Тина Канделаки: образовательная революция

Свой взгляд на будущее российского образования выразила Тина Канделаки на встрече со студентами факультета политологии МГУ:

"Сегодня мы стоим на пороге перемен. Наша страна уже не будет такой, как раньше. В России сформировался новый креативный класс. Он появился благодаря экономическому росту, стабильности, информационной открытости и свободным границам. Именно благодаря ему родилась Болотная и начало формироваться гражданское общество, готовое отстаивать свои интересы. Впервые за полтора века люди вышли на улицы не из-за голода, а за уважение к себе и чувство собственного достоинства. Общественное пространство вновь наполнилось дискуссиями и острой полемикой. Пока, правда, все дебаты сводятся к одной личности, но я хотела бы расширить тему и поговорить о том, что будет дальше, после 4 марта.

Россия сейчас стоит на развилке. У нас выросло первое по-настоящему свободное поколение. Я его назвала путинским поколением, за что, как вы знаете, меня подвергли жесткой критике, хотя и взяли этот термин в оборот. На смену ему придет новое поколение – дети стабильности. Это поколение людей, не готовых выполнять работу, которую они ненавидят, для тех, кого они презирают. Отсталость нашей страны во многих сферах открывает поистине безграничные возможности для самореализации. И выбор, стоящий перед новыми поколениями, – начать строить свою страну и реализовывать самые смелые фантазии или бросить все и уехать.

Все мы хотим, чтобы Россия превратилась из сырьевой в процветающую высокотехнологичную державу. Я не буду говорить о том, как мы к этому можем прийти, на это мне просто не хватит компетенций. Но я хотела бы затронуть сегодня тему образования и будущих поколений специалистов, которые следом за нами вместе будут изменять содержание нашей страны.

Сегодня российское образование находится в состоянии перемен. Мы хаотичными рывками движемся вперед, не видя перед собой конкретной цели, куда мы хотели бы прийти. У нас нет концептуального видения будущего российского образования. Зато есть бюрократия, убивающая творчество в профессии, невиданное доселе финансирование и большое количество людей в отрасли, которые хотят изменений.

 Образование должно вернуть свое исходное значение, в смысле образОвывания, формирования новых людей для нового общества, запросы которого всегда складываются под влиянием экономических и  социально-демографических факторов. Образовательная система, отвечая на эти вызовы, должна меняться и образОвывать людей, нужных в конкретном времени и конкретной стране, а еще лучше – в конкретном регионе. И в этом смысле система образования является ключом к обновлению, модернизации и преобразованию страны.

 Однако если мы не поймем, какие люди нам нужны, система образования не сможет ответить на вызовы времени, и все остальное будет уже не важно. Мы можем сделать идеальный ремонт, но если в этой квартире некому жить, зачем все это нужно?

Чтобы ответить на этот запрос, для начала его необходимо сформулировать, а затем разработать комплексную образовательную концепцию. Она не может возникнуть из воздуха, она должна проистекать из политической и экономической доктрины государства. На сегодняшний день можно выделить ключевую цель – создание 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Очень хотелось, чтобы это конструктивное предложение пришло с Болотной, но оно поступило, как обычно это бывает, от кандидата в президенты Владимира Путина. Содержательный разговор вокруг этого так и не начался. Сложные темы не являются актуальными в сегодняшнем дискурсе. И вот это по-настоящему страшно.

Печально и то, что наше Министерство образования не поддержало эту тему. Приходится констатировать, что чиновники не готовы к разработке внятной стратегии по данному вопросу. В результате мы боремся со следствием, не решая задачу в комплексе, а министерство вынуждено признать, что бюрократию оно победить не может.

 Предметно говоря о разработке концепции российского образования, в первую очередь нам необходимо ответить на вопрос, кто является заказчиком образования. По сути экономических взаимоотношений этим заказчиком де-юре является государство. Но, учитывая вышеизложенные факты, это очень размытое, и, в общем-то, абстрактное понятие. Если мы ставим себе целью создание 25 миллионов рабочих мест (думаю, никто не против), то конкретным заказчиком для образовательной системы может выступить среда, в которой эти места будут созданы. А это – реальная промышленность, благодаря которой наша страна является пятой экономикой в мире. Именно там сосредоточен основной научно-технический и экономический потенциал России.

Промышленные предприятия имеют наиболее устойчивые позиции на рынке, и я уверена, будут только развиваться. Так как в силу размеров они являются главными работодателями и налогоплательщиками, то считаю, что они имеют право голоса. Мы всегда гордились нашей инженерно-технической школой. Сейчас же этим наследием пользуются «Боинг», «Майкрософт» и другие корпорации. Безусловно, ситуация сейчас лучше, чем 20 лет назад, когда мы потеряли 80% интеллектуального потенциала оборонной промышленности. За последние годы уехало всего несколько тысяч. В предыдущие 12 лет много что было сделано. По экспорту вооружений мы занимаем второе место в мире, а индекс промышленного производства за 8 лет вырос на 50%.

Сегодня наша промышленность готова обеспечить выпускникам интересную высокооплачиваемую работу. В наукоемкой промышленной сфере сегодня задействовано около 5 млн человек. А вузы ежегодно выпускают 750 тысяч человек. Я уверена, что, если промышленный сектор сформирует ТЗ на таких людей, мы переломим сложившуюся тенденцию, когда 50% выпускников не работают по специальности.

Но нужно понимать, что образовательную революцию могут сделать только революционно мыслящие преподаватели и управленцы от образования. Сегодня мы требуем от своей системы образования быть в мировом научном авангарде. Я поездила по стране, посещала школы, университеты и министерства, пообщалась с большим количеством людей в этой сфере и при всем моем уважении вынуждена констатировать, что не все люди отвечают запросам времени.

Надо честно признать, что социальная ответственность – это важно, но без переаттестации и последующих сокращений, без создания стимулов для молодых кадров, сокращения и упорядочивания бюрократии мы не сможем совершить рывок в области образования. На фоне выделяемых колоссальных средств денежные ресурсы расходуются недостаточно эффективно. Борьба с коррупцией и сокращения поспособствуют высвобождению ресурсов, которые пойдут на создание конкурентных условий для лидеров отрасли, людей, способных реализовать стоящие перед страной задачи.

 При этом средства должны расходоваться целево, создавая и поддерживая так называемые кластеры роста там, где финансирование размазывается тонким слоем.

Государство уже сейчас выделяет на образование огромные деньги – свыше 2,1 трлн рублей, но их все равно не хватает, так как учителей у нас больше, чем военных. По госрасходам мы отстаем от развитых стран, но надо учитывать, что там есть устоявшаяся система и присутствует существенная доля частного капитала. И там не стоит задача радикальной перестройки системы под нужды изменившейся экономики, там не требуется резко обновлять материально-техническую