Школа – главный государственный институт подготовки к взрослой жизни. Другого нет

Полная стенограмма ток-шоу «Открытая школа», прошедшего 4 октября

И. Понарошку:  Добрый вечер, в эфире «Открытая школа», проект «Школа. LIVE» при участии РИА «Новости». Проект поддерживает «Эхо Москвы» и «Московские новости». Я Ирена Понарошку.

Е. Насыров: А я Евгений Насыров. Сегодня у нас «Открытая школа» и тема наша: «Почему школа не готовит к взрослой жизни?» Эта тема была выбрана по результатам открытого голосования на сайте «Эхо Москвы», на сайте газеты «Московские новости», на сайте агентства РИА «Новости». На всех этих порталах сейчас можно наблюдать прямую трансляцию нашего ток-шоу. Мы начинаем. И экспертами сегодня выступят…

И. Понарошку:  Ну подожди с экспертами. Мне кажется, что главные герои сегодня – это все-таки те, кто скоро вступает в эту самую пресловутую взрослую жизнь, то есть старшеклассники. У нас здесь представлены учащиеся, как мы выяснили, от 6 до 11 класса. Но в основном это все-таки старшие классы: 9-10-11. Это ученики московских школ, гимназий и, возможно, каких-то специальных профессиональных учебных заведений. И, конечно же, эксперты.

Е. Насыров: И эксперты. Это Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики портала Superjob.ru. Мы с Вами поговорим о том, где сейчас работают подростки, кем работают, что им может предложить рынок труда, работодатели, и чего они сами хотят в своих первых работах, в выборе профессии. Плюс сегодня Оксана Кузнецова, психолог, доцент кафедры Возрастная психология факультета Психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета. Мы с Вами будем обсуждать трудности подхода  к взрослой жизни, какие испытывают подростки – молодые люди и девушки, с чем им приходится сталкиваться, с какими проблемами.

И. Понарошку:  Секс-символ всех девочек от 6 до 66 и старше, Александр Невский. Обладатель титула Мистер Вселенная по бодибилдингу, так же активный общественный деятель. Наверняка, расскажет и про свои школьные годы, и про то, что сейчас происходит с молодежью. Я знаю, что Вы плотно работаете со школами и общаетесь очень часто со старшеклассниками.

Е. Насыров: И еще сегодня в студии Анна Федосеева, психолог-консультант, имеющий опыт психологического сопровождения подростков. Я думаю, что она тоже примет участие в нашем эфире. И тоже обсудит какие-то темы, связанные с конфликтами в школе, с конфликтами со сверстниками и другие вопросы.

И. Понарошку: И с нами на связи сегодня Московский городской дворец детского и юношеского творчества на ул. Косыгина. Там находится наш корреспондент Юрий Зодиев. И он там не один. Юра, ты нас слышишь?

Ю. Зодиев:  Конечно, мы вас приветствуем. Мы находимся в московском Доме пионеров на ул. Косыгина. Сегодня главными героями нашей дискуссии здесь станут, конечно же, дети, которых здесь много. Мы ждем ваших вопросов и очень хотим поучаствовать в дискуссии вместе с вами.

Е. Насыров: Спасибо, Юрий. Мы обязательно к Вам обратимся

И. Понарошку:  Там такие парни крепкие уже сидят. Меня резануло слово «дети». А вас режет слово «дети», уважаемые дамы и господа? Все-таки пока нет, да? Ок. Значит, обращение «ребята» к вам тоже будет уместно?  Ну, давайте, дорогие ребята, тогда посмотрим наш первый сюжет, который и объяснит суть проблемы, о которой мы сегодня здесь разговариваем.

Видеосюжет:

Выбор будущей профессии – всегда сложное решение для подростка. Так девятикласснику необходимо определиться, продолжить обучение в школе или пойти в техникум или колледж. Причем, если верить данным статистики, то всего 40% старшеклассников выбирают профессию, исходя из личных предпочтений. 25% детей принимают это решение под влиянием друга. 17% по совету родителей, 9% делают выбор, прислушиваясь к СМИ, 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью ВУЗа к дому. Больше половины подростков, учащихся в школе, хотели бы еще и подрабатывать. Сайты предлагают школьникам более ста вакансий ежедневно. Уровень зарплаты зависит от количества часов занятости. За полный рабочий день по данным рекрутинговых агентств подросткам предлагают 15-25 тысяч рублей в месяц. Хотя по закону несовершеннолетние не могут работать наравне со взрослыми. Среди вакансий для школьников лидирует промоутер, курьер и расклейщик объявлений. Получить профессию прямо в школе, как это было во времена Советского Союза, сейчас невозможно. Вместо учебно-профессиональных комбинатов, где ученики осваивали профессии, например, оператора ЭВМ, швеи-мотористки, машинистки, школьникам зачастую предлагают пройти психологическое тестирование. По его результатам специалисты предоставляют перечень наиболее подходящих учащемуся профессий и рекомендации по развитию.

И. Понарошку:  Так. Неужели все действительно так плохо и выбор будущей профессии за вас делают родители, друзья или вы выбираете, потому что ВУЗ находится на этой ветке метро? Сразу скажу, за меня выбрали родители, и мне понравилось то, что в принципе всего 3 станции метро до университета. Я сказала, ладно, хорошо. А кто как из вас выбирает будущую профессию?

Е. Насыров: Когда будете говорить – представляйтесь. Кто первый выскажется?

Е. Коновалова : Лиза Коновалова, ГОУ ЦО №548. Ну, у нас в школе как-то всегда с этим было очень просто. Нам с 9 класса проводили профориентационные встречи, с нами работали психологи, причем работали много, ничего не сказать. Мы проходили множество тестов разных, которые выдавали направления – гуманитарное либо физико-математическое. Так же нам  в 9 классе уже дали возможность попробовать какое-то профильное обучение. Мы могли выбрать либо право и юриспруденцию, либо химия и биология. Так же нам давали возможность переходить с профиля на профиль. То есть, например, я сама пробовала химико-биологический сначала. Но потом что-то как-то столкнувшись со всеми этими формулами, я поняла, что это не совсем мое, и что мне больше хочется все-таки в гуманитарные такие глубокие науки. И вот сейчас я уже прохожу три года профильное обучение на право и юриспруденцию. Ну, у нас нет такого, что мы выйдем с профессией, но определенный багаж знаний по этим предметам нам дают.

Е. Насыров: А Вы уже подрабатываете?

Е. Коновалова: Я работаю с 14 лет. Сначала это было просто желание какой-то обособленности от родителей, потому что нужны были деньги, даже, допустим, им на подарки. Ты же не можешь взять у мамы тысячу рублей и прийти и сказать: мама, я купила тебе подарок на твои же деньги. Хотелось вот именно этой самостоятельности. Самостоятельность пришла вместе с усталостью. Но в течение 2.5 лет уже боремся...

Е. Насыров: Может еще кто-то выскажется? Вот о том, как школа готовит к взрослой жизни, какую профессию выбираете…

А. Нарушевич:  Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Нарушевич. Я представляю Московский городской дворец, Отдел международного сотрудничества. Ну, по сути дела я журналист. Правда, я пока что не имею официального места работы. Поэтому я работаю за пирожки.

И. Понарошку:   Нам очень нужны такие. Оставьте свой телефон.

А. Нарушевич:  Непременно. Пишу я для разных газет. В основном я пишу для сайта cozymoscow. Это сайт, который специализируется на интересных местах Москвы. То есть я пишу о всяких культурных необычных событиях, то есть я писала недавно о магазине «Додо», который переехал на Таганку. Я писала о библиотеке для молодежи. У меня очень много таких тем, но я бы хотела быть культурным обозревателем.

