Ефим Рачевский: "Опыт проб и ошибок у каждого свой"

Дебаты "Голос учителя должен быть услышан!" продолжаются. Наш новый эксперт Ефим Рачевский. Директор, который возглавляет одну из лучших школ России - Центр образования №548 "Царицыно". Он также общественный деятель, который постоянно занят в различных комиссиях, экспертных советах, член Общественной палаты. При этом стиль Рачевского - предельно открытый, при огромной занятости он слышит голоса не только педагогов, но и учеников и родителей. Достаточное тому подтверждение - рубрика "Диалог с директором", которая открыта на школьном сайте.

- Учителя часто сетуют на то, что их позиция, их голос, - не доходит до тех, кто принимает решения.  На ваш взгляд, почему это происходит?

- Это сетование - хороший и обнадеживающий симптом. Были времена, когда не сетовали, а смиренно ждали своего учительского счастья, да и сетовать было не на что, потому что не с чем было сравнивать. Все жили В почти одинаковых домах, работали в одинаковых школах, работали по близнецовым программам и учебникам, покупали одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы, вслушивались в одну и ту же ложь. И свято верили, что решения принимаются некими небожителями, которых часто показывают по телевизору.

 Школа и все, что с ней связано - живая гуманитарная система, изменения в ней не могут происходить быстро, не верю и боюсь революционных преобразований, было уже, и до сих пор отдается. Школа по-прежнему в основе своей осталась советской, с прежней иерархией, правилами, укладом, ментальностью, людьми, ожидающими проявлений социальной справедливости от неведомых властных решений. Этот процесс ожиданий характерен не только для нашей страны, но и для большинства учительских сообществ в разных государствах, чья социальная ориентация – дело неблизкого будущего. Полагаю, что нужно не ждать, а действовать. Сегодняшние законы, несмотря на их несовершенство, позволяют сделать учительскую жизнь насыщенной, интересной, перспективной и относительно  благополучной. Поэтому решения нужно принимать самим, и если они, имея под собой всю необходимую законную основу, встречают препятствие в лице чиновника: делать ситуацию гласной и открытой. Ведь даже в самые сложные 90—е годы общество, мир, сход, община, не бросали школу. Ибо люди сегодня озабочены будущим своих детей, они связывают их успешность с тем образованием, которые дети получают. Поэтому школу поддержат всегда. Но только такую, которая говорит и делает правду, открытую и всем понятную. Народ постепенно начинает понимать, что образование детей слишком серьезное дело, чтобы доверять его только учителям, поэтому – создавайте содружества.

- Каким образом педагоги могут влиять на решения органов власти. Должны ли?

- Должны. В такой же степени как врачи, сантехники или полицейские. Все мы являемся избирателями, но мы привыкли к тому, что еще со времен поздней коммунистической партократии нас воспринимали как самый удобный и послушный электоральный ресурс. Способы влияния на умную власть – организация диалога. Власть, она ведь тоже хочет, чтобы все было хорошо, но эту хорошесть по- разному понимает и по- разному творит.

Неумная власть всегда живет в ожидании похвалы или наказания. Поэтому главный способ влияния – публичность, открытость и, правда, которые позволят сделать для власти реальными и первое и второе.  При всем том, что на летнем большом педагогическом форуме наш Премьер процитировал А.П. Чехова: «Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ», местная власть прекрасно понимает, что до каждой школы ни премьер, ни президент, ни министр, ни даже губернатор, не доедут.

Поэтому власть нужно учить, напоминая, что совсем недавно многие ее представители ходили в школу и клялись в верности важному народному делу. Консолидация профессионалов и друзей школы, выверенные и реалистичные предложения и требования, - постепенно могут ситуацию изменить и вывести школу из периферии властного сознания.

 - Есть ли какие - либо особенности взаимодействия с органами управления образования и органами власти, секреты, приемы, в том числе приёмы PR-технологий, которые педагоги могли бы использовать в своих обращениях?

- Есть. Но на то они и особенные, чтобы не делать их открытыми. Полагаю, что опыт проб и ошибок у каждого свой.

-  Новый этап обсуждения законопроекта Об образовании, - Каким образом он может помочь учителям выразить свою позицию?

- Только через активное обсуждение и формулирование конкретных предложений. Причем такие благостно нереальные, как «сделать жизнь учителя лучше, а образование качественнее» - не годятся.

- Вы - член Общественной Палаты Российской Федерации. Можно сказать, что вы представляете там педагогов. Могут ли педагоги рассчитывать на вашу поддержку и защиту? В какой форме может это происходить?

- Это и происходит. Как правило, через обращение в нашу Комиссию по развитию образования. Стараемся реагировать быстро, разбираемся в каждом конкретном случае несправедливости, забывчивости, неправедности. Приходят иногда и обращения совсем фантазийные, как правило, от графоманов, чьи изыски никто не хочет издавать, или радикальных изобретателей, предлагающих все-таки через лоботомию и вживание чипов улучшить результаты ЕГЭ. Но таких немного.

Мы выезжаем в разные регионы, изучаем ситуации по ликвидации школ, отъему зданий, неправильных увольнений. Взаимодействуем с нашим Министерством, Думой, другими органами власти, с прессой, помогаем некоторые случаи делать максимально гласными. Но буду честным: нас не хватает. Именно поэтому в последние несколько лет формируются региональные и муниципальные Общественные Палаты.  Пожалуй, этот процесс – достаточно значимый и осязаемый шаг в развитии нашего гражданского общества, зачатки которого пытались взрастить еще задолго до А.П.Чехова.

http://pedsovet.org/content/view/13336/253/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 163 гостя и нет пользователей