"Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок"

Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.

Законопроект "Об образовании в РФ", уже вызвавший немало жарких споров, дает все больше поводов говорить о накопившихся и грядущих проблемах в образовании. Одна из них - дополнительное образование детей, о спасении которого 11 февраля дискутировали участники круглого стола Комиссии Общественной палаты по развитию образования.

"Драмкружок, кружок по фото…"

Дополнительное образование - это и кружки и секции в школе, и Центры детского творчества, и "школы искусств" (музыкальные, художественные школы) - постепенно исчезает из жизни детей. И вопрос для родителей и детей стоит не столько в выборе кружка, сколько в поиске того, который работает поблизости от дома.

В школах сокращают ставки педагогов дополнительного образования, а специальные учреждения дополнительного образования (их в стране, по данным Минобрнауки, 17600 штук, из которых 4 федеральных, 405 - региональных, а остальные - муниципальные) либо закрываются, либо повышают плату. В богатых регионах часть занятий оплачивается из бюджета, а в дотационных платят родители. Финансирование таких учреждений передано на уровень муниципалитетов, возможности у которых разные. А в преддверии наступления периода оптимизации расходов на образование, уничтожение школ искусств и Домов детского творчества происходит с опережением.

Что касается кружков и студий в школах, то с грядущим введением нового образовательного стандарта для старшей школы, они определенно станут платными.

Между тем, в учреждениях дополнительного образования занимаются семь миллионов шестьсот тысяч детей. Это более половины всех школьников страны. И, как говорит директор Центра образования №548 Ефим Рачевский, "для значительной части наших детей дополнительное образование является основным, а основное - тяжелой обязательной повинностью".

Монетизация образования

Что происходит с дополнительным образованием сегодня?

В одной из школ в Северном округе Москвы - более 20 кружков и секций, относящихся к дополнительному образованию. Платных - очень немного (например - секция карате). Новых преподавателей дополнительного образования в школу уже не берут. С переходом на новую систему оплаты труда, когда директору придется где-то находить деньги на стимулирующие надбавки для успешных учителей, придется сокращать все "необязательные" расходы.

Моя одноклассница, много лет проработавшая педагогом дополнительного образования (вместе с мужем она преподает бальные танцы) рассказала, как в школах сокращаются ставки педагогов дополнительного образования: "Нам говорят: хотите, арендуйте школьный зал и берите с детей деньги за занятия (до сих пор все было бесплатно). Но это невозможно: аренда страшно дорогая, да и привлечь детей заниматься за деньги нереально. В школе нас убеждают: мы вашу ставку передали во Дворец детского творчества. Идем во Дворец, а там говорят, что это - неправда. В итоге я - без работы, а дети без кружка. Что касается Дворцов детского творчества, то там много платных секций, да и водить детей туда многим родителям просто некогда".

То, что сокращаются ставки преподавателей дополнительного образования, подтверждает и директор Центра образования №109 Евгений Ямбург: "Ясно, что главная идеология сегодняшних реформ - это ослабление нагрузки на бюджет. Сегодня идет так называемая «оптимизация расходов на образование". Причина - новая система оплаты труда, человекочас, чем больше детей в классе, тем выше оплата. Школа вынуждена сокращать не физиков и математиков, а педагогов дополнительного образования, дефектологов, психологов».

Два закона

Законодательные новации в сфере дополнительного образования не очень нравятся участникам дискуссии в Общественной палате. Почему?
Для начала сравним закон действующий и предлагаемые новым законопроектом изменения.

Действующий закон "Об образовании в РФ" (от 10 июля 1992 г. N 3266-1, редакция 27.12.2009 г) в статье 26 определяет понятие, цели и задачи дополнительного образования. Определяет их скупо, лаконично, что называется - широкими мазками.

Новый законопроект идет дальше, и разводит по разным главам понятия дополнительного образования для детей (глава 15 законопроекта "Об образовании") - то есть упомянутые кружки, секции и проч. - и дополнительного профессионального образования (глава 16 того же законопроекта), предусматривающая обучение взрослых людей. Причем и тот, и другой вид дополнительного образования в тексте законопроекта расписаны довольно подробно - и зачем они нужны, и какие виды организаций могут их осуществлять, и какие направления развивать, и в какой форме.

Но чего нет в тексте нового законопроекта - это отдельно прописанной системы финансирования системы дополнительного детского образования. И никакого упоминания о госгарантиях этого финансирования. Именно на это обращали внимание участники дискуссии в Общественной палате, именно это они и предлагают поправить, пока есть время.

Справедливости ради следует заметить, что и действующий закон "Об образовании" отдельно не выделяет тему финансирования дополнительного образования. Просто в статье 41 "Финансирование образовательных учреждений" скупо определяет: "Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством". А затем перечисляет некоторые права и обязанности в экономической сфере, которые есть у образовательных учреждений. 
Что нужно сделать

Но вернемся к тексту обсуждаемого законопроекта. После двухмесячной общественной дискуссии, проходившей на сайте www.zakonoproekt2011.ru с 1 декабря 2010 года по 1 февраля 2011 года, текст этого документа будет подвергаться дальнейшей правке, а в Госдуму поступит, судя по всему, ближе к концу весенней сессии. Это значит, что дискуссии о содержании законопроекта "Об образовании" имеют смысл, а в текст еще могут быть внесены правки.

Итак, гарантий финансирования дополнительного образования в законопроекте нет, а всем участникам процесса хотелось бы, чтобы были. Причем Минобрнауки, выступая в принципе за такое положение, не готово взвалить всю ответственность за дополнительное образование наших детей на федеральный бюджет. По словам директора департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки, Алины Левитской, министерство предлагает добиться, чтобы в новом законе была формулировка, которая обяжет субъекты федерации выделять субвенцию местным бюджетам для поддержки дополнительного образования. То есть федеральный бюджет предложено не беспокоить, а региональный бюджет заставить перечислять средства в муниципальные бюджеты.

Что при этом делать регионам с дефицитным бюджетом - остается непонятным. Бюджеты муниципальные, как было сказано выше, денег на этот тип образования наскребают с большим трудом. Или не находят вовсе.

Если все же регионам скомандуют давать деньги на дополнительное образование - уже есть идеи, как эти деньги справедливо распределить. Например, член Общественной Палаты, руководитель общественной организации "Право ребенка", Борис Альтшулер предложил ввести "индивидуальный сертификат дополнительного образования". Чтобы на каждого ребенка из регионального бюджета выделялась сумма денег, которую он мог бы тратить на те кружки или секции, которые сам выберет. Это поможет многим детям из бедных семей, которые до сих пор не могли оплачивать занятия. Алина Левитская предложила нечто подобное, но лишь для "особых категорий детей": "Даже там, где будет платная услуга, сертификат обеспечит «особым категориям детей» бесплатность таких дорогостоящих занятий".

Остается надеяться, что государство пойдет на предложенные шаги. Как сказал, завершая заседание в Общественной Палате, академик Евгений Велихов, "через 4-5 лет многие вопросы зазвучат по-другому. То, что здесь обсуждается, это - судьба русской культуры и дальнейшая судьба страны".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

РИА Новости

http://www.rian.ru/analytics/20110216/334887699.html


Добавить комментарий


Войти на сайт

Новые комментарии

  • Владимир 1 год назад
    Согласен с Вами и спасибо за шикарную статью!

    Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас на сайте 33 гостя и нет пользователей