Е. Насыров: Но первых гонораров вы еще вкус не почувствовали?

А. Нарушевич:  Завтра будет первый гонорар.

Е. Насыров:  Поздравляю. Это большой день в жизни.

И. Понарошку: Приносите свои пироги, делитесь тогда. То есть вы пойдете на журфак, правильно я вас понимаю?

А. Нарушевич:  Да, я иду в Высшую школу экономики, я буду учиться на медиакоммуникациях. То есть это универсальная журналистика. Это все виды журналистики в одной. Я по окончании буду, соответственно, универсальным журналистом.

Е. Насыров:  Спасибо. Кто еще хочет высказаться?

И. Понарошку:  Можно немного личного, наболевшего? Я тоже хотела идти на журфак. Родители не дали. Отправили на экономический факультет. Тогда, когда я заканчивала, всех отправляли на экономический или юридический факультеты. Всех, кроме Евгения Насырова, который попал-таки на журфак. Но в итоге мы оба здесь: выпускник экономического и журфака. Есть у кого-то такая проблема, что родители говорят, что тебе надо идти в медицинский, или тебе нужно идти так же как и я на юридический? А вы хотите совсем куда-нибудь в другое место? Есть у кого-нибудь такое в студии?

Е. Насыров: Расскажите о своем случае.

О. Захарова:  Меня зовут Ольга Захарова. Учусь я в НПЦО лицей «Столичный». Раньше мои родители меня просили пойти в Бауманку. Поскольку они оба инженеры, они очень хотели, чтобы я продолжила их путь. Но я отказывалась, потому что все-таки математика – не мое. Мне она не очень нравилась. Поэтому я очень долго родителей просила, чтобы они меня отправили на какие-то художественные курсы. К 11 классу я все-таки добилась своего. Меня отправили на дополнительные курсы в Строгановку. Я очень счастлива. Мне все это очень нравится, и я все-таки очень хочу стать дизайнером интерьера. Я безумно счастлива.

И. Понарошку:  И родители уже с Вами согласны?

О. Захарова:  Да, да, да.

И. Понарошку:  Супер. А вот давайте сейчас спросим у специалиста Superjob. Валерия, а расскажите, кого сейчас не хватает? Помогите ребятам сориентироваться. Я вижу, что не все еще определились с профессией. Кого сейчас уже валом, а кого именно не хватает? Куда идти?

Е. Насыров: Да, и на что они могут рассчитывать. На какую оплату своих трудов?

В. Чернецова: Я, наверное, никого не удивлю. Скажу, что на рынке не хватает, прежде всего, квалифицированных рабочих. Вот если посмотреть на вакансии, которые опубликованы на рекрутинговых порталах, то большинство запросов работодателей – порядка 10-15% вакансий, которые вообще есть – это вот поиск этих специалистов.

И. Понарошку:  А что такое профессиональный рабочий?

В. Чернецова: Квалифицированный рабочий – это рабочий с разрядом: токари, машинисты. Не разнорабочий, там, грузчик, уборщица. А именно, который умеет что-то делать, закончил профессиональное училище, колледж и получил соответствующий разряд. Таких специалистов не хватает как в сфере ЖКХ, где страшная текучка, как и в строительстве. Да. На втором месте у нас идут запросы на представителей сферы продаж. Это менеджеры по продажам, продавцы-консультанты, торговые представители, региональные представители. Скажу честно, профиль образования вот для этих позиций на самом деле не очень важно, поэтому мы видим такую картину, когда люди заканчивают технические ВУЗы, гуманитарные, а в итоге оказываются в продажах. Причем свою трудовую деятельность они начинают, ну, может, кто-то в школе, обычно в институте с третьего курса как правило уже половина ребят работает. И это именно те сферы, где начинают себя быстро реализовывать. Многие идут в маркетинг, рекламу, ассистентами отделов начинают работать, и тоже уходят из технических, скажем, профессий, по которым они получают образование, они уходят просто в эти вот другие профессии. В итоге на выходе с института мы получаем специалиста: корочка одна, да, диплом, а специалист совершенно в другой области.

Е. Насыров:  Валерия, а можно еще такой вопрос – где себя могут найти амбициозные образованные московские выпускники школ уже сейчас? На стыке между школой и Вузом допустим.

В. Чернецова: Мы говорим о ребятах, которые уже закончили школу?

Е. Насыров:  Которые заканчивают, вот 10-11 класс.

В. Чернецова:  Во-первых, я хочу сразу оговориться, что не надо забывать о том, что вам сдавать ЕГЭ и как-то в дальнейшем планировать свою жизнь. И надо, чтобы вот эта работа/подработка, которая у вас есть, она протекала в русле построения вашей дальнейшей карьеры. Чтобы как-то вот опыт получать, который пригодится вам в жизни. Ну, на что можно претендовать, скажем, школьнику. Правильно были перечислены профессии в репортаже, это курьеры, это официанты, это промоутеры, это интервьюеры какие-то, которые нанимаются на проекты, распространители/расклейщики листовок, флаеров. Причем если вы посмотрите, скажем, вакансии, опубликованные на рекрутинговых порталах, вакансии курьер, официант или работник в колл-центр, это не одна вакансия. На самом деле на одну вакансию (это одно объявление) набирается много специалистов, 10-15-20. То есть реально предложений для вот такой категории ребят, их много.

И. Понарошку:  Немножко грустно стало, когда вы рассказывали о тех, кого не хватает на рынке труда. Послушать Вас, так вообще в ВУЗы идти нет никакого смысла. Это так?

В. Чернецова:  На самом деле у нас, конечно, переизбыток специалистов с высшим образованием. И картина трудоустройства, которую мы наблюдаем, она очень печальная. Порядка 60% людей по полученной специальности не работают. Или получают второе образование или в какие-то другие совершенно сферы уходят. Возникает такой вопрос – а надо ли было учиться, тратить эти годы? Ну, вот политика партии/правительства такая, что какие-то ограничения по количеству бюджетных мест, по приему, все это будет проводиться. Хочу сказать про юристов-экономистов, которых все склоняют, что их очень много, что страшный перевыпуск. Но я хочу сказать, что эти профессии были востребованы, есть и будут востребованы. Вопрос только – какой ВУЗ вы заканчиваете, какая ваша квалификация. Если вы заканчиваете ведущий брендовый ВУЗ, трудоустройство по специальности на уровне 90%.

Е. Насыров:  Спасибо, Валерия. Александр, а вот к Вам вопрос. А Вы когда заканчивали школу, кем хотели стать?

