Школьный курс истории избавят от искажений

Минобрнауки решило пересмотреть школьную программу отечественной истории, чтобы учесть попытки фальсификаций фактов о прошлом России в ущерб ее интересам. Учебники предполагается дополнить параграфами о проблемах фальсификации, а для учителей издать методические пособия по данной теме. Данная идея сформулирована в техзадании к объявленному Минобрнауки конкурсу «Разработка учебно-методических материалов по тематическому блоку курса «История России», посвященных проблеме фальсификации отечественной истории, для системы общего образования».

В рамках конкурса разработают дополнения в действующие учебники курса «История России» для старшей школы, включенные в федеральный перечень, подготовят к изданию хрестоматию для старшеклассников «Дискуссионные вопросы российской истории» и напишут книгу для учителей «Фальсификация отечественной истории». Предусмотрен выпуск специальных методичек, проведение вебинаров с преподавателями истории. Цена финансируемого из бюджета контракта — 9 млн рублей. 

В Минобрнауки отказались комментировать намерения по коррекции школьной программы. Но ответы на ключевые вопросы содержатся в конкурсной документации. В них речь идет об «изменении стереотипов», «создании позитивного образа современной России в мире и у самих россиян». Эти действия, по мнению специалистов Минобрнауки, «тесно связаны с реформированием школьного исторического образования, модернизацией исторических взглядов».

«Особую роль в создании нового образа России приобретает интерпретация ключевых событий и фактов российской истории и построение на этой основе траектории будущего России, прогнозирование ее влияния на мировое сообщество. Следует иметь в виду, что фальсификация истории становится одним из средств политической борьбы», — формулируют проблему в Минобрнауки.

В книге для учителей планируется поднять тему фальсификации отечественной истории, «направленной на умаление международного престижа России, ослабление ее влияния и роли в решении глобальных международных проблем». Комментарии в книге, помимо прочего, должны содержать сведения о том, что искажение истории ведет «к непониманию молодежью новейшей истории России и противостоянию политике, проводимой руководством страны, в ущерб интересам Российской Федерации».

Авторы техзадания отметили, что в «постперестроечный период в учебниках для общеобразовательных учреждений по истории было ослаблено внимание к воспитательным аспектам исторического знания, к роли выдающихся личностей отечественной истории, составивших гордость и славу России». 

О проблеме фальсификации исторических фактов не в пользу России власти говорят с 2009 года. 8 мая 2009 года президент России Дмитрий Медведев в своем видеоблоге заявил, что попытки фальсификаций «становятся все более жесткими, злыми, агрессивными». Вскоре после этого президент подписал указ о создании Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Комиссию возглавил работавший тогда главой администрации президента Сергей Нарышкин. Но в феврале этого года указом президента комиссия была распущена без указания причин.

— Нарышкин перешел в Госдуму и не смог заниматься комиссией по фальсификациям, ему сейчас не до этого, — рассказал «Известиям» историк, сотрудничавший с комиссией. — Орган в итоге успел провести всего четыре заседания. Но именно с ее подачи Минобрнауки и начало разрабатывать тему фальсификаций для школьных программ. 

Ученые по-разному оценивают идею борьбы с историческими фальсификациями в рамках школьной программы. Подобный курс истории необходим в старших классах, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Рамазан Дауров.

— Много различных мозговых центров, фондов работают на то, чтобы принизить роль России не только в глазах соседей — спросите у японских детей, кто сбросил ядерную бомбу, и они ответят «советские», — но и внутри страны, среди ее граждан. — говорит он. — Страна начинает вести независимую политику, и это вызывает раздражение Запада. Для пропаганды  используют все каналы — и дети читают, что и на Кавказе всё плохо, и в Татарстане всё плохо. У них складывается извращенное представление о государстве, о его исторической роли, о самом обществе. Нам пытаются объяснить, что Россия — это просто дикие племена, которые на колоссальной территории превращаются в ничто. Есть конкретные факты влияния фальсификации истории на современную политику. В том числе в результате этого вбит клин в отношения России и Украины. 

Профессор СПбГУ Владимир Колотов также приводит примеры, когда российская и советская история подвергаются корректировке и затем трактуются не в пользу нашей страны.

— Пересмотр итогов Второй мировой войны, разрушение памятника солдату в Эстонии, признание Голодомора — это всё связано с попытками переписать историю, внушить молодому поколению чувство неполноценности, стыда за свою историю, — считает он. — И в работах серьезных ученых сплошь и рядом встречаются элементы дезинформации. Но если дети будут знать, что это часть окружающего нас мира, и учиться распознавать фальсификации, я в этом вижу только положительный момент.

Для Колотова проблема дезинформации в истории не нова — он говорит, что писал об этом научные статьи и глубоко изучил ее. Ученый пришел к выводу, что дети должны знать о попытках фальсификации, хотя бы для того, чтобы развивать в себе критическое мышление.

Старший преподаватель Высшей школы экономики Илья Усов опасается, что сама история может пострадать от попыток внести в нее коррективы с учетом попыток ее сфальсифицировать.

— Борьба с фальсификацией истории — это попытка дать на противоречивые вопросы в российской истории один-единственно верный ответ, — говорит Усов. — Я не верю в единственную, закрепленную государством точку зрения на такие вещи. Если административно попытаться запретить или навязать одну-единственно верную точку зрения, то это остановит развитие исторической науки. 

Школьник, по мнению Усова, должен понимать, что история — это не один единственно верный взгляд на череду событий, а споры, различные оценки, иногда противоположные суждения.

— Например, я не считаю, что Петр Столыпин, мегапопулярный ныне человек, создал гордость и славу России, — говорит он. — Но вполне вероятно, эта точка зрения будет закреплена в учебнике, без всякого учета мнения многих ученых.

Усов согласен, что с попытками фальсификации история и политика сталкиваются постоянно. Но это не повод переписывать учебники, считает преподаватель.

Итоги конкурса за право дополнить школьный курс отечественной истории новыми фактами планируется подвести 5 июня.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 164 гостя и нет пользователей