Стандарты к уму неприложимы

На очередном «правительственном часе» министр образования и науки Андрей Фурсенко доложил членам Совета Федерации о реализации государственной политики в области науки и инновационной деятельности.

Как подчеркнул министр, в этой работе его ведомство учитывает зарубежный опыт, не забывая российской специфики. Речь идёт о развитии научной инфраструктуры, подготовке кадров, финансировании науки, участии в крупных международных проектах, государственно-частном партнёрстве, повышении эффективности институтов развития, коммерциализации исследований и разработок для выпуска высокотехнологичной продукции.

Всё это делается на основе утверждённой в 2006 году стратегии развития науки и инноваций на период до 2015 года и концепции социально-экономического развития страны до 2020 года.

Ситуацию с финансированием наглядно проиллюстрировало трёхкратное увеличение расходов федерального бюджета на гражданскую науку – с 77 миллиардов рублей в 2006 году до сегодняшних почти 230 миллиардов. Правда, кризис внёс коррективы в структуру финансирования: часть средств была перенаправлена с разработки «принципиально новых вещей» на сохранение значимого научно-технического потенциала. В таких условиях принципиальным является расширение участия бизнеса в поддержке науки и увеличение внебюджетных средств в общем объёме финансирования.

Говоря о конкретных направлениях, докладчик проинформировал о законодательных мерах по поддержке фундаментальной науки. В частности, в ближайшее время должен быть рассмотрен законопроект, в котором будут определены организационно-правовые формы как Российской академии наук, так и подведомственных ей учреждений. С целью привлечения молодых учёных были приняты решения о дополнительном финансировании РАН, что позволяет привлечь к работе 100 тысяч человек, обеспечив им достойную зарплату и новое оборудование.

Для осуществления прорывных научно-технологических проектов было решено создать новые структуры – национальные исследовательские центры, первый из которых на базе Курчатовского института уже начал действовать.

Всё большую роль в развитии науки и инноваций играют федеральные целевые программы. Объёмы их финансирования позволяют замкнуть всю инновационную цепочку – от исследований до коммерциализации инновационной продукции. Развитию инфраструктуры способствует создание сети из 63 центров коллективного пользования, в которых и оборудование новее, и загружено оно больше, чем в других научных учреждениях.

Кроме специализированных учреждений, инновационной работой занимаются и в высших учебных учреждениях. Такая возможность появилась с принятием закона, позволяющего создавать малые предприятия при высших учебных заведениях для внедрения научных разработок.

Перечислив эти и другие достижения (в том числе то, что «мы являемся абсолютно равноправным игроком в сфере нанотехнологий…»), которые позволили сформировать инновационную инфраструктуру, Андрей Фурсенко самокритично заявил: «Конечно, нас не может в полной мере удовлетворить ситуация в научно-технической сфере. Я могу сказать, что то, что было бы предметом гордости для подавляющего большинства стран мира, нас не устраивает. Мы хотим и мы имеем право на большее».

Вопросы членов Совета Федерации ещё больше приземлили министра. Так, Валерий Кадохов поинтересовался: есть ли в ведомстве анализ ситуации на рынке труда или, например, понимание, кто и кого готовит в многочисленных, в том числе «полуподвальных», вузах? Заявив, что за время его руководства министерством в стране не было открыто ни одного нового вуза, Андрей Фурсенко рассказал, как чуть ли не ежедневно закрывают филиалы различных вузов, ужесточается система лицензирования, для того чтобы молодёжь получала образование в «достойных» вузах. А вот как система выс­шего образования учитывает ситуацию на рынке труда, министр так и не объяснил.

На замечание Олега Пантелеева о том, что у министерства появились «сынки» и «пасынки» при распределении финансов, причём ущемлёнными оказались академические учреждения, Андрей Фурсенко, что называется, открестился: у нас нет ни «сынков», ни «пасынков», просто наши академии в отличие от вузов неохотно участвуют в конкурсах. Потому реализация проектов чаще достаётся высшей школе.

А Председатель Совета Федерации Сергей Миронов задал вопрос, на первый взгляд не имеющий прямого отношения к обсуждению, но на самом деле от него в немалой степени зависит судьба инновационного развития страны: «В вашем министерстве находится проект новых федеральных государственных образовательных стандартов для старших классов. Насколько известно из печати, в качестве обязательных предлагается оставить только четыре предмета… Понимаете ли вы лично и ваше министерство, что если такие стандарты будут приняты, то мы практически ставим крест на будущем России?»

