Школа лишает зрения своих учеников

Школу заканчивают 22-25 процентов молодых людей с дефектами зрения, при этом патология возрастает за период обучения  в 2,4-2,5 раза. Одной из основных причин- неудовлетворительное состояние освещения школ, говорится в исследовании проведенном в московских школах программой развития ООН (ПРООН). Установлено, что 80-90% школьных классов столицы не соответствуют требованиям действующих норм по освещенности на рабочих местах и 100% классов не соответствуют требованиям норм по освещенности на классных досках. 

При этом   отечественные нормы многих помещений (компьютерных классов, учебных мастерских, классов изостудий, спортзалов) существенно ниже действующих около десяти лет Европейских норм.

Подобная ситуация особенно опасна в условиях значительно возросшей академической нагрузки на школьников и повсеместной компьютеризации учебного процесса, предъявляющих повышенные требования к качеству освещения. 

В обследованных этой зимой  классах  десяти московских школ была обнаружена высокая неравномерность горизонтальной освещенности.  Повышение равномерности освещения  улучшит адаптацию школьников к цветосветовой среде и увеличит контрастную чувствительность глаз  школьников. А это, в свою очередь,  улучшит состояние здоровья учащихся и снизит возможность нервного перевозбуждения.

 В большинстве обследованных школах  коэффициент цветопередачи не соответствовал нормам (он был 2 категории вместо 1). Низкий коэффициент цветопередачи ведет к ухудшению восприятия материала и окружающего мира, увеличению уровня утомления и перевозбуждения, а так же снижению остроты зрения (это - основа потери зрения).

 Большинство обследованных школ, освещенных люминесцентными лампами, имеют уровень пульсации светового потока в 2,5-3 раза превышающий максимально допустимый. По действующим санитарным нормам эти условия освещения квалифицируются как вредные и опасные для здоровья, способствующие развитию заболеваний.

Несмотря на то, что утверждённые в 2003 г. «Изменения № 1 к СНиП 23-05-95*» запрещают применение ламп накаливания при освещении учебных помещений, они до сих пор используются во многих школах в давно устаревших неэффективных светильниках. Из-за чего перерасход электроэнергии в этих школах составляет 35-40%.

 В обследованных школах значительная часть светильников работает более 20 лет. В Москве 30% светильников в классах находятся в нерабочем состоянии; шум, создаваемый пускорегулирующей аппаратурой во многих старых светильниках, превышает допустимый и мешает занятиям.

В обследуемых школах было выявлено одновременное применение в одном классе ламп с разной цветовой температурой, что недопустимо. Это нарушает равномерность светоцветовой среды и ведет к усложнению процесса адаптации, что, соответственно, увеличивает утомление и перевозбуждение школьника. Освещенность  рабочей поверхности должна быть не менее 400 лк, что не везде соблюдается.       Для большего эффекта, а также  улучшения психологического и физиологического состояния необходимо также учитывать  биоритмы человека, «внутренние часы» организма.

Качество освещения в школах с течением времени чаще всего снижается из-за неоптимального расположения парт относительно светильников, окон и старения ламп и самих светильников. Во время обследования школ были выявлены  помутнение, растрескивание, и иногда и осыпание матовых защитных колпаков светильников. Кроме того, при несвоевременном очищении светильников качество освещения снижается на 30 -40% . А устаревшие пускорегулирующие аппараты (ПРА)  также увеличивали коэффициент пульсации более 15%.

Организованное журналом «Светотехника» в 1980-1981 гг. массовое обследование состояния освещения в 193 школах в 21 городе и 15 сельских поселках показало, что в 70% случаев нормы не выполняются и наполовину. К сожалению, разработанные по результатам обследований рекомендации по улучшению искусственного освещения школ в основном не были реализованы. Повторные обследования в 2003-2004 гг. школ городов Москвы (10 школ), Саранска (35 школ) и Томска (10 школ) показали дальнейшее ухудшение условий освещения школ.

http://pedsovet.org/content/view/12901/253/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 46 гостей и нет пользователей