А. Невский:  Знаете, можно мы чуть-чуть упростим ситуацию? Прежде чем отвечу на ваш вопрос, немножко от печальной истории вернемся в позитив. Я хотел бы, чтобы все присутствующие здесь ребята, которые присутствуют здесь, которые присутствуют в той студии, которые смотрят нас, их родители все-таки получили какую-то практическую пользу от нашей встречи, от нашей программы. Потому что я хотел бы сказать, у каждого из вас, ребята, вне зависимости от того, какие есть вакансии на Superjob и какие профессии модны сегодня или не модны, высокооплачиваемы или ниже оплачиваемые, у каждого из вас, я уверен, уже сегодня есть мечта. Уже сегодня есть цель. И так или иначе, говорите вы об этом, не говорите вы об этом, она у вас есть, и вы чувствуете, чем бы вы хотели заниматься. Да? Я прав? Поэтому что я хочу сказать, друзья мои, не позвольте никому помешать вам добиться своей мечты. Вот  в этом смысл. Я сижу здесь. Ребята, мне было 14 лет, я был вот такой худенький паренек. У меня были пятерки по всем предметам кроме физкультуры. По физкультуре у меня была тройка. Серьезно. Так получилось, я из Советского Союза, из того времени. Но даже во времена Советского союза были люди более материально обеспеченные и менее материально обеспеченные. Например, у меня мама, у нее было высшее образование, но она должна была работать в химчистке в две смены, чтобы прокормить меня и мою сестру. У нас не было денег никогда. Тем не менее, моя мама, она всегда была позитивна, она всегда говорила о том, что то, о чем ты мечтаешь, всегда может случиться. Только ты должен работать над этим. Поэтому когда я сказал, что хочу накачать себе мускулатуру, как у Арнольда Шварценеггера, что вы понимаете, для мальчишки, который при таком же росте в 2 метра как у меня, сейчас-то я уже 130 килограмм, тогда я весил порядка 60 кг, то есть для всех людей вокруг это было просто смешно. Парень с ума сошел. А мама говорила, что это возможно. При этом мама всегда говорила, что нужно получать образование, конечно. И тут поймите меня правильно – о чем бы вы не мечтали, хорошее образование, даже при переизбытке, так сказать, как Вы говорите? людей с высшим образованием - оно никогда не помешает. Потому что может быть именно в вашем случае оно нужно. Поэтому не позвольте никому остановить себя от того, чтобы добиться своей цели. Серьезно.

Е. Насыров: Спасибо, Александр. Мы вернемся еще к этой теме. А сейчас мы хотим услышать ребят, которые с нами на прямой связи из Дворца детского и юношеского творчества.

И. Понарошку:  Да, и у меня к вам очень конкретный вопрос: нас сейчас смотрят в интернете, нас смотрят тоже старшеклассники, которые на секунду буквально отключились от контакта, да, вышли из Вконтакте и смотрят на вас, и думают, а что вы там делаете, ребята? Зачем вам это надо? Расскажите, пожалуйста, зачем вам это надо, зачем вы ходите во Дворец детского и юношеского творчества? Может вас родители заставляют? Давайте. Признавайтесь.

П. Веретехина:  Нет, не заставляют. Веретехина Полина, отдел программирования детской школы научно-технического творчества. Хотелось бы сказать, что это все по своему желанию все-таки. К тому же курсы, на которые я хожу по программированию, мне там очень нравится, это я сама выбрала. Там учат многому интересному, самой очень нравится. После уроков идешь на них и так хорошо сидишь, даже если засыпаешь, но все равно интересно.

И. Понарошку: А ты хочешь стать программистом?

П. Веретехина:  Да, у меня появилась такая цель. Вообще я хотела в технический ВУЗ поступить, а сейчас четко определилась, что программистом.

И. Понарошку:  Отличный выбор. От женихов, как минимум отбоя не будет, насколько я знаю половозрастной состав технических ВУЗов.

П. Веретехина:  В нашей группе я одна девочка.

И. Понарошку:  Отличный выбор, я же говорю. Расскажите еще. Ваша мотивация. Зачем вы туда ходите?

П. Веретехина: Я хожу туда получать знания. Мне там очень нравится. Родители, правда, на это отреагировали весьма странно, но сейчас они очень одобряют.

И. Понарошку:  Спасибо. Отдай микрофон кому-нибудь.

Реплика: Я хожу, занимаюсь футболом здесь. Вы знаете, я вообще с 6 лет занимаюсь спортом. Меня заставлял папа сначала, но я ему благодарен, потому что я считаю, что любой мальчик должен помимо того, что получить образование, должен еще что-то уметь в жизни. Прежде всего, я считаю, что любой мальчик должен быть спортивным. Я занимался каратэ, но в другом месте. А с 10 лет я здесь занимаюсь футболом. Я выбрал футбол, потому что я лет с 5 смотрю его и вот решил пойти заниматься. И я благодарен папе, что он в детстве заставлял меня заниматься спортом, и заставляет сейчас. Потому что это очень много дает вообще любому ребенку, и в том числе -мальчику.

Е. Насыров: Скажите еще, молодой человек, а вот что больше готовит к взрослой жизни – школа спортивная, клуб, в который ты приходишь по собственному желанию, или школа? Есть ли вообще такая проблема? Есть ли такая тема – подготовка к будущему взрослению и проблемам, которые могут возникнуть?

Реплика: Ну, Вы знаете, школа, безусловно, дает очень многое: это общение с другими людьми, общение со старшими людьми, умение поставить себя в обществе, знания. А спорт, он дает прежде всего дух, силу духа. Ты должен научиться добиваться чего-то в жизни, должен преломлять себя, заставлять себя идти до конца. Это дает спорт. И конечно, в жизни это очень многое. Потому что очень многие люди не выдерживают, они и талантливые, может даже гениальные, но в жизни потом они могут сбиться.

Е. Насыров:  Спасибо большое. А можно еще передать микрофон кому-нибудь? Есть вопрос.

М. Ханин:  Ханин Михаил, дом научно-технического творчества молодежи, отдел программирования. Знаете, эта проблема заставляют родители или не заставляют, не так важна. Часто родители могли бы заставить, но они не знают то, что нужно ребенку. Часто ребенок увлекается тем, в чем родители вообще не понимают. К примеру, я. Родители отправляли меня на различные курсы от спорта до рисования. А я все это время хотел заниматься чем-то, связанным с компьютерами. Так как мне это нравилось. И когда я узнал о Доме научно-технического творчества молодежи, я пошел туда.

Е. Насыров:  Спасибо. Мы еще вернемся к вам. А мы напоминаем, что в эфире ток-шоу «Открытая школа». Старшеклассники, эксперты обсуждают тему – кто и что готовит современного подростка к взрослой жизни? Эта тема, она была выбрана по результатам голосования на сайтах «Эхо Москвы», газеты «Московские новости» и РИА «Новости». Сейчас на всех этих порталах идет прямая трансляция этого ток-шоу, в том числе на каналах РИА «Новости» и в соцсетях РИА «Новости». Смотрите нас.

И. Понарошку: И вообще у меня к вам вопрос, дорогие друзья, а есть ли такое, что школа не готовит к взрослой жизни? Может, мы выдумали эту проблему? Вот по вашим ощущениям, вы ходите, вы учите эти тангенсы, котангенсы, химия, физика, ОБЖ, прости господи, технология. Есть технология? В 11 нет, повезло. А у остальных есть. Все это готовит вас к взрослой жизни? Вы заканчиваете школу, как вы думаете, у вас есть все знания, которые вам нужны? Или чего-то не хватает? Рассказывайте, что нужно. Какой предмет вы бы убрали вообще, а какой добавили? Пофантазируйте.

Д. Дубиничева:  ГОУ ЦО №548 «Царицыно». Ну, на мой взгляд, мне очень повезло со школой в том смысле, что у меня учителя – они мне друзья. Я могу прийти к директору и своему завучу и рассказать ему любую свою проблему от дружбы до проблем с родителями. И они меня поймут, дадут мне совет. То есть вообще человеку должно повезти со школой, чтобы он ходил туда с радостью, чтобы он оставался там после уроков, он жил жизнью школы.

Е. Насыров:  Скажите, а у Вас случаются в школе конфликты какие-то?

Д. Дубиничева:  У нас могут быть конфликты только между учениками. То есть конфликт ученик-учитель, он практически нереален.

Е. Насыров:  А вот со сверстниками какие чаще всего бывают конфликты?

Д. Дубиничева:  Если так сказать… разные социальные слои. То есть грубо говоря, одни не воспринимают других за себе подобных, так сказать. Но у нас это крайне редко встречается, пожалуй.

