СЕРГЕЙ МИРОНОВ ВСТРЕТИЛСЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Какие последствия для российской системы образования, для интеллектуального развития и мировоззрения будущих поколений россиян могут иметь предлагаемые федеральные государственные образовательные стандарты для старшей школы (10-11 классы), а также об организационно-финансовых аспектах этих стандартов, шла речь на встрече председателя Совета Федерации Сергея Миронова с представителями педагогической общественности, которая состоялась 22 февраля. Об этом сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе верхней палаты российского парламента.

Позицию педагогов на встрече представляли лауреаты и победители конкурса "Учитель Года России" - преподаватель математики средней школы №2030 Анна Мехед, учитель русского языка и литературы школы №1071 Татьяна Федорова, председатель московского клуба "Учитель года", учитель истории и права Андрей Лукутин, другие представители педагогической общественности.

Предлагаемые изменения по введению образовательных стандартов и уменьшению объема знаний (по крайне мере бесплатного и доступного) вызвали в обществе волну недовольства и возмущения. Серьезной социальной проблемой стала обеспокоенность уже не только педагогов, но и родителей содержанием образования и будущим своих детей.

Участники встречи отметили большой интерес, который проявляет председатель СФ к вопросам реформирования системы образования. Складывающиеся тенденции в образовании и поступающая в адрес главы Совета Федерации информация из регионов России вызывают серьезную обеспокоенность. "Крайне негативные и тревожные отклики специалистов и родителей на происходящее у нас в образовании заставляют меня очень внимательно анализировать предлагаемые нововведения. Идеология образовательных стандартов, как и ЕГЭ с его натаскиванием учеников на сдачу тестов, вызывает у меня резкое неприятие. Я уверен, что в нашей школе, давшей уже не одному поколению прекрасное образование, "ненужных" и "необязательных" предметов нет", - пояснил свою точку зрения Сергей Миронов.

В ходе встречи педагоги высказали ряд аргументов, показывающих возможные минусы для системы образования, вполне реальную угрозу снижения общего уровня развития школьников в случае введения "образовательных стандартов".

Отмечалась несогласованность содержания стандартов профильного обучения, непроработанность организационно-финансовых механизмов введения образовательных стандартов, а также несоответствие ориентации на тестовую систему оценки знаний задачам гармоничного развития личности.

Участники встречи обратили внимание Сергея Миронова на опасность превалирования в школьной программе тех предметов, которые входят в перечень сдаваемых по системе ЕГЭ. Особенно печально, отметила Анна Мехед, выглядит судьба гуманитарного образования.

Изучение ряда предметов - истории и литературы, в первую очередь, ставится под сомнение, убежден Андрей Лукутин. Для их выбора не будет мотивации ни у учеников, ни у администрации школы и родителей. Главными, а следовательно, единственно выбираемыми для изучения, несомненно станут предметы, по которым ученику сдавать ЕГЭ. Учитывая "подушевую" оплату труда учителя, возникает резонный вопрос, уверен Андрей Лукутин, – что будет с зарплатой и занятостью учителя географии, биологии или литературы, к которым "запишутся" 5-7 учеников? И будут ли выпускники, освоившие такие предметы, как объединенный "русский язык и литература", "словесность", "Россия в мире", готовы к будущей жизни и дальнейшему профессиональному образованию на уровне современных мировых требований?

По мнению педагогов, предлагаемые новые дисциплины ("словесность" и "Россия в мире") есть не что иное, как облегченная и ухудшенная версия русского языка, литературы, истории, обществоведения. По мнению Анны Мехед, предоставление человеку такого образования - ниже базового уровня знаний – является прямым нарушением конституционных прав гражданина на получение бесплатного среднего образования.

Возможно, заметил Андрей Лукутин, образовательные стандарты являются для чиновников не новой стратегией, а просто средством снижения объемов финансирования старшей школы, ведь вместо существующих 48 учебных часов в неделю старшеклассники получают 36 "стандартно-образовательных" часов. Кроме того, в разработанном Минобразования документе, где задается высокая планка стандартов укомплектованности школы (оборудованием, лабораториями и спортплощадками и т.д.), школам прямо предлагается "привлекать" сторонние (родительские? спонсорские?) средства. Есть опасение, что бюджетных денег будет выделяться все меньше, а требования к школам будут все выше.

Странное ощущение декларативности и размытости задач новой образовательной системы вызвал у заслуженного педагога Татьяны Федоровой "Портрет выпускника" из 15 пунктов, включенный в документ Минобрнауки России.

Есть проблемы с преемственностью образовательных курсов – несоответствия программ школы и вузов приводит к необходимости "доучивать" студента-первокурсника. Еще одно последствие реформ и увлечения тестированием, которое уже себя проявило, - снижение речевых навыков. Современный школьник не умеет излагать грамотно и красиво свои мысли. Педагогический университет, принимая абитуриента по результатам ЕГЭ, не имеет сегодня возможности проверить речевые навыки будущего педагога, которые являются основным (!) условием профессиональной пригодности учителя. Преодолевая эти трудности, коллективы и руководство педагогических вузов с волнением следят за появляющимися в стране предложениями по реформированию самих педвузов, сокращению их числа и перепрофилированию по причине "переизбытка" педагогических кадров.

Говоря о дискуссии, развернувшейся в обществе вокруг образовательных стандартов, участники встречи обратили внимание, что обсуждается лишь видение того, что будет происходить. Разработчики не могут точно сказать - какова цель, механизмы, техника реализации идеи образовательных стандартов. Без ответа остаются организационные, материальные и содержательные вопросы, начиная с того, будет ли урок географии для пяти учеников в классе, или как выберет ребенок 13-14 лет свою будущую "профориентацию", закрыв для себя возможность в будущем изменить свои планы.

Подчеркнув масштабность и глубину проблем, связанных с образовательными стандартами, участники встречи сделали вывод о необходимости тщательного анализа, длительной и точечной апробации данной идеи. Главное – не спешить, ведь речь идет о людях, о детях и их будущем, а значит, о будущем страны.

Сергей Миронов попросил все высказанные замечания и аргументы специалистов в отношении образовательных стандартов направить в Совет Федерации. Акцент в экспертных оценках, по его мнению, должен быть сделан на тех угрозах, которые содержит в себе система образовательных стандартов.

В ходе встречи Сергей Миронов отметил важность гуманитарного образования и рассказал о своем предложении учредить премии молодым ученым в гуманитарной сфере. "Их работы не менее важны, чем достижения в технической и естественно-научной сфере", - подчеркнул председатель СФ.

http://www.regions.ru/news/2341894/

Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 45 гостей и нет пользователей