Размышления о российском образовании

Всякому овощу своё время

Как-то решили у нас новаторы сотворить пятилетку в 3 года. Набрали в 1-й класс умеющих читать, считать и писать. И решили пройти начальную школу за 2 года. Неудача. Одна из основных причин:

Ячейки памяти можно заполнить информацией. Но эта информация приобретает СМЫСЛ для человека на основе его личного жизненного опыта.

Если продиктовать таковым первоклашкам, например, «Наступила осень. Журавли потянулись на юг», то многие могут представлять, как они выполняли команду «Потянулись!» в детском саду и недоумевать над непонятными деяниями журавлей, умудрившимися совершать их в направлении какого-то юга.

Основа начальной школы – математика и русский язык. Сами по себе они есть АБСТРАКЦИИ, задают ПРАВИЛА ИГРЫ между ЗНАКАМИ, придуманными людьми. В языках достаточно много произвольно привнесённого. Договоримся мы писать жи-ши с буквой Ы – так и будут все писать. Математика, будучи построена на жёстких логических правилах, весьма полезна для развития логического мышления.

Но каково соотношение ЗНАКОВ и реальности? – ответ на этот вопрос дают естественные науки.

В том возрасте, когда все дети почемучки, мы промолчим им про массу, которую начнём изучать в 7-м классе и звёзды до 11 класса. Когда им важнее Маша, а не какие-то звёзды. и пр. «Почему деревья качаются?» или «Почему люди врут?».

При всех плюсах нашего образования в начальной школе доля БЕССМЫСЛЕННОСТИ велика. Это только в тоталитарных режимах можно заставлять детей выполнять сотни упражнений с голобуквенными выражениями. Не придавая особого значения:

Какое отношение эти деяния имеют к реальности?

В среднем звене доля бессмысленности значительно возрастает . Вот и показывают международные исследования PISA заполненность головушек наших детей ПУСТОЙ информацией, которая приобретает СМЫСЛ при её применениях в реальной жизни.

О профилизации

Всё общество всколыхнули Новые стандарты для старшей школы.

«Ребята! Поздняк метаться!» - говорили мои ученики.

Профилизация УЖЕ произошла. Кеши, крича: «Свободу попугаям!», уже повылетали из форточек в среднем звене, без возможности обратного возврата.

(см. Требование реверсивности изменений в ст. Диагноз деяний реформаторов образования в России http://www.eduhelp.info/page/diagnoz-reformatorov-obrazovanija-v-rossii ).

НЕ ВЫБЕРУ на ЕГЭ в 11 кл. (физику, химию, биологию и др.) означает, что ученик может вообще не брать в руки эти учебники (см. Приговор государственной системе образования вынесен http://newsland.ru/news/detail/id/638760/cat/42/ ).

И эта преступно-развращающая ПРОФИЛИЗАЦИЯ уже утверждена в Новых стандартах для основной школы.

Самое золотой время для посева семян, которые будут давать урожай всю оставшуюся жизнь, для 90% детей будет убито.

Германия, осознав НЕНОРМАЛЬНОСТЬ ранней селекции после начальной школы, начинает движение в сторону восточногерманской модели (советской). Мы же ударяемся в НЕНОРМАЛЬНОСТЬ. Которая в нашей стране превращается в преступление. Ибо Фурсенко А.А. своими деяниями поднял на небывалую высоту лозунг: «Не УЧИТЬ, а ПОКАЗЫВАТЬ!». Больше покажешь (обманешь) – больше получишь. ОБУЧЕНИЯ на базовом уровне, практически, НЕТ.

БАЗЫ – НЕТ.

Основная задача школы –

«Дать БАЗУ всем и сформировать АППАРАТ для обработки информации из внешнего мира и умения создавать СВОЙ продукт» -

снята. Даже самый полезный вид деятельности по созданию СВОЕГО – сочинения, практически, отменяется непроверяемостью ИТОГО, заменяясь натаскиванием на ЕГЭ.

