Скандалы с ЕГЭ привели к реформе экзамена

В образовательном сообществе самым громким событием уходящего года стали многочисленные скандалы вокруг ЕГЭ и последующая за этим серьезная реформа процедуры единого госэкзамена. Если образовательные чиновники действительно доведут анонсированные преобразования до логического конца, аббревиатура ЕГЭ будет означать совсем другой экзамен.
Минувшим летом, в ходе экзаменационной кампании, один за другим произошли несколько громких скандалов, которые высветили слабые стороны процедуры экзамена. Сначала в Москве задержали группу студентов, которые сдали экзамен по математике за школьников. Как оказалось, законодательство не предусматривает наказания за участие в подобной афере. Через несколько дней выяснилось, что честному проведению экзамена мешает и технический прогресс: с помощью мобильных телефонов школьники выходили в интернет, где совместно решали задания или просто за деньги получали ответы. По горячим следам в Рособрнадзоре заявили, что смогли установить несколько сотен таких выпускников и аннулировать их работы (в декабре эксперты ведомства, изучив статистику, признали, что мобильниками могли воспользоваться около 3% выпускников).
Больше всего вопросов вызвала афера в Медицинском университете имени Пирогова, где приемная комиссия попыталась принять "нужных" абитуриентов, отсеяв реальных соискателей с помощью существовавших только на бумаге льготников-"мертвых душ". Делом занялась прокуратура, после чего ректор вуза Николай Володин и несколько сотрудников приемной комиссии были уволены (позже, в декабре, министр Андрей Фурсенко назовет это самым неприятным событием в образовании за весь 2011 год).
Все эти скандалы вызвали широкое общественное обсуждение, которое подытожил президент Дмитрий Медведев: "Я требую подготовить юридические и технологические решения, которые будут препятствовать таким нарушениям". Практически сразу после этого Минобрнауки представило проект изменения системы сдачи госэкзамена. По версии образовательных чиновников, изменить ситуацию к лучшему поможет усиление ответственности за нарушения на экзаменах — вплоть до введения в УК РФ отдельных статей на эту тему. Тем не менее образовательное сообщество требует начать более глубокую реформу ЕГЭ, а власти страны дали понять, что такой вариант рассматривается всерьез.
Одно из самых главных изменений предложено комиссией по образованию Общественной палаты РФ: общественники потребовали разделить ЕГЭ на два уровня сложности. Стоит отметить, что "продвинутый" вариант серьезно отличается от обычного ЕГЭ и предполагает "нормальный жесткий письменный экзамен" с сочинениями и "нетривиальными задачами".
Но самое радикальное предложение прозвучало на заседании комиссии при президенте РФ по совершенствованию госэкзамена: эксперты предложили вообще забрать у Минобрнауки право проведения ЕГЭ. Обычно на пунктах сдачи госэкзамена работают учителя — члены комиссии предложили заменить их некими аттестационными центрами со специально набранными сотрудниками. О том, насколько серьезно власти оценили данное предложение, свидетельствует тот факт, что уже в октябре стартовал эксперимент по открытию таких центров в трех регионах страны.
Действующее руководство Минобрнауки, признавая необходимость перемен, выступает против таких радикальных изменений. В Рособрнадзоре неоднократно заявляли, что ЕГЭ и сейчас содержит "продвинутые задания", которые может решить далеко не каждый ученик. А в декабре Андрей Фурсенко заявил, что не видит смысла в передаче ЕГЭ независимым центрам. "Те же люди окажутся в новом центре и будут делать то же самое — только в другой степени подчиненности",— отметил он. Вместе с тем сам министр признает, что после президентских выборов 2012 года, скорее всего, покинет свой пост. Нельзя исключать, что новый глава Минобрнауки поддержит проведение серьезной реформы госэкзамена.
Александр Черных

Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 99 гостей и нет пользователей