Е. Насыров: У вас дети олигархов учатся?

Д. Дубиничева:  Ну, я могу сказать, что у нас продвинутая школа. В том плане, что Рачевский - наш директор, у него достаточно много, ну, 4 здания, но у нас в нашем здании, старшем, такого практически не встречается.

Е. Насыров:  Ну а как это обычно бывает? Айфонами меряетесь или что?

Д. Дубиничева:  Сейчас больше возникают конфликты жизненных принципов. Даже если взять чувство юмора. То есть шутки не совпадают. Как объяснить? Ну, я не знаю, у нас такого не встречается. Я встречала это в своих старых школах. Я сменила 4 школы. В 9 классе я пришла сюда. И здесь такого нет.

Е. Насыров: Вам как кажется, нужно в школе через игру или какое-то практическое занятие обучаться какой-то конфликтологии? Учится разрешать конфликты.

Д. Дубиничева:   У нас была психология до 10 класса. То есть это был вроде бы факультативный курс, но у нас ребята посещали. А в плане игр, например, у нас учитель физики до сих пор на уроках преподает игры нам. То есть мы рисуем, поем, пляшем, фотографируемся.

Е. Насыров: Спасибо. Мы сейчас вернемся к вам еще.

Реплика:  Подождите. Я еще хотела сказать. Я считаю, что школа не совсем готовит к взрослой жизни. Ну, математика нужна на уровне посчитать деньги, например. Самый важный предмет, по моему мнению, – это ОБЖ. Большинство школ его просто игнорируют. В расписании оно не стоит, но фактически в журнал тебе ставят пятерки. Я закончила кадетский корпус, и у нас ОБЖ было 3 раза в неделю. У нас и первая медицинская помощь была, и при травматическом… ну, то есть разные. Биология нужна, чтобы, ну, там, вылечиться. Ну так, элементарно. То есть математика, все эти интегралы, они вообще не нужны. Геометрия, может быть, развивает пространственное мышление, но так чтобы пригодиться во взрослой жизни.

И. Понарошку: Очень важное замечание, я считаю. Действительно, уроки ОБЖ превращаются в профанацию во многих школах. Поспорите? Давайте поспорим.

Е. Насыров:  Секундочку. Давайте вернемся к этой теме. А сейчас спросим Оксану. Какие наиболее частые конфликтные ситуации случаются у современных подростков?

О. Кузнецова:  Ну я могу сказать, что, наверное, этих конфликтных ситуаций очень много. И все зависит от класса, от школы. И все-таки самое главное - это конфликт ценностей, конфликт смыслов и жизненных ориентаций, жизненных ориентиров. Вот это самое главное, это самое важное. Еще я могу сказать, что не надо бояться конфликтов. Потому что именно в конфликтах мы растем, именно в конфликтах мы понимаем очень много и про себя, и про окружающих: про своих друзей, про одноклассников, про учителей. Мы тем самым взрослеем и мужаем.

Е. Насыров:  Оксана, а скажите, как все-таки молодыми людям, сидящим в зале, и вообще молодым людям, как их можно готовить к возможным конфликтам, ибо их огромное количество: со сверстниками, со сверстниками из разных социальных групп. Есть какие-то практические рекомендации?

О. Кузнецова: Практические рекомендации… я могу рассказать о том, что, допустим, в одной из совершенно замечательных московских школ, расположенной в Южном округе, действует Школа юных конфликтологов. И там психолог обучает учащихся старших классов, они даже получают (и очень гордятся) такой диплом-сертификат, ну, конечно, школьного уровня, сертификат школьного конфликтолога. И эти уже обученные конфликтологи помогают  школьному психологу решать конфликтные ситуации, которые возникают у младших подростков. Это вот совершенно здорово и замечательно. Это то, что действует и помогает.

И. Понарошку: А вот сзади парни усмехаются. Прямо за нашим психологом. Есть ли конфликты в школе и как вы их решаете? Если что, то Александр Невский может, возможно, вас потренировать, чтобы вы эффективнее решали конфликты.

Е. Насыров:  Как вы между собой конфликты решаете?

Н. Коровин:  Никита, гимназия 1543. Ну, конечно, встречаются конфликты, мы их решаем внутри школы, внутри нашей школьной жизни с помощью ребят, с помощью тех же учителей, которые дают нам советы. Ну и я считаю, что все эти конфликты, они дают какой-то опыт. И в дальнейшей жизни, после школы, эти конфликты либо если повторяются, то мы знаем, как их решать, либо их не случаются.

Е. Насыров:  То есть драка прям на уроке? За территорию школы не выходите?

А. Невский:  Давайте опять к позитиву вернемся. Потому что, во-первых, совершенно правильно сказал молодой человек из Дворца пионеров, то, что для мужчины заниматься спортом – это важно. Потому что мы, например, разбивали носы всем хулиганам, которые перед нашими девочками матерились, начиная с 6 класса. И все вели себя хорошо, те, кто готов был вести себя плохо и наших девочек за косички дергать. Первый момент. Второй момент. Что касается вот этого вот социального неравенства, которого у нас в школах не было, потому что все ходили в форме, и никто разными телефонами не хвалился.

Е. Насыров: Вы сказали, что были те, кто богаче.

А. Невский:  Были просто обеспеченные люди. В нашей семье просто денег не было на тот момент. Но я хочу к чему сказать. Что жизнь вообще, ребята, я думаю, что вы уже это наблюдали сейчас, жизнь, она вообще играет злые шутки. Те самые олигархи, которых вы называли, их дети не понимают, что их родители в свое время никаких денег не имели. И только поэтому были голодными и готовыми добиваться своей цели. Когда у вас уже все есть.. мне на самом-то деле людей жаль. Так что вы не обращайте внимание на это. Я не знаю, кто у вас сейчас кумиры, но все кумиры моей юности, они сами выстроили свою карьеру. Ни у кого не было денег, и никто на это не обращал внимание. Люди бились за свою мечту. Поэтому, я надеюсь, что те, кто нас сейчас смотрит, те, кто участвует здесь, со мной согласятся. Совершенно неважно, сколько у вас сейчас денег, сколько и какие у вас мускулы сейчас. У вас есть самое главное – у вас есть время, ребята, и вы можете всего добиться.

Е. Насыров:  А у кого в школе есть такого рода конфликты, что есть, допустим, какая-то этническая группировка любой национальности? Чтобы вот как-то с ними тяжело общаться?

И. Понарошку:  Мне кажется, что это тема отдельной большой программы. Если мы сейчас начнем затрагивать эту больную для Москвы тему, то мы не закончим и к полуночи. Поэтому слово Елизавете еще раз.

Е. Коновалова:  Нет, я бы хотела сказать, немножко назад вернувшись. Вот мне кажется, что самое главное в школе – это приходить туда с радостью. Вот я могу сказать, что вчера я вернулась из школы в пол-одиннадцатого вечера. Потому что завтра день учителя, у нас потрясающий учительский коллектив, это 400 человек у нас учительский состав. И вот пока прошла вся эта подготовка, в пол-одиннадцатого мы и возвращаемся, и приходим к 8. Но все это зависит от той атмосферы, которая создается внутри школы. Даша сказала, у нас потрясающие завучи. Всем бы таких.

Е. Насыров: У вас нет конфликтов. Вам очень повезло.

К. Клоков: Я хотела добавить. Меня зовут Клоков Кевин, я из гимназии 1514. Я хотела сказать, что чтобы не было конфликтов в классе… у нас очень хорошо, что добрые учителя. В том смысле, что есть учителя строгие, то дети находятся в подавленном состоянии, и у них конфликты возникают, а у нас учителя добрые, даже учительница по латинскому языку с нами играет, чтобы легче было запоминать.