Андрей Фурсенко признался, что ждал сегодня такого вопроса. Видимо, подготовил и ответ, который сводился к тому, что такое предложение было сделано экспертами, а не министерством, что вопрос по стандартам ещё находится в стадии обсуждения и что он будет принят только при достижении широкого согласия в обществе.

Памятуя о прежних, неоднозначно воспринятых новациях министерства, навеянных зарубежными образцами, намерение достичь на этот раз согласия оставляет надежду на победу здравого смысла.

 Здравствуйте, господин полицейский

Совет Федерации проголосовал за Федеральный закон «О полиции». Его обсуждению палата отвела полчаса, выделив фиксированное время в повестке пленарного заседания.

Ровно в 11.00 на трибуну поднялся заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Александр Чекалин. Он доложил основные положения закона и ответил на вопросы коллег. По словам парламентария, закон закрепляет доминирующее положение общества над полицией. «Права полиции максимально урегулированы, – подчеркнул он. – Исключены несвойственные ей функции, установлены точные правовые основания применения мер государственного принуждения. В законе определяются пределы, условия и порядок применения полицией физической силы и специальных средств. Особое внимание уделено вопросам проверки сотрудников полиции на профессиональную пригодность».

Несмотря на внушительный объём документа, не все вопросы правового положения полицейских нашли в нём отражение. Так, Виктор Глухих отметил практическое отсутствие в законе вопросов социального обеспечения полицейских. Им будут посвящены два отдельных закона, пояснил Александр Чекалин: «Наличие таких тем в базовом законе «О полиции» перегрузило бы его, сделало размытым и затруднило бы детальное исполнение».

Виктор Евтухов поинтересовался новыми инструментами взаимодействия полиции и гражданского общества. «В системе МВД будут изданы нормативные акты, которые детально пропишут количественные и качественные показатели отчётности полиции перед общественностью и СМИ. В том числе будут учитываться количество возбуждённых уголовных дел, количество привлечённого личного состава к ответственности, численность уволенных из органов внутренних дел по отрицательным мотивам, число представлений прокуратуры на действия в министерстве и определений судов, количество жалоб, поступающих в вышестоящие инстанции», – рассказал Александр Чекалин.

Председатель комиссии по информационной политике Людмила Нарусова обратила внимание на то, что закон «О полиции» сохраняет право сотрудников проводить налоговые и финансовые проверки. Как это согласуется с указанием Президента страны «не кошмарить бизнес?» – поинтересовалась она. Заместитель министра МВД Сергей Булавин, отвечая на вопрос, заметил, что «рамки таких проверок законом «О полиции» максимально ограничены».

После одобрения закона министр внутренних дел Рашид Нургалиев, его заместитель Сергей Булавин, а также Александр Чекалин ответили на вопросы журналистов.

Представители СМИ поинтересовались, как следует обращаться к сотруднику органов внутренних дел. Рашид Нургалиев не сразу ответил на этот вопрос. Подумав, он предложил – «господин полицейский». «Так во всём мире говорят», – добавил он.

 

Судейское сообщество

Совет Федерации одобрил два конституционных закона, касающихся судебной системы России.

По словам председателя Комитета по правовым и судебным вопросам Анатолия Лыскова, закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» ждали долгих 17 лет. Документ регулирует порядок формирования, компетенцию, состав Верховного суда РФ, состав и полномочия его пленума, президиума, компетенцию судейских коллегий и их судебные составы, а также порядок назначения и функции Председателя Верховного суда и его заместителей. Взамен упраздняемой Кассационной коллегии Верховного суда РФ создаётся Апелляционная коллегия, которая будет рассматривать не вступившие в силу судебные решения. В полном объёме закон вступит в силу 1 января 2013 года. Также специальным федеральным конституционным законом создаются апелляционные инстанции в системе военных судов для рассмотрения не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным и гражданским делам. Совет Федерации утвердил членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ – представителей общественности. На должность судьи Верховного суда РФ назначен Николай Бирюков.

 законодательная работа

Одобрены

ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», «О клиринге и клиринговой деятельности», изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

 Ратифицированы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об упрощении процедуры выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Арабской Республики Египет, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о воздушном сообщении, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время, Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 342 гостя и нет пользователей