Основная задача должна дополняться ВОЗМОЖНОСТЯМИ, связанными с особенностями детей для углубления в интересующих областях. Сегодня имеем преувеличенные ВОЗМОЖНОСТИ (часто в области ПУСТОЙ информации) без БАЗЫ и АППАРАТА для 90% (кроме физматклассов).

За 2000 лет до христианства в «Китайской классической «Книге перемен» (А.К.Щуцкий), рассматривающей ПРАВИЛА ИГРЫ в мире людей в разных жизненных ситуациях, сказано, что «От юноши НЕВОЗМОЖНО требовать дальновидности».

Время «просыпания».

Кроме того, время «просыпания» («включения») – у каждого своё. Один мой троечник по физике, проснувшись в 9-м классе, через полгода занял второе место в России на олимпиаде по физике, другой «проснулся» в 10-м и опровергал СТО Эйнштейна, забросив остальные предметы. Но они имели БАЗУ и АППАРАТ. Сегодня 3 на базовом уровне есть НОЛЬ. Да и сам я после школы был не особо определившимся, имея 5-ки по гуманитарным и 4 по физике.

Хотя в университете обогнал тех, кто углублялся с 5-го класса. Да и в университете один отличник после 2-го курса уехал поступать на психологию, другой - уехал на 5-м курсе в Питер играть джаз. После университета один физик стал кандидатом психологических наук, другой кандидатом в области социологии. Да и нынешний Учитель года России сказал, что но пока не уверен в том, что правильно выбрал свой путь.

В целом же, ранняя профилизация сегодня в России должны быть срочно отменена, ибо придвигает катастрофу России тотальной ДЕБИЛИЗАЦИЕЙ.

Представляя из себя самоубийственный идиотизм (См . Диагноз деяний реформаторов образования в России http://www.eduhelp.info/page/diagnoz-reformatorov-obrazovanija-v-rossii ).

О значимости предметов

Если целью образования должна быть подготовка ребёнка к реальной жизни, то:

А. Для освоения ПРАВИЛ ИГРЫ (законов) в мире ПРИРОДЫ, то предметом №1 должна стать физика, отвечающая на вопрос «Почему что-то происходит в природе?», с частным случаем атомно-молекулярной физики (химией) + биология.

Как ни велика роль математики в развитии ЛОГИЧЕСКОГО мышления, но чистая логика даже суперкомпьютеров для решения реальных задач может выдать абракадабру или глупость. Вроде Фу… А РАЗУМНОЕ мышление развивают естественные науки и реальная жизнь.

Б. Для освоения ПРАВИЛ ИГРЫ (законов) в мире ЛЮДЕЙ при не особой развитости гуманитарных наук предметом №1 должна стать ЛИТЕРАТУРА (оригиналы). Но не как купирование литературоведение из серии «Что (кто), где, когда?», а как раскрытие законов взаимодействия людей с точки зрения психологии. С нашим обществознанием пока весьма грустно.

Русский язык, математика, неправомерно обожествлённые обязаловкой, иностранный, информатика (как пользователь), – инструменты для более успешного взаимодействия «внутреннего» мира человека с «внешним».

Хотя, прагматическая математика (с сокращённой номенклатурой понятий), должна быть обязательной не только в старших классах, но и в гуманитарных вузах как лучший инструмент для развития логического мышления. Лет 10 назад декан математического факультета ЧГУ обнаружил дореволюционный задачник по арифметике – «Какие замечательные задачи про реальные ситуации для экономистов».

Роль предмета ЛИТЕРАТУРА должна не только возрастать к старшим классам, но учитывая незрелость учеников в школе, её желательно сделать ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ предметов во всех вузах. Вместо оторванных от реалий псевдонаук.

Владимир Павлов

http://www.eduhelp.info/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 119 гостей и нет пользователей