Е. Насыров:  А не сложно потом за территорию школы выходить, где нет добрых учителей?

К. Клоков: Нет, не сложно. У нас в классе как бы такая демократия. Поэтому мы все проблемы решаем вместе, и нам не сложно.

И. Понарошку: Спасибо большое. Я хочу сейчас обратиться ко всем, кто нас смотрит сейчас. Если вдруг у вас в школе учителя не добрые, с вами не играют, если с вами не обсуждают психологи все проблемы и у вас очень много конфликтов, пожалуйста, придите к нам и расскажите. Если вам кажется, что все эти дети не настоящие, то приходите на следующую программу и расскажите правду матку. Нам очень интересно. Другая тема – взрослая жизнь. Это не только работа, это не только конфликты, это еще несколько приятных вещей. Вот поэтому давайте перейдем к приятному. Давайте так – кто-нибудь когда-нибудь хоть раз в жизни во время урока думал про секс? Вот давайте так. Нет? Никто? Евгений, и Вы тоже? Тем не менее, если в Яндексе или Гугле забить в строку поиска «как правильно…?» вы знаете, что выскочит потом? Самый популярный запрос - «как правильно целоваться». И явно это пишут не первоклассники, и не студенты. Значит, это пишут ученики примерно старшей школы. Нужно ли вам, дорогие старшеклассники, чтобы вам про основы отношений в семье или сексуальных отношений рассказывали в школе? Или вы нормально это все из Гугла узнаете? Да, прошу.

К. Клоков: Я хотел добавить, хоть я еще и относительно маленький, но мне кажется, что не надо это спрашивать. Нужно уточнить у родителей, не стесняться. Потому что родители все-таки всегда скажут правильно, а чужой может как-то исковеркать.

Е. Насыров:  А вы уже спрашивали у родителей?

К. Клоков:  Давно. Да.

Е. Насыров:  И как? Контакт хорошо пошел? Все узнали?

К.Клоков:  Мама хорошо все объяснила, да. Так что с этим проблем, думаю, не будет.

Е. Насыров:  Хорошо. Кто еще выскажется?

Д. Киселев: Прежде всего так. Урок биологии 8 класса. В этот курс включена эта тема, так что там можно прекрасно узнать обо всех подробностях, как что происходит. Школа – это, прежде всего, место, где человек получает знания. И как бы это было ни прискорбно, да, мы в школе шутим, мы в школе играем, кто-то, заводим друзей и в принципе получаем удовольствие, но сейчас когда ввели экзамены ГИА и ЕГЭ, к сожалению, ситуация ужесточилась. И на первый план все-таки выскочили не дружба и развлечения, а, как это ни прискорбно, учеба и еще раз учеба.

Е. Насыров:  Вы страдаете от этого?

Д.Киселев: Нет, не особо.

Е. Насыров:  Любовь Вас уже посещала?

Д. Киселев:  Посещала.

Е. Насыров:  И как?

Д.Киселев: Даже дважды.

Е. Насыров: Все было понятно, как действовать в отношениях с объектом любви?

Д. Киселев:  Интуитивно.

Е. Насыров:  А хотелось к кому-нибудь обратиться за советом? За помощью?

Д. Киселев:  Конечно.

Е. Насыров: А пробовали?

Д. Киселев: Да. И к родителям в том числе.

Е. Насыров:  И что родители сказали?

Д. Киселев:  Прежде всего: первая любовь – это вещь жутко нестабильная, как правило. Прям как атомный реактор. И в большинстве случаев она, к сожалению, распадается. Так что как мне объяснили (это уже не мои родители, а знакомые)…

Е. Насыров:  Старшие знакомые?

Д. Киселев: Да. Сказав, что на самом деле первая любовь, поскольку она распадается, не относись к ней настолько серьезно. Потому что, въевшись в твое сердце, этот человек остается в твоей душе, и в последующей жизни он будет тебе напоминать постоянно, что вот он есть, но вы разошлись, и это будет мешать жить.

Е. Насыров: Не было желания с психологом обсудить первый опыт?

Д. Киселев: Ну почему же, было.

Е. Насыров: И как? Не было под рукой хорошего психолога?

Д.Киселев: Не было психолога вообще в тот момент. Он болел.

Е. Насыров:  Но вот если бы не болел, Вы бы зашли, осмелились? Высказались бы?

Д. Киселев:  Я бы зашел. Я простоял час под дверью, ожидая, придет он или не придет. Потом получил информацию, что болеет.

И. Понарошку:  Может быть, вместо урока технологии нужен урок, где расскажут, кто такая вообще женщина, как с ней обращаться, что она любит, что не любит. Как сделать так, чтобы потом у нас не было матерей-одиночек и неполных семей? Чтобы были счастливые женщины, довольные мужья во всех смыслах этого слова. Вот вместо урока технология или ОБЖ?

Реплика:  Я готов передать микрофон, но перед этим сказать, что в Америке такие уроки есть.

Николай:  Всем привет. Я Коля. Дом научно-технического молодежного творчества, школа программирования. Ну, я считаю, что этот вопрос не стоит обсуждать в школе, потому что среди ребят нашего возраста это, скорее всего, выльется в шутки и массовое посмешище. То есть это нужно лично обсуждать наедине.

Е. Насыров:  А с кем? Вот с кем Вы хоть раз обсуждали эту тему?

Николай:  С лучшим другом.

Е. Насыров:  И Вы были удовлетворены его ответами?

Николай:  Да.

Е. Насыров:  А была какая-то конфликтная ситуация между вами и какой-то девушкой прекрасной?

Николай: Нет, не конфликтная ситуация, но что-то сложно понять, что-то я не могу понять сам, и вот просто подсказать, посоветоваться с лучшим другом.

Е. Насыров:  А вот, ребята, поднимите руку, кто первым делом по таким вот историям идет сразу к лучшему другу? То есть все сразу к лучшему другу. Это обычно сверстники или более взрослые?

И. Понарошку:  А вот у нас во Дворце творчества тоже тянут руки. Передаем слово. Ребята, вам слово, наболело уже, наверное.

Е. Насыров:  Взаимоотношения – это же тоже творчество.

Анастасия:  Добрый вечер. Меня зовут Анастасия. Я играю в театре юных москвичей. И касаемо школы и дополнительного образования, я бы сказала так: очень трудно судить, потому что в школу приходят все. Даже если это профильный класс, туда приходят все, потому что это школа. А  в конкретное какое-то место, пусть в театр или кружок программирования приходят ребята, которые вместе чем-то занимаются, им это интересно. Поэтому, конечно же, меньше конфликтов. А касаемо секса и отношений, которые должны преподавать в школе. Я считаю, что это не совсем логично. Потому что каждый из нас растет по-разному. Тем более все знают, что мальчики и девочки, они развиваются по-разному.

Е. Насыров:  Анастасия, скажите честно. Первая любовь уже посетила вас?

Анастасия: Посетила. И она никак не связана со школой.

Е. Насыров:  И удачно прошло?

Анастасия:  Она удачно идет.

Е. Насыров:  Поздравляем Вас, это прекрасно. А долго?

Анастасия:  Полгода.

Е. Насыров: Спасибо. Давайте мы вернемся в студию. У меня вопрос к Анне. Скажите, все-таки как это в школе должно происходить, вот эти вопросы, связанные с первыми влюбленностями и конкретно с сексом?

И. Понарошку:  Достаточно ли консультаций родителей и друзей? Либо школа должна в этом участвовать?

