Технократизация как опасность. О положении гуманитарного знания в современной России

Мировое научное сообщество признает, что наступивший XXI век будет столетием гуманизации, когда принципы гуманности и толерантности будут привлекать наибольшее внимание и когда человеческий фактор раскроет свой приоритетный смысл не только в сфере чисто гуманитарной, но и в процессах модернизации и развития общества.

Мировой опыт показывает, что состояние гуманизации общества, уровень распространения моральных и этических норм, политическая культура населения – все это в значительной мере зависит от уровня развития гуманитарного знания в стране, включающего образование, науку, осознание ценностных общественных приоритетов.

Декларации и практика

В последние годы в российском обществе идут довольно острые дискуссии и споры о «российских» или «русских» ценностях, об их самоидентификации и роли в современном обществе. В этих спорах прослеживаются по крайней мере две особенности.

Во-первых, усиливается поляризация точек зрения, противостояние, которое напоминает то разделение общества, которое существовало еще с середины XIX столетия.

Во-вторых, дискуссии и споры носят все же ограниченный характер. Они распространены в основном среди сравнительно узкого слоя интеллигенции и общественно-политической элиты.

Подавляющая же часть населения, в том числе и такие традиционно активные социальные группы, как интеллигенция и студенчество, демонстрирует в лучшем случае пассивность, а в большинстве случаев – политическую и общественную апатию.

В такой ситуации усвоение ценностей и принципов этики, морали и нравственности, воспитание гражданственности и патриотизма сопряжено со значительными трудностями.

Несомненно, мы сталкиваемся и с таким феноменом, как широкое распространение технократических настроений, – к сожалению, и в правящих элитах.

Они порождают не только скепсис, но порой и прямое отрицание роли гуманитарного знания для современного общественного развития России. В кругах тех, кто формирует общественные настроения, важнейшая стратегическая задача, названная прежде всего процессами модернизации, связывается, как правило, с задачами чисто экономическими, реже – социальными.

Все эти факты в своей совокупности способствуют распространению уже отмеченного скепсиса в отношении роли гуманитарного знания и образования.

Существует очевидное расхождение между общими декларациями о гуманизации и практическими средствами в этой области.

Часто приходится слышать рассуждения о том, что в стране очень ограниченный спрос, в том числе и со стороны работодателей, на специалистов гуманитарного профиля. Такой потребительский подход влияет на настроения родителей и молодежи при выборе будущей профессии.

Между тем весь мировой и отечественный опыт, в том числе и последних двадцати лет, показывает, что гуманитарная составляющая является важнейшим и непременным условием и фактором развития общества.

Отметим лишь некоторые из них.

С самого раннего возраста формирование личности, привитие ценностей морали и нравственности, терпимости к иным взглядам, к людям другой национальности, расы и конфессии происходит прежде всего на базе гуманитарных дисциплин. Такие школьные дисциплины, как история, литература и обществознание, светская этика и история мировых и российских религий, закладывают основы формирования личности современной эпохи, гражданственности и патриотизма.

Столь популярные во всем мире поиски в разных странах и обществах национальной и культурной общности происходят на базе изучения собственной истории, литературы, культуры и искусства.

Школьное образование органически переходит в вузовское и послевузовское. И здесь гуманитарные предметы играют важнейшую роль в становлении личности, в формировании и эволюции человека, способного модернизировать и изменить облик современной России.

К сожалению, даже в отношении процессов модернизации преобладает технократический подход. Существует очевидная недооценка того факта, что процесс модернизации неотделим от человеческого фактора, а инновации немыслимы без модернизации социальной структуры общества. Поэтому, реализуя модернизационные и инновационные проекты, в них по определению следует включать анализ роли человеческого фактора, повышать его роль с помощью специальной подготовки, привлекая социологию и психологию, историю, культурологию и политические науки, литературу и язык.

Цивилизационный уровень нации, общества и страны, их конкурентоспособность в мире напрямую зависят от культуры и образованности населения, в которых гуманитарному знанию принадлежит важнейшая роль.

Разумеется, культура населения усваивается самыми различными способами – всей совокупностью учреждений культуры, науки, образования и искусства. Необходимым инструментом этого является понимание важности комплексного подхода к этой задаче и всемерное содействие государственной власти для реализации подобной задачи.

Существует еще одна сторона этой проблемы. Когда люди, скептически настроенные в отношении важности гуманитарного знания, приводят доводы о невысоком спросе работодателей на эти специальности, то следует заметить следующее. Во всех странах, да и в России также, большинство законодателей всех уровней (федерального, регионального, муниципального) – это люди с гуманитарным образованием: юристы, политологи, социологи, экономисты, историки и т.п.

Учителя и преподаватели вузов гуманитарного профиля, работники архивов, музеев, библиотек, издательств, средств массовой информации, учреждений туризма и многих-многих других специальностей – это в подавляющем большинстве люди с гуманитарным образованием.

