Учителя сельских школ - участники Всероссийского педагогического собрания встретились вчера с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым. Говорили в основном о хорошем - о том, какая польза от объединения малокомпектных школ, как школьники могут заработать на новый актовый зал и почему важно дистанционное образование. Основная проблема - нехватка молодых специалистов.
В Еловской школе Саратовской области опыт объединения школ положительный. В их примере при объединении появилась возможность передачи филиалам мультимедийного оборудования, обеспечения их транспортом. При комплектовании классов у педагогов из малокомплектных школ теперь есть возможность работы в большой школе, что сказывается на зарплате в сторону увеличения.
В одной из школ Волгоградской области ученики реализуют сельскохозяйственный проект: обрабатывают трактором школьное поле и выращивают на нем зерновые. За реализацию выращенного урожая школьники получили четыреста пятьдесят тысяч рублей. Полученных денег хватило и на зарплату, и на ремонт актового зала, и на приобретение посевных.
В Маслянской школе Сладковского района Тюменской области учителя участвуют в конкурсах с применением ИКТ, что позволяет им в любом возрасте быть и оставаться интересными для учащихся. В школе накоплен опыт дистанционного обучения, и идею о развитии этого опыта с привлечением школ из других регионов поддержал Дмитрий Ливанов. Важно донести каждому ребенку современное содержание образования, подчеркнул министр. Кроме того, создание сети дистанционного обучения - это еще и возможность для нахождения пути решения общих задач и проблем.
Проблема привлечения молодых специалистов, как отмечалось на встрече, остается острой практически для всех регионов. По мнению Дмитрия Ливанова, существует система мер социальной поддержки молодых, в том числе льготная ипотека. Но необходимо продумать, каких еще инструментов не хватает, чтобы в школу приходила молодежь, самые способные и талантливые выпускники педвузов, и к тому же, мужчины. Зарплата учителей повышается, сказал министр, но в основном для учителей среднего возраста и пожилых. Министр поддержал предложение предоставить молодым учителям возможность стажировки в разных регионах России и за рубежом.
Сельские учителя хотят повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года и при этом предложили засчитывать период прохождения курсов в педагогический стаж. В свою очередь министр предложил провести опрос среди учителей, чтобы выяснить, какие курсы нужны учителям и персонифицировать систему повышения курсов квалификации.
Министр отметил большую заслугу педагогического сообщества и всероссийского педагогического собрания, в частности, что новый закон “Об образовании РФ” состоялся в том виде, в котором его приняла Госдума во втором чтении. Проблемы сельских школ остаются важными, отметил министр, и органы управления образованием на местах ждут выработанных рекомендаций для дальнейшей работы. Очевидно, что они продолжат обсуждаться на Форуме сельских учителей, на который участники встречи в заключении пригласили министра.