А. Федосеева: Мне кажется, это достаточно сложный вопрос. Потому что любовь и как ее продолжение секс – это всегда вопрос отношений людей. Безусловно, на то, как мы строим отношения, влияют наблюдения за отношениями наших родителей и какие-то наши собственные конфликты, в том числе с родителями. И мне кажется, это очень такая интимная тема. В школе, безусловно, можно об этом говорить, но мне кажется, что это не обязательно должно происходить на каком-то отдельном особом уроке. И на уроках литературы, и на уроках математики можно говорить о человеческих отношениях и показывать, что в этих отношениях важно. Ну а по поводу секса, я вот тоже думала, мне кажется, что существует специальная литература, которую человек может прочитать сам. И мне кажется, что если говорить про школу, очень важно, чтобы молодые люди понимали, что сексуальные отношения – это всегда продолжение любви. И если это происходит по-другому, то это обычно не приводит к повышению уровня самоуважения, так скажем.

И. Понарошку:  Спасибо большое. Любовь спасет мир.

Е. Насыров:  И мы вернемся обязательно к этой теме в любом случае. Даже после эфира.

И. Понарошку:  И смотрим сейчас еще один сюжет, который мы подготовили.

Видеосюжет:

«Равняйсь! Смирно!»

Строевая подготовка и жесткая дисциплина – то, чего им не хватало в обычной школе, говорят учащиеся Московского суворовского училища. Самым маленьким здесь по 10 лет. Большинство приехали из разных уголков России. Дети месяцами не видят родителей. Однако считают, что от разлуки с папами и мамами только выиграли.

«Допустим в школе если человек учится, постоянно много соблазнов разных, а сюда пришел, сразу же организовался, сразу начинаешь учиться, все силы направляешь на учебу».
Практически все суворовцы из семей военных. С 2012 года это стало обязательным требованием для поступления. Однако, большинство учащихся, среди которых есть так же девочки, утверждают, что на выбор училища это повлияло лишь отчасти.

«В детстве я мечтала быть фигуристкой, и моделью, и телеведущей. Но как-то хочу вот продолжить папино дело, быть военной. Вообще у меня большая мечта – стать министром обороны РФ».

Для старшеклассниц Елизаветы и Дарьи первым взрослым решением стало устройство на работу курьерами. Уже два года девушки по вечерам и в выходные дни развозят по офисам и квартирам пакеты  с косметикой.

«Это курьер».

В месяц зарплата в среднем 15-20 тысяч рублей. Признаются, что деньги даются им непросто, но бросать работу пока не собираются.

«Опыт, который мы получаем, работая, конечно, он не сопоставим с тем, что дают учителя в том же 10-11 классе. Потому что это самостоятельность, это какие-то попытки чего-то доказать даже самому себе.»

«Родители начинают относиться по-другому. То есть мы можем дарить им подарки, грубо говоря, не брать у них деньги на них, а просто приносить им невзначай. Просто так».

Не легкая работа курьера, говорят девушки, стала еще одним стимулом обязательно получить высшее образование. И к учебе, несмотря на загруженность, они стали относиться даже ответственнее. Анастасия, учась в школе, работала мастером ногтевого сервиса. Именно это, уверена девушка, помогло ей раньше, чем многим сверстникам определиться с выбором будущей профессии. После 9 класса она поступила в медицинское училище.

«Ну, я подумала, зачем мне терять эти два года, когда можно за один год изучить все общеобразовательные предметы и плюс еще за второй год получить часть знаний по специальности».

После училища Анастасия планирует продолжить образование. Возможно, это будет уже не медицинский профиль. Главное, считает первокурсница, – не прекращать попытки найти профессию по душе.

«Все-таки нужно самой пробовать, узнавать, думать, подходит тебе это или не подходит, как-то решать все это дело. Все-таки жизнь твоя и жить тебе».

И. Понарошку: А кто-нибудь, кроме звезд нашего сюжета, Елизаветы и Даши, пробовал подрабатывать, зарабатывать какие-то деньги в свободное от учебы время? Расскажи.

А. Ивушкин:  Здравствуйте, меня зовут Ивушкин Артем, я представляю лицей «Столичный». Начну разговор с того, что опять вернусь к школе, что школа – это не совсем серьезно. То есть она дает основные базы знаний, которые помогут тебе в институте, но как бы особо ничего в жизни она тебе не дает. И в какой-то момент своей жизни ты подходишь к тому, что ты понимаешь: «я так больше не могу. Мне хочется зарабатывать самому. Хочется покупать то, что родители тебе не разрешают».

Е. Насыров: В какой момент Вы это поняли?

А. Ивушкин:  Момент? Ну, вот как раз этим летом. Я захотел себе телефон. Решил, что заработаю на него и куплю.

Е. Насыров:  И кем пошли работать?

А. Ивушкин:  В МТС я пошел работать. Промоутером. Зарабатывал по 10 тысяч рублей в месяц. Остался доволен работой, это новый опыт. К тебе подходят люди, ты продаешь им сим-карты…

Е. Насыров:  А сколько часов работали в день?

А. Ивушкин: Каждый день по 6 часов.

Е. Насыров: На школу не забивали?

А. Ивушкин: Нет. Я отличник.

И. Понарошку:  Спасибо. Еще кто-нибудь подрабатывал? Может быть на трибунах у нас кто-то подрабатывал? Я вот точно помню, что на стыке 10 и 11 класса  в Битцевском лесопарке я стояла в кафешке и продавала сосиски горячие. А ты как подрабатывал?

Реплика: Я подрабатывал и подрабатываю прям у себя в школе. То есть однажды я пришел к учительнице по информатике, она в очередной раз попросила меня починить ей компьютер. Я естественно ей помог, потому что мы с ней находимся в хороших отношениях. И она сказала: «А ты не хочешь за это получать нормальную зарплату? В смысле каждый месяц получать определенные деньги за это?» Я сказал: «Почему бы и нет». И вот это была первая работа. Сейчас я себе нашел уже вторую работу. Я работаю в сервисе, по определенному графику я появляюсь там и так же продолжаю чинить компьютеры.

Е. Насыров: Понятно. Сколько платят?

Реплика: В школе платили 5 тысяч. В сервисе около 6. Но я считаю, что это вполне приемлемые карманные деньги, учитывая график.

Е. Насыров: Спасибо. Скажите, а кто учится сейчас в колледже или техникуме, или кто туда собирается? Есть такие?

И. Понарошку: А дайте, пожалуйста, микрофон девушке в белой рубашке. Расскажите про свой опыт.

Е. Насыров: Да, почему решили вот именно в среднее специальное учебное заведение  пойти после школы?

Реплика: Я хотела не по этому поводу высказаться. Я хотела высказаться…

Е. Насыров: А давайте сначала по этому поводу.

Реплика: Я не хотела бы поступать в вуз. А решила остаться до 11 класса.

Е. Насыров: А почему?

Реплика: Ну, я подумала, что это как-то проще – получить базовые знания в школе, а потом дополнить их в институте.

И. Понарошку: И вы где-то работаете?

Реплика: Я работала сначала в... Я получила танцевальное образование – 5 лет занималась хип-хопом. Потом была хореографом в своей группе. Сейчас у меня своя группа  - мы проводим баттлы. И хобби было моё – рисовать арты, т.е. на компьютере, графический планшет. Сейчас решила этим заняться вплотную,  и зарабатываю сейчас именно этим.

Е.  Насыров: Сколько, кстати

Реплика: За одну картину, если 30 минут рисовать ее, 1500 рублей, и до 5000.

Е. Насыров: Интересно.

И. Понарошку: Вы знаете, интересно, что такие выпускники ССУЗов, да?

Е. Насыров: Средних специальных учебных заведений.

