Родители зовут школу на дом

Родители знают, что жизнь многих школьников сегодня безоблачной не назовешь: класс переполнен, далеко ездить, одноклассники дразнят, надолго заболел – отстал от программы… Тем не менее, предложение забрать ребенка из школы и учить дома – вызывает только усмешку. Даже если мама ребенка не работает и имеет высшее образование, она опасается непредсказуемого результата домашнего обучения, сопутствующих ему трудностей и груза ответственности.

Но для многих семей вопрос об альтернативном образовании отнюдь не теоретический. Есть дети, которым в средней школе живется особенно трудно: одаренным и двоечникам, гиперактивным и посвятившим себя творчеству, часто болеющим. О детях-инвалидах и говорить не приходится: зачастую родителям приходится отдавать их в интернаты в надежде, что только там детей хоть чему-то научат.

Выходом во всех этих случаях могло бы стать обучение на дому, столь популярное в США и других странах Запада, и пока менее распространенное в России. Возможно, со временем так и будет, если новый закон "Об образовании" создаст для этого необходимые условия.

Доступная альтернатива

Сегодня в России есть четыре способа получить среднее образование, не посещая школу: экстернат, семейное образование, дистанционное образование и самообразование. Все вместе они называются "альтернативным образованием". Закон позволяет детям переходить от школьной к альтернативной схеме обучения и обратно в любом возрасте. Нужно только освоить программу средней школы и пройти вместе со всеми два уровня финальной аттестации – ГИА и ЕГЭ.

Семейные формы образования развиваются в России уже почти 20 лет. По мнению Ефима Рачевского, члена комиссии по развитию образования ОП РФ, существует интересная закономерность в периодах активности семейных форм образования. "Очень большой всплеск был в 1998 году после дефолта, когда значительное количество мам лишилось работы. Второй подъем семейного образования был совсем недавно – в 2008 году. Чем острее экономический кризис в стране, тем активнее семейное образование", - сообщил эксперт, выступая 17 апреля в Общественной палате на круглом столе, посвященном альтернативному образованию.

 

Данные исследования, отражающие отношение к школе детей и подростков от 7 до 15 лет

По статистическим данным, в России на 2007 год (позднее исследования не проводились) около 23,5 тысяч детей обучались в форме экстерната и семейного образования. Это число пока совсем небольшое, если сравнить его с данными США, где в 2010 году дома обучалось 2 млн детей (около 3,8% детей школьного возраста).

По данным государственных и независимых исследований, академические успехи американских детей, обучающихся в семье, на 20-30% выше, чем у их сверстников, посещающих школы. Вопреки опасениям, "домашние" дети показывают устойчиво высокий уровень развития социальных навыков, низкий уровень поведенческих проблем, достигают хороших успехов во взрослой жизни. У нас пока соответствующей статистики нет – подобные исследования пока не проводились.

В школе хорошо, а дома лучше

Альтернативное образование имеет ряд достоинств: оно позволяет максимально гибко и с учетом особенностей и интересов ребенка строить образовательный процесс, подбирать последовательность изучения материала, позволяет гибко управлять учебным временем.

"Пятиклассник по возрасту может осваивать материал программы по русскому языку за 5 класс школы, по математике или алгебре – за 6-7 классы, по истории – одновременно за 5 и 6 класс. Учебный материал может быть неравномерно распределен по учебному году, например, при модульном методе обучения или при обучении с последовательным погружением в те или иные предметы", - рассказал Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета.

Сегодня "домашним школьникам" доступен широкий арсенал средств дистанционного обучения. Конечно, для этого необходимо наличие дома компьютера и интернета. Существуют целые школы, которые весь курс обучения проводят дистанционно. Их ученики нередко вообще живут в другом государстве и никогда не встречаются лично со своими учителями, общаясь с ними по скайпу и по переписке.

Модернизация на дому

Система альтернативного обучения может стать важной частью реформы образования, так как она делает то, что неповоротливая государственная машина делать не в состоянии, считает президент Тьюторской ассоциации, профессор Московского педагогического государственного университета Татьяна Ковалева.

"Любой чиновник скажет, что модернизация образования связана с достижением четырех важнейших результатов у каждой школы: академическими знаниями; интегративными знаниями; компетенциями; социально успешным опытом", - сообщила эксперт.

Возможность успеха "домашних школьников" по части академических знаний вызывает наибольшие споры у педагогов. Однако здесь существуют количественные критерии оценки – результаты ЕГЭ, обязательного для всех (участники дискуссии в ОП РФ, правда, не стали раскрывать успеваемость российских выпускников "домашних школ").

Но по трем остальным направлениям модернизации – интегративности знаний, компетенциям и социально успешному опыту – дети, обучающиеся в семье, получают заметное преимущество перед остальными, поскольку лучше всего эти навыки формируются при индивидуальном подходе, считает Татьяна Ковалева.

Проблемы альтернативного образования

Сегодня главная проблема семейного образования состоит в том, что оно недостаточно глубоко регламентировано законодательством. Многие школьные педагоги относятся к обучению на дому как ко "второсортному", "суррогатному", и этот подход косвенно воспроизводится и в нормативных актах.

"Подспудно школьное образование, с его текущим педагогическим контролем успеваемости, классно-урочным форматом, представляется в качестве единственной нормы. Создается ситуация избыточного контроля", - считает Павел Парфентьев, председатель Общественной организации "За права семьи".

Существует серьезная проблема финансового обеспечения семейного образования. Обучая ребенка дома, семья несет дополнительные затраты – и денежные, и временные.

"Представляется, что государство должно все формы получения общего образования поддерживать на равных, иное можно рассматривать как своего рода дискриминацию. Вопрос финансирования семейного образования отнесен сегодня на региональный и местный уровень. В итоге, лишь в отдельных регионах предусмотрена финансовая поддержка родителей, использующих семейное образование. В большинстве регионов они никакой поддержки не получают", - сообщил Павел Перфильев.

До сих пор непонятно, за счет чего должна финансироваться деятельность школы по аттестации и (при необходимости) сопровождения ребенка, обучающегося в семье. На практике школы это решают вопреки закону, зачисляя такого ребенка в контингент школы, потому что не видят другого выхода.

Многие родители "домашних школьников" жалуются на необъективное отношение школы при прохождении промежуточной аттестаций, навязывание дополнительных платных услуг. Решением могло бы стать создание независимых аттестационных центров, по образцу США.

Российская Конституция гарантирует доступность образования. Но массовая школа пока редко способна обеспечить необходимые условия для полноценного обучения всем детям с особенностями здоровья или развития. Поэтому родители, которые принимают на себя груз ответственности, переводя детей на домашнее обучение, считают себя вправе получать поддержку от государства. И надеются, что новый закон об образовании создаст необходимые условия для этого.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

РИА Новости

http://rian.ru/analytics/20110418/365808040.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 256 гостей и нет пользователей