Без особого внимания к гуманитарному знанию мы можем получить уже в ближайшее время малообразованное и бездуховное поколение, утратив столь высоко развитое в России духовное начало.

Выпавшие из перечня

В мировой системе образования и науки гуманитарному знанию уделяется огромное внимание. В университетском сообществе помимо гуманитарных факультетов всех университетов существует множество небольших учебных заведений гуманитарного профиля, лицеев, колледжей. В Германии, Франции и во многих других странах имеются многочисленные национальные и региональные программы и фонды поддержки гуманитарного направления в научных исследованиях и в образовательном секторе.

Было бы неправильно сказать, что в современной России совсем нет гуманитарных факультетов и инструментов поддержки гуманитарного знания (упомянем прежде всего Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Но, во-первых, число их крайне незначительно. А главное, внимание и государственная поддержка гуманитарного направления постоянно и неуклонно снижается. Гуманитарные и социальные науки не попали в перечень основных направлений развития науки; в результате конкурса на получение статуса Национального исследовательского университета в их число вошел лишь один гуманитарный вуз – Высшая школа экономики, имеющая особый специфический статус.

По гуманитарным и социальным дисциплинам нет ни одной общероссийской целевой федеральной программы.

Хотя руководство Министерства образования и науки приняло решение об обязательном включении в перечень дисциплин всех высших учебных заведений страны трех гуманитарных предметов – истории, философии и иностранных языков, – на практике это решение реализуется с трудом. Этим предметам отводится мизерное число часов, причем каждый год они сокращаются.

Все эти факты не только не соответствуют тенденциям мирового развития, они приведут к дальнейшему снижению культурного уровня российской нации, традиционно высокого на протяжении всей российской истории. Их следствием будет еще большая технократизация нашего общества, дальнейшее движение к преобладанию в нашей стране потребительской философии и стиля жизни.

Еще одним показателем отношения к сфере гуманитарного знания может служить ситуация с так называемым Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).

Многие десятки и сотни откликов на существующую систему индекса цитирования заполнены анализом недостатков этой системы, ее несоответствия реальной оценке трудов и научной деятельности российских ученых. Многие десятки российских ученых, труды которых известны за рубежом, авторы монументальных монографий, признаваемых и за рубежом, имеют нулевой индекс цитирования.

Особенно нетерпимо положение в этом смысле применительно к гуманитарной сфере, которая имеет весьма существенное отличие от естественнонаучных дисциплин. В гуманитарной области преобладают монографические исследования, многие из которых имеют широкий отклик и признание в мировом научном сообществе, но они не укладываются в ограниченные рамки упомянутой системы индекса цитирования.

Мне самому недавно довелось столкнуться с подобной ситуацией. В 2010 году в Париже была издана моя книга «Россия и европейская идея». Было много откликов, газета «Фигаро» поместила мою статью и т.д. А когда я посмотрел пресловутый РИНЦ, то мне не удалось найти там даже упоминания об этом издании. И таких примеров многие сотни.

* * *

Гуманитарная сфера в России требует новых подходов и поддержки общества и государства. Разумеется, мы, представители гуманитариев, должны пройти свой путь; нам необходимо найти наше место в системе модернизации и инноваций; мы должны преодолеть инерцию прошлого и соответствовать уровню мировой науки.

В обществе существует справедливое недовольство уровнем и качеством многих научных трудов и преподавательской деятельности историков и экономистов, правоведов и представителей педагогической науки, но мы можем с полным правом констатировать, что и в гуманитарную сферу пришли сотни молодых людей с новым мышлением и новыми подходами. Это люди иной формации, иного понимания методов научного анализа. Мы знаем многие сотни представителей среднего и старшего поколения, которые активно включились в процесс обновления гуманитарных и социальных наук.

Их потенциальные возможности могут и должны быть реализованы при условии понимания и признания важности гуманитарного знания, его поддержки со стороны общества и государства.

Следует поддерживать не только крупные мегаобразовательные и исследовательские проекты и учреждения, но и хорошо зарекомендовавшие себя небольшие гуманитарные вузы, лицеи и колледжи. Необходимо обеспечить более широкое представительство гуманитариев в экспертных советах и комиссиях, от которых зависит поддержка, в том числе и финансовая, университетов и других учебных заведений.

Укажем снова, что престиж России, признание ее места в мире во многом зависит не только от экономических перемен, но и от ее духовного величия, от образованности и культурного уровня населения, от воздействия ее исторических и философских традиций, от роста грамотности нашего населения, знания русского и иностранных языков, от распространения моральных и этических норм, принципов и ценностей, толерантности и мультикультурного диалога, от понимания того, что решение многих проблем межнациональных и межконфессиональных отношений зависит от уровня и качества гуманитарного знания в России.

http://www.ng.ru/ideas/2011-03-03/5_tehnokratizaciya.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 70 гостей и нет пользователей