И. Понарошку: Интересно, да, такие ученики ССУЗов. Например, шеф-повар получает от 50 до 150000 рублей в Москве в месяц. Технолог получает в среднем 70000 рублей ежемесячно. Машинист поезда (сейчас висят объявления в метрополитене) получает 80000 рублей в месяц.
И вопрос, соответственно, к Валерии, как специалисту superjob.ru может быть, не стоит идти всем в вузы, может быть, тогда идти в более узкие профессиональные заведения?

В.Чернецова: Да, действительно, зарплата у них очень приличная на уровне тех зарплат, которые получают работники, которые в офисах работают. Здесь важно, чтобы работа доставляла удовольствие.  То есть  если человеку нравится этим заниматься, т.е. готовить пищу, рисовать, - да, неважно, есть у тебя высшее образование или среднее специальное. Если ты классный специалист, ты будешь зарабатывать хорошие деньги.

И. Понарошку: Спасибо большое.

Е. Насыров: Валерия, еще вопрос.

Очень часто школьнику предлагают пройти тестирование по выбору профессии – они вообще полезны? Я вот встречал, допустим, вопрос: вам больше нравится работать с людьми или с механизмами? Если там такого типа вопросы – насколько полезны? А я насколько знаю, сейчас вот такое тестирование и есть в плане подготовки подростков к профессии.

В. Чернецова: Ну, да. Такие вещи в профтестировании используются. На самом деле, такое часто бывает, что результат неожиданный и для ребенка, и для родителей. Вроде как интересовались одним, планировали другое, а результаты теста выдают, что у тебя способности в какой-то другой области.

Не знаю. Это может быть какие-то методики не такие или может...

Е. Насыров: А эти тесты вообще нужны в школах? Как считаете?
Полезные они?

И. Понарошку: Мне кажется, эксперт наш, психолог, скорее ответит на этот вопрос: нужны ли такие тесты?

В. Чернецова: Мне кажется, что нужны. Какую-то хотя бы ориентацию на профессиональную область выбрать, а там уж…

Е. Насыров: Спасибо.

О.Кузнецова: Безусловно, в школах нужны и тесты, и профориентация. Но могу сказать, что, конечно, в каждой школе этот процесс организован по-разному. Кроме тестов, очень важно проводить либо тренинги, либо какие-то развивающие занятия, потому что тесты – это только самый первый, предварительный, можно сказать, этап. И не очень хорошо, когда в школе всё начинается с тестов и тестами же заканчивается. И самое главное, помимо тестов, хотя я,конечно, в своей работе, как психолог, применяю хорошие, надёжные тесты...

Е. Насыров: Спасибо. Мы вернемся к нашему Дворцу. А то заскучали они там. Юрий

Ю.Зодиев: Спасибо, что предоставили нам слово. Мы постараемся по трем темам, которые вы обсуждали, высказаться.

Во-первых. Сзади сидит девушка. Она бы хотела сказать несколько слов.

И. Штек: Здравствуйте! Зовут меня Штек Ирина. Я тоже играю в Театре Юных Москвичей. Хотела сказать в русле последней темы о заработках.

Так как я играю в Театре Юных Москвичей, должна сказать, что у меня был уже опыт заработка  - как раз этой самой игрой. Хочу напомнить, что мы устраиваем «ёлки» почти каждый год, так как у нас есть сцена и театральный зал. И за это нам тоже платят.

Я должна сказать, что это очень весело, и потом ещё и продуктивно.

Но я так же на данный момент зарабатываю репетиторством.  Даю уроки французского. Должна сказать, что это тоже приятная альтернатива курьерам и так далее. А чтобы коротко вернуться к теме образования сексуального и так далее, совсем коротко…

Е. Насыров: А можно мы вас прервем – очень нужно вернуться к теме профессии и так далее. И у вас там есть в зале Андрей Анатольевич Шашков – заслуженный работник физкультуры и спорта, кандидат педагогических наук.  Можно тоже вот узнать ваше мнение, как выбирать профессию, что нужно для этого делать, в том числе во Дворце Детского и Юношеского Творчества?
Юрий.

Ю.Зодиев: У нас присутствует Зам. Директора Денис Кравченко. Он выступит как представитель администрации. Ответит на ваши вопросы.

Д. Кравченко: Я за него.

Вы знаете, вот так однозначно ответить на вопрос, что школа не готовит к взрослой жизни, нельзя. Потому что другого такого инструмента, главного такого государственного института подготовки к взрослой жизни -  больше нет. И другое дело, на мой взгляд, школа не всегда осуществляет свою главную функцию: научить учиться. Посмотрите, как стремительно мчится наша жизнь. Посмотрите, как стремительно она меняется. И вот как раз адаптироваться к стремительно меняющимся условиям среды – вот, наверное, главная функция, и был бы главным вклад к подготовке к взрослой жизни. Других инструментов, кроме средней школы, среднего образования, немного. Но вот одним из них является дополнительное образование, к которому относится наше учреждение  - Московский Дворец Пионеров на Воробьевых горах. Это яркий главный представитель системы дополнительного образования. И вы знаете, этот термин…

И. Понарошку: Спасибо. Спасибо большое.
Юра.

Е. Насыров: Позади вас ребенок тянет руку.

И. Понарошку: Может быть еще кто-то хочет сказать? Просим дать слово...

Е. Насыров: Вот молодой человек руку поднимает.

И. Понарошку: Пожалуйста, просим дать слово футболистам, я так понимаю…

Ю. Зодиев: У нас есть маленькие представители. Мы никак не могли им дать слово. Очень хочется. Представьтесь, пожалуйста.

А. Ясыхова: Ясыхова Аня.

М. Бахтиярова: Я - Маля Бахтиярова.

А. Ясыхова: Мы занимаемся художественной гимнастикой во дворце уже с четырех лет. Нам очень нравится заниматься гимнастикой, потому что это очень весело. У нас есть друзья там, у нас хороший тренер. Мы его очень любим, у нас очень дружный коллектив. И Дворец творчества, поскольку мы много там занимаемся, для нас стал как второй дом. И наш коллектив для нас стал, как наша вторая семья. Мы уезжали на соревнования с нашим любимым тренером.

И. Понарошку: Спасибо.

Е. Насыров: На последних рядах там кто-то хотел высказаться.

И. Понарошку: Слушаем вас.

Н. Калинин: Здравствуйте. Калинин Николай. Отдел культорогического образования Московского Дворца Детского и Юношеского Творчества.
Я бы хотел высказаться. Вот вы сейчас говорили насчет профессии и на счет того, как школа в этом помогает. Говорили про тесты. Но мне кажется, главная функция школы не в том, что бы протестировать чего ребенок хочет, чтоб это сам понял, а в том, чтобы дать какие-то базовые знания. В этом плане очень важное профильное образование в старших классах, т.е. 10-11 класс должен быть профильным. Не то, что колледжи и училища, а просто хотя бы вот 5-6 профилей. Евгений Насыров: Скажите, а вот вы выбрали свою будущую профессию?

Н. Калинин: Я выбрал направление. Да, я выбрал. Математиком.

И. Понарошку: Кем вы будете?

Н. Калинин: Я бы хотел быть математиком. Заниматься наукой.

И. Понарошку: Класс! Спасибо большое.

Е. Насыров: Спасибо.

Ребята, а кто еще уже определился с выбором своей профессии будущей и может быть в свете того, какие навыки будут вам нужны, потребуются в ней – вот хотелось бы спросить, насколько есть уже возможность подготовиться к будущему профессиональному занятию, насколько школа к этому готовит, да?

