РПЦ хочет обучать основам религии все школьные годы

Евгений Насыров

Плюсы эксперимента по преподаванию религии в школе остались тайной Минобрнауки

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться во всех российских школах с 2012 года. Итоги первого года апробации данного предмета признали успешными как представители всех основных религиозных конфессий России, так и чиновники из Минобрнауки. Впрочем, власти и религиозные деятели не смогли предоставить никаких конкретных примеров положительной апробации. Представители Русской православной церкви при этом считают, что основы религии следует изучать не «две четверти или два полугодия», а все школьные годы.

В среду, 23 марта, чиновники Минобрнауки и представители основных российских религиозных конфессий провели пресс-конференцию, посвященную итогам апробации школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010 году.

Апробация школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» закончится уже в 2011 году. С 2012 года этот школьный предмет должен стать обязательным, заявила GZT.RU сотрудник Минобрнауки Елена Романова, курирующая апробацию курсов по основам религии.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества РПЦ МП, протоиерей Всеволод Чаплин заявил GZT.RU, что итоги первого года апробации признаны успешными.

«Большое количество учащихся изучают этот предмет. Данный школьный курс не приводит к каким-либо межрелигиозным или межнациональным конфликтам и, напротив, меняет нравственную атмосферу среди тех детей, которые изучают курс»,— отметил Всеволод Чаплин.

Что изучаем

Второй учебный год школьники в 21 регионе федерации изучают факультатив под названием «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Это шесть отдельных предметов по выбору: основы православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур, основы мировых религий и основы светской этики. Данный школьный курс изучают в четвертой четверти у четвертых классов и первой четверти у пятиклассников. В 2011 году в большинстве регионов курс планируют сделать вдвое длиннее, отдав ему по полугодию в четвертом и пятом классе.

Елена Романова отметила, что одной из самых острых проблем в изучении основ религии является проблема методологических и учебных пособий по данному курсу. Их необходимо дорабатывать. И их элементарно не хватает. Эту проблему обсуждали и на одном из последних заседаний Общественной палаты. Общественники отмечали, что в ходе исследований (например, опроса 700 родителей) в регионах, где проводится изучение основ религии, стало понятно, что преподавателей на все шесть дисциплин не набирается. Самих учителей обучали этим курсам спешно и не слишком качественно, а пособия, написанные в экспресс-режиме, оставляют желать лучшего.

Любопытно, что в ходе пресс-конференции представитель Минобрнауки не смогла представить никаких качественных показателей, подтверждающих положительные итоги апробации курса по изучению религии в школе. Несмотря на просьбу присутствующих журналистов, никаких данных статистики (например, количество изданных пособий или процентное соотношение выбранных курсов для изучения) участники пресс-конференции так и не представили.

История появления основ религии в школах

 

Дмитрий Медведев еще в конце июля 2009 года объявил о том, что поддерживает просьбу основных государственных конфессий (в первую очередь— просьбу РПЦ) внедрить основы религии в школах. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» появился в расписании школьников уже 1 апреля 2010 года. Эксперты Общественной палаты считали, что за столь короткий срок учебные пособия не были тщательно подготовлены, а педагоги не успели пройти должную подготовку.

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, епископ Зарайский Меркурий также отметил, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» необходимо изучать не на протяжении «двух четвертей или даже полугодий», а в течение всего обучения в школе.

«За 34 учебных часа невозможно воспитать нормального человека. Необходима программа духовно-нравственного воспитания личности. И это понимают на всех уровнях»,— отметил епископ Меркурий.

Кто участвует в эксперименте

В числе регионов, где будет проходить эксперимент, — Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края, Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская области и Еврейская автономная область. С недавнего времени— республика Марий Эл и Ярославская область.

«Нравственная революция»

Всеволод Чаплин в свою очередь снова придал обсуждению проповеднический характер, заявив о необходимости «нравственной революции» в России.

«Нравственное воспитание— это не только сообщение определенной информации, но и воспитание воли. Если молодой человек вышел нравственно крепким в безнравственную среду, то он сможет ее хоть немного изменить, а в идеале и победить. И только таким образом воспитывая поколение за поколением, мы преодолеем то ненормальное нравственное состояние общества, которое есть сейчас и которое было порождено постсоветским цинизмом и нравственным беспределом. Если в обществе не произойдет нравственная революция, то Россия долго не проживет. Мы знаем подобные примеры из истории великих стран»,— размышлял церковный деятель.

GZT.RU

http://www.gzt.ru/print/353503.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 175 гостей и нет пользователей