Россия старается сохранить свое преимущество в математическом образовании

25 марта на семинаре Института образования ВШЭ была представлена Концепция развития математического образования в РФ, утвержденная Правительством России в декабре 2013 года. С докладом выступил координатор группы разработчиков концепции, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов.

Российское математическое образование — одно из конкурентных преимуществ нашей страны. Не случайно на него обратил внимание президент Владимир Путин, поручивший в одном из своих майских указов разработать Концепцию развития математического образования в РФ на основе аналитических данных о его состоянии. Ведь есть риски потери этого преимущества: учителя стареют и не всегда готовы работать с современными детьми, содержание учебников не соответствуют развитию технологий.

Для написания концепции была создана рабочая группа, в которую вошли ведущие российские математики. Их деятельность координировал ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов. Несколько итераций концепции публиковались в интернете, дискуссии проходили на различных площадках (в частности, в апреле прошлого года — на образовательном форуме в Ярославле, одним из организаторов которого была Высшая школа экономики), после чего значительно сокращенный текст проекта был утвержден Правительством РФ.

Основная идея концепции в том, что математика в современном мире нужна всем. Эта наука пронизывает все сферы современной жизни, с ней постоянно сталкиваются люди, даже если просто работают за компьютером. Высокая математическая культура общества — залог развития современных технологий. Тем не менее различным целям должен соответствовать различный уровень и характер математической подготовки. Уже среди тех, чья профессиональная деятельность предполагает высокий уровень владения математикой, есть огромное количество специалистов по информационным технологиям и небольшое число людей, профессионально занимающихся «чистой» математикой. Для успешного развития экономики страны нужны и те, и другие, однако их подготовка должна различаться весьма существенно. И в концепции предпринята попытка учесть разнообразные потребности.

В концепции говорится и о необходимости создавать и поддерживать в России центры математического образования мирового уровня — школы, где занимаются будущие профессиональные математики высокого класса, и вузы, куда смогут приезжать работать ведущие математики со всего мира

Единственное, что объединяет математическое образование всех уровней и типов, — общая идея о том, что математика — наука о решении тех или иных задач. Цель математического образования — дать человеку аппарат для их решения и понимание принципов работы этого аппарата. Поэтому в рамках концепции предлагается на всех уровнях образования сделать упор на логические задачи, а не на заучивание конкретных алгоритмов, которые сейчас под силу и компьютерам.

По мнению авторов концепции, математическое образование должно начинаться уже на дошкольном уровне. Это не значит, что дошкольников нужно учить таблице умножения. Они должны решать задачи, соответствующие их развитию. Это могут быть простейшие логические задачи, связанные с различными способами осуществления выбора одного из множества вариантов, задачи на пространственное мышление. В начальной школе ребенок может решать уже более сложные задачи. Цель основной школы — помочь ребятам определиться, для чего им в будущем понадобиться математика, сформировать приоритеты ближайшего развития. В частности, решить, будет ли их профессиональная деятельность так или иначе связана с математикой. В старшей школе подросток уже выходит на траекторию индивидуального развития и изучает математику на более высоком уровне, если считает, что с ней так или иначе будет связана его профессия. Соответственно, государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ должна стать уровневой.

В вузах обучение математике должно лучше учитывать потребности студентов и их возможности применять математические методы в каждой конкретной сфере — в естественных науках, информационных технологиях и прочих. Скажем, предполагается отойти от лекционного формата обучения математике будущих педагогов. Учителя должны уметь в первую очередь хорошо решать задачи, а сейчас получается, что они часто делают это хуже старшеклассников.

В концепции говорится и о необходимости создавать и поддерживать в России центры математического образования мирового уровня — школы, где занимаются будущие профессиональные математики высокого класса, и вузы, куда смогут приезжать работать ведущие математики со всего мира. Естественно, зарплата в них должна быть конкурентоспособной по меркам мирового рынка труда.

Авторы концепции предлагают популяризовать математику. В частности, создать развлекательные телевизионные передачи, где нужно будет решать математические задачи, книги с занимательными задачами и т.д.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов, комментируя выступления Алексея Семенова, отметил, что авторам было непросто убедить математическое сообщество в том, что овладение основными понятиями и математическая логика должны быть на первом месте, а конкретные операции вроде «взять логарифм синуса икс» — на втором. С непониманием многими учителями потребностей современного общества еще придется столкнуться при реализации концепции. Многие математики считают компьютеры худшим врагом школьника, убивающим в нем всякие способности, а не подспорьем в обучении. Кроме того, Виктор Болотов подчеркнул, что сейчас первоочередная задача — сделать преподавание математики более разнообразным. Для этого нужно разнообразить банк заданий ЕГЭ. Иначе основой обучения в старшей школе останется зубрежка.

http://www.hse.ru/news/science/118293678.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 63 гостя и нет пользователей