Пожалуйста. Выскажитесь, как личный опыт какой-то. Насколько школа готовит к будущей профессии?

И. Понарошку: Или пожалуйтесь наконец-таки на школу. А то у нас складывается какая-то идеалистическая картина школьного образования.

А. Спицына: Здравствуйте. Меня зовут Спицына Анастасия. Я закончила школу еще в 2011 году. Я с 9-го класса выбрала себе профессию: я хотела стать журналистом. И моя школа лично мне предоставила такую возможность – попробовать свои силы. Потому что у нас была школьная газета, в которой я печаталась, вокруг которой я собирала людей, которые хотели этим заниматься. Поэтому в моей школе таких проблем не было.

И. Понарошку: Спасибо большое. Вы взяли микрофон. Есть что сказать, наверное?

Е. Насыров: Да, вот молодой человек.

И. Понарошку: Расскажите, вас школа учит всему, что нужно во взрослой жизни?  Хотелось добавить какие-то предметы, какие-то убрать?

В. Матвеев: Матвеев Виктор. ГОУ СОШ №171. Ну, вот школа - она такая школа. Учит она базам, но мы должны сами определяться.

Е. Насыров: Вы определились уже? Рано еще?

В. Матвеев: Нет. Конечно, нет. Думаю, время у меня есть еще – я сейчас в 9-ом.

И. Понарошку: Вот Александр Невский, когда спрашивал, у всех есть ли мечта? Все дружно загудели: «Да!». А какая у тебя мечта, например?

Е. Насыров: Ну, ладно, профессия. Призвание ты хоть свое ощущаешь какое-то: гуманитарий ты или технарь?

В. Матвеев: Ну, у меня есть такое занятие – я создаю ролики в интернете.
Я – видеоблогер.

И. Понарошку: Хочешь стать Ромой Жёлудем, вот и всё?

В. Матвеев: Не надо Ромы Жёлудя.

Е. Насыров: Вы выбрали новейшую профессию видеоблогера?

В. Матвеев: Да.

Е. Насыров: Вы монетизируете профессию свою?

И. Понарошку: Деньги уже удалось какие-нибудь заработать, может быть хотя бы Яндекс-деньги, виртуальные?

В. Матвеев: Нет. Но я уже знаю, как это делается. Я уже на пути к этому.
Я уже знаю человека, который поможет мне с этим.

Е. Насыров: Ну, вот. А вы говорите: профессию не выбрали.

В. Матвеев: Это что, профессия?

И. Понарошку: Пожалуйста, соседу микрофон передайте

В. Матвеев: Такая профессия, с которой можно совмещать нормальные работы.

Е. Насыров: Сначала молодой человек. Ну, давайте, вы.

И. Марков: Мне кажется, что к взрослой жизни учит сама взрослая жизнь. А вот это как-то факт такой. А в школе лично я на данный момент. Я буду пробовать поступать на актерский факультет какого-нибудь ВУЗа театрального, и это мне помогли спектакли, которые мы ставили в школе.

Т.е. это, конечно, самодеятельность, но это помогает мне. По-моему, в школе, помимо основных предметов, конечно, должно быть какое-нибудь дополнительное образование, чтобы ученик мог пощупать разные какие-то вещи и понять, что ему ближе и постепенно чтобы…

Е. Насыров: А как родители - они вас не отговаривают от нелегкого хлеба актерского?

И. Марков: Раньше отговаривали. Раньше я вообще хотел стать физиком, математиком.

Е. Насыров: А что потом поменялось?

И. Марков: Потом они поняли, что меня к этому тянет.

И. Понарошку: И потом вы такой симпатичный – зачем вам физика и математика?

Е. Насыров: А есть желание проверить, есть ли талант, есть ли какие-то определенные качества, которые послужат тому, чтобы точно хорошо отучиться на актерском, потом пойти…

И. Марков: Мне самому сложно это говорить. Но мне это очень нравится – и это самое главное.

Е. Насыров: И вы четко, как завещал Александр, мечта, и вы уверены?

И. Марков: Ну, желание есть такое. Но может получиться так, что не получится.

И. Понарошку: Но в торговлю после ВГИКА всегда сможет пойти.

Е. Насыров: Если что, менеджер продаж может получиться. Есть уверенность в себе.

Н. Найденов: Никита Найденов. Тоже 171 школа. Я бы тоже хотел стать актером. Заниматься, играть в театре. Я считаю, что школа – она не дает никаких навыков к игре в театре.

И. Понарошку: А как же уроки литературы?

Н. Найденов: А при чем здесь литература? Т.е. на литературе нам рассказывают всякие вещи интересные. А для актера нужна уверенность. Актер должен хорошо говорить. На литературе этому не учат. На литературе учат каким-то абстрактным вещам, разбирают произведения, учат патриотизму, всему такому. Я считаю, чтобы стать…

Е. Насыров: Спасибо.

И. Понарошку: Слово будущему дизайнеру интерьеров.

Реплика: Все верно.

Е. Насыров: Только коротко.

Реплика: Да, я просто хотела сказать, что парень на самом деле не прав.

Е. Насыров: Это начало многих конфликтов.

И. Понарошку: В чем не прав?

Дизайнер: Я считаю, что каждый предмет дает что-то новое, что-то нужное человеку, а особенно литература.

Литература – это на самом деле очень важный предмет. Мы разбираем разные…

Е. Насыров: Спасибо. Мысль понятна. Спасибо. Александр, уже в зале минимум двое будущих ваших коллег.

А. Невский: Я даже боюсь, когда вы ко мне обращаетесь. Сейчас я начну говорить, а Вы мне -  «спасибо». Ребята, я знаете, что хочу сказать на самом деле?
Мы уже плавно подходим к концу нашей встречи. У меня любимая книжка Джека Лондона всегда была с детства. Она называлась «Время не ждет».

И у вас, здесь присутствующих, присутствующих во дворце пионеров вот именно то, о чем я уже сказал. У вас есть время.

На самом деле у вас его не так много: как вы уже сказали – у вас есть время до 11 класса. Оно есть, но его немного. Вот так вот быстро проходит. Поэтому старайтесь каждый день, каждый божий день делать что-то, что приведет вас на шаг хотя бы к поставленной цели. И вам, молодой человек, хотел сказать, что не допускайте мысли, что может то не получится, то не получится. Вы хотите стать актером. Не первый год уже у вас эта мысль.

Значит, получится. Просто биться надо. Бейтесь за свою мечту. Серьезно.

Е. Насыров: Спасибо, Александр.

И. Понарошку: Спасибо большое. У нас заканчивается, к сожалению, время.
Хотя самое горячее обсуждение только-только началось.

Ну, что ж резюмируя, я все-таки хочу сказать: может быть, даже не столько важно профессионально сориентироваться и выбрать профессию, да? Нужно все-таки знать, чем ты хочешь заниматься. И пускай родители отправляют на экономический факультет, как меня, а ты хочешь стать журналистом. Если ты этого хочешь, то это у тебя получится. Если ты хочешь стать видеоблогером, неважно, в каком ПТУ ты отучишься, но видеоблогером ты все равно станешь.
Итак, впереди у нас…

Е. Насыров: Значит так. Мы с вами прощаемся. Спасибо всем за участие.

У нас впереди 11 октября в рамках нашего проекта «Школа. LIVE» в этой же студии «РИА Новости» мы обсуждаем проблему учителей. Тема по итогам голосования Московских новостей на сайте «РИА Новости» и радиостанции «Эхо Москвы» определена тема: «Профильное или общее обучение – что важнее в старшей школе?» Ведущим будет главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

Если вы хотите принять участие в ток-шоу, пишите по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 60 гостей и нет пользователей