Школа. Дети. Родители, или трое в упряжке, не считая Ливанова

Не скрою, пренебрежительно-высокомерное отношение к учителям, которое частенько проявляется в блогосфере, не может не тревожить педагогическое сообщество, поскольку в ней, как в зеркале, отражается весь спекр проблем, связанных с положением учительства в России. 

Конечно, можно ограничиться каким-нибудь ядовитым или шутливым комментарием к блогу, в котором содержится очередной выпад против учителей, но весь спектр проблем школьного образования едва ли поддается освещению даже в блоге, не говоря о comments.

Замечание одного из блогеров на сайте о том, что учителя почему-то не торопятся осваивать такую форму образовательного new-hou, как электронный дневник, якобы удобный для школьников и родителей, немного позабавило. Всегда ли работа с электронным дневником в современной форме ее организации удобна для учителей и классных руководителей? Об этом почему-то блогеры не задумываются. Прежде чем говорить о чем-то конкретном, не мешало бы изучить предмет вопроса и потом делать какие-либо умозаключения. 

Итак, учителя и классные руководители не имеют, как правило, доступа к школьной электронике. В домашних условиях составлять дневник нет возможности, ибо школьные журналы ни в какой контейнер не уложишь и не вынесешь, тратить деньги на интернет в общественных интересах мало кого заставишь. Школьный интернет обычно подключен к компьютеру у завуча или у директора, в библиотеках не подключают по соображением экономии и оптимизации средств. 

Современное Российское государство свои обязательства перед учителями почему-то ограничивает только лишь заботами о повышении заработной платы, и те в пределах инфляционного витка, каждый раз предъявляя все новые и новые требования к учителям в обмен на "благодеяние". При этом как-то стыдливо умалчивается, что по мере увеличения благодеяний государства в арифметической прогрессии требования к учителям повышаются почему-то в геометрической прогрессии. Если же учителя заявляют о себе, желая привлечь внимание общественности к диспропорциям между "требованиями" и "благодеяниями", то им советуют заткнуться, поскольку им повышают зарплату и нечего халтурить.

Скажем так, учителю сколько ни плати, он будет работать так, как умеет, не лучше и не хуже. Я позволил себе поставить в кавычки ненавистое слово "требования". Требования требованиям рознь. Одно дело, когда от учителя требуют выполнения работ, не связанных непосредственно с его профессиональной деятельностью, например, работа с родителями, сбор информации о поведении школьников в домашних условиях во внеучебное время и т. д. Другое дело, если учитель не справляется с своими обязанностями, например, класс в течение всего урока остется неуправляем, откровенно и систематически срывает учебный процесс, или учитель выставляет по предмету необъективные оценки, а также не способен доступным и понятным языком излагать учебный материал. Однако нередко под профессионализмом школьные руководители понимают учительское угодничество по принципу "чего изволите-с". Если в обществе отсутствует уважительное отношение к учителю, к его статусу, то соответствует ему и ответное отношение учителей по закону действия и противодействия.

"Чем вы там занимаетесь?", "Школа ничего не дает", "Надо переходить на домашнее образование" и т. д. и т. п. Нередко я слышал такие откровенные выражения в свой адрес. Я понимаю природу такого эмоционального всплеска. Но по холодному размышлению родители продолжают приводить детей в школу, давать им профессиональное образование в соответствующих учебных заведениях при всех их недостатках, хотя полны критическими взглядами на систему организации образования.

Думается, кроме всего прочего, в сознании нашего общества произошла некоторая подмена понятий. Отдав детей в школу, многие родители снимают с себя всякую ответственность за ребенка, иногда даже вовсе не интересуются успехами ребенка, который вдруг окажется, что не ходит в школу, не учится, хулиганит в школе, если бывает и т.д. Есть и другая, адекватная, категория родителей: они интресуются и контролируют ребенка, не ссылаются на занятость. Как правило, дети неравнодушных родителей и учатся прилично, и активны в внутришкольной жизни.

Вмешательство родителей в школьную жизнь приносит пользу в том случае, если имеет место взаимопонимание и доверие друг к другу. Приведу пример, который в последнее время приобретает характер эпидемии, если не пандемии. Школьный учитель откровенно халтурит на уроке, кое-как расскажет новый материал, поставит "неуд." перспективным ученикам и предложит им свои репетиторские услуги, разумеется, за плату. Школьное руководство молча наблюдает за действиями такого учителя, не смея или не желая от него освободиться, ожидает реакцию родителей. Родители иногда соглашаются, иногда протестуют, но почему-то впустую, ибо такой учитель почему-то находится под покровительством руководства: либо делится, либо родственник муниципального работника.

Дети, школа, родители, находясь в одной упряжке, забывают, что школьные проблемы во многом порождаются в семье школьника, и их решение тоже зависит от родителей. Чем пассивнее родители, тем бюрократичнее будет и школьное образование и в упадочном состоянии оно останется. Государство в лице его министерства образования только тогда прислушается к общественному мнению, когда родительское и учительское сообщество встанут рядом и вместе проявят свою активность в борьбе за будущее ребенка.    

http://echo.msk.ru/blog/fred/956084-echo/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 253 гостя и нет пользователей