Российская школа живет без сочинений уже пять лет. Вместо него в обязательном ЕГЭ по русскому языку есть эссе. Минимум - 150 слов на заданную тему. Как правило - нравоучительный рассказ кого-то из современных писателей или публицистов. Иными словами, сейчас полстранички текста достаточно, чтобы доказать: ты умеешь рассуждать, грамотно и внятно излагая свои мысли. В ЕГЭ по литературе сочинение осталось, но на строго заданную тему. К тому же оно далеко не единственное задание, и его вес в общей оценке не так уж велик.
- Подлаживаться под нисходящий уровень не надо. И не так уж важно, о чем школьники будут писать сочинения - на свободную тему или по литературным произведениям, тут должно быть разнообразие и гармоничное сочетание, хотя в основе должна лежать классическая литература. Важно, чтобы они умели размышлять над главными проблемами жизни, - рассказал Борис Тарасов "РГ".
Он считает, что даже стандартный урок при интересном, глубоком учителе может быть хорошим, а всякий интерактив - отвлекать. Ректор Литинститута убежден, что не стоит идти по пути потакания современному восприятию, упрощению и визуализации.
- Я бы пошел по пути усложнения, в том числе, программы по литературе. Допустим, добавил бы в список обязательной литературы Платонова, но не отрывки, а целые произведения. - говорит Борис Тарасов. - Отрывки не дают должного целостного представления, не понятны общий контекст и художественный смысл. Сейчас в программе довольно много произведений даны кусками, сочинения нет, дети мало читают и о "Евгении Онегине" отзываются так: "Татьяна - лох. Надо было и с генералом остаться, и с Онегиным замутить"…
Вот только сумеют ли нынешние школьники читать больше и понимать глубже? Большой вопрос. Этим летом вице-президент Российской академии образования Борис Фильдштейн представил в Российском книжном союзе большой доклад, посвященный современным детям. Исследования психологов и педагогов шли с 2008 года, и вот что выяснилось: за эти годы у будущих первоклашек резко снизились когнитивные способности. Иными словами, - восприятие, мышление, логика, память, воображение. Дети перестали быть такими любознательными и активными, как, скажем, 20 лет назад, у 40-60 процентов в зависимости от региона наблюдается нарушения речевого развития, почти у всех дошкольников - плохая мелкая моторика, из-за чего держать правильно ручку в руке и красиво писать в начальной школе могут единицы. "У большого числа детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст", - выделено особо в докладе Бориса Фильдштейна.
Учителя это тоже заметили. Преподаватель литературы одной из лучших московских школ - 1199, Борис Панов говорит:
- Будет здорово, если коллеги обратят внимание на психологические основания преподавания школьных предметов. Учителя в своей массе работают так, как будто психологами не было сделано никаких открытий в области непроизвольного запоминания, концентрации внимания.
Борис Панов считает, что на уроках литературы в одних классах нужно начинать с чтения книг вслух, в других - заниматься серьезными филологическими исследованиями. "В нашей школе в учебные программы и в планы уроков постоянно вносятся изменения в связи с тем, что дети разные" - поясняет учитель.
Только вот большинство педагогов ничего менять не хотят. Они уже тоже приспособились к ЕГЭ и наловчились тренировать выпускников ставить галочки в билеты. Темы эссе в тестах мелки, как крошки от сухаря. Даже от будущих филологов достаточно элементарных рассказиков по образцам застойных лет: "Образ Екатерины в "Грозе" или "Образ Савельича".
Так что я совсем не уверена, что нынешние школьники, которым снова придется писать сочинения, смогут порассуждать на темы, предлагавшиеся их сверстникам в дореволюционных гимназиях: "О скоротечности жизни" или "Слово как источник счастья". На гуманитарные предметы, включая логику, историю, русский, греческий и латинский языки в гимназиях конца ХIХ века отводилось до 20 уроков в неделю. Плюс французский и немецкий языки. А сейчас на русский, литературу и историю приходится не больше семи.
Как в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" отражено столкновение мечты с действительностью?
В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского "Гроза")
Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? ("Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита")
Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"?
Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание".)
В чем проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической героини М.И. Цветаевой?