Школьников научат вести семейный бюджет

Российских школьников научат вести семейный бюджет и брать кредиты под правильный процент. Минфин, Банк России и Минобрнауки общими силами ввели с этого учебного года в нескольких регионах элементы уроков финансовой грамотности. А с 1 сентября 2016 года они будут обязательными для всех школьников.

Об этом "Российской газете" рассказала координатор Проекта Минфина "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" Анна Зеленцова.

Анна Владимировна, о чем будут рассказывать детям и чему их обучат?

Анна Зеленцова: Речь идет пока скорее не об отдельном обязательном предмете финансовой грамотности, а о том, что в следующем году в рамках предмета "обществознание" появятся практические знания и умения, направленные на то, чтобы грамотно управлять своими финансами, защититься от финансовых мошенников.

Финансовая грамотность уже признана в мире таким же необходимым жизненным умением в XXI веке, как чтение и письмо. Но сейчас нашим школьникам больше рассказывают о макроэкономике, причем знания эти часто только теоретические.

Преподавать финграмотность на уроках обществознания будут в 5-9 классах. Помимо этого, в 30 школах пяти пилотных регионов, участвующих в Проекте Минфина по повышению финансовой грамотности населения, в сентябре начались пробные занятия.

Какие регионы первыми принимают участие в этой программе?

Анна Зеленцова: Это Алтайский и Краснодарский края, Архангельская, Волгоградская и Калининградская области. Школы начали "пилотировать" образовательные материалы - со второго по 11 класс. В программе также участвуют колледжи, детские дома и интернаты. Для каждого класса подготовлен учебно-методический комплект, куда входят пособия для учащихся и методические рекомендации для учителей, материалы для родителей.

Для России это в новинку. Вы исследовали международный опыт? Там предусмотрено участие родителей в подобных программах?

Анна Зеленцова: Безусловно. Международная практика показывает, что важно работать через систему образования, но при этом вовлекая семью. И бразильский опыт, где в обучение школьников вовлекали родителей, оказался одним из самых успешных в мире. Как итог - повысился уровень финансовой грамотности и у детей, и у родителей, которые были вовлечены в процесс обучения.

Мы проводили социологическое исследование, в котором измеряли уровень финансовой грамотности школьников. И оказалось, что те дети, которые в семье не вовлечены в ведение семейного бюджета, не знают, сколько семья тратит на ежедневные покупки, откуда вообще берутся средства. Их уровень финансовой грамотности в целом ниже. А у тех, кто вовлечен в составление семейного бюджета, уровень гораздо выше, чем у сверстников. Поэтому роль семьи нельзя недооценивать.

Конечно, в каждой стране свои особенности. Поскольку учебные планы переполнены во многих странах, зачастую финансовую грамотность вводят в школьное образование не как отдельный предмет, а насыщая ею другие обязательные предметы. А Великобритания, например, в прошлом году впервые ввела все-таки в школах обязательный для изучения предмет, который касается финграмотности, хотя на это ушло почти 15 лет.

Мы сейчас тестируем разные варианты, чтобы найти наиболее эффективный для нашей страны.

Кто будет преподавать школьникам - банкиры, страховщики или обычные учителя, прошедшие специальную подготовку?

Анна Зеленцова: Экспериментальные занятия будут вести профессиональные учителя. Они проходят специальную подготовку и получают методическую помощь, поскольку должны обладать необходимой квалификацией, чтобы уметь не только учить детей, но и оценивать качество разработанных материалов.

На таких учителей ложится ответственность дать рекомендации, что подходит детям этого возраста, а что - нет. Им также нужно будет учитывать пожелания родителей. Поэтому эти учителя получат особый статус учителя-экспериментатора.

Школьников готовили к таким изменениям в учебе, они уже знакомы с понятием "финансовая грамотность"?

Анна Зеленцова: В некоторых школах не первый год проходят Дни финансовой грамотности, в которых часто участвуют профессионалы. Здесь самое главное - не смешивать обучение с рекламой каких-либо продуктов. Финансовая грамотность в школах должна быть свободна от маркетинга.

В рамках нашего проекта в марте этого года также прошла Всероссийская Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, в ней приняли участие многие регионы, также участвовали финансисты. Они, к примеру, открыли двери своих учреждений, провели экскурсии, показали, как правильно пользоваться банкоматами, как избежать мошенничества в интернете.

В вузах в прошлом учебном году тоже прошли первые пилотные проекты. Какие результаты показали студенты? Программа помогла им стать ответственнее в выборе финансовых услуг?

Анна Зеленцова: Мы получили результаты из восьми вузов, а всего в программе участвовали 15. Оставшиеся семь продолжат обучение в этом семестре уже с использованием цифровой образовательной игры. Курс оценили практически все регионы - от Архангельска до Алтая.

Результаты хорошие. Преподаватели проводили тестирование перед началом курса и после. Осведомленность студентов в системе страхования вкладов выросла вдвое. Если 35 процентов студентов знали о том, что такая система в принципе существует, каково пороговое значение страхования депозитов, то сейчас об этом знают уже 70 процентов.

Менее половины - 45 процентов - могли определить хоть какие-то признаки финансовых пирамид, сейчас - почти 89 процентов. Чтобы студенты не теряли сноровку, курсы должны и дальше продолжаться.

Смогут ли наши школьники и студенты заметно повысить уровень своей финансовой грамотности и обогнать когда-нибудь Шанхай, который сегодня лидирует?

Анна Зеленцова: Очень на это надеюсь. Но, если говорить про Шанхай, то это специфический анклав, где огромное количество людей занято в финансовом секторе. Там крайне высокий уровень финансовой грамотности как родителей, так и населения в целом.

Если говорить о проблемах молодежи, то она сильно подвержена влиянию агрессивной рекламы: быстрые кредиты, легкие деньги... Им важно объяснять, что эти деньги - заемные, их придется отдавать, причем, куда в большем объеме.

Для того чтобы добиться высоких результатов в отношении финансовой грамотности молодежи, нужны объединенные усилия на общегосударственном уровне, уровне системы образования, семьи, финансового сектора. Поэтому Минфин и начал разработку Национальной стратегии финансовой грамотности, которая поможет объединить разрозненные усилия и координировать их. Для этого создана специальная рабочая группа, в нее вошли представители Минобрнауки, Банка России, Роспотребнадзора, также планируется привлечь другие ведомства.

Сейчас более чем в 50 странах мира подобный план уже принят или разрабатывается.

http://www.rg.ru/printable/2015/10/17/uroki-site.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 22 гостя и нет пользователей