает понимать, насколько важна сфера образования в развитии нашего социально-экономического потенциала. Однако есть и другие примеры. К сожалению, обсуждение инициатив на местах показало, что в регионах многие представители органов исполнительной власти и местного самоуправления сами не знают и, соответственно, не могут понятно рассказать о принимаемых руководством страны решениях, о действующих программах, о перспективах для тех, кого это непосредственно касается, – молодых специалистов, врачей, учителей, инвалидов.
В 52 регионах приняты решения исполнительной власти регионов по улучшению материального положения не только учителей, но и других категорий работников образования. 15 субъектов повысили зарплаты всем категориям педагогов, 26 – педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и 11 регионов – отдельным категориям работников (зарплаты выросли от 6 до 41 процента). Так, в Смоленской области с октября повышена заработная плата на 30 процентов по отношению к первому кварталу всем педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений, в том числе дошкольных. В Новгородской области зарплата молодых специалистов со стажем работы до двух лет возросла по сравнению с прошлым годом на 29 процентов, педагогических работников дошкольных учреждений – на 20 процентов.
Думается, на одном повышении заработных плат останавливаться нельзя. Важно реализовать и планы выдачи молодым учителям специальной ипотеки с пониженной ставкой, с минимальным первоначальным взносом и без ограничений по оплате труда. Ставка сегодня колеблется в пределах 13–14 процентов. Предлагается сделать её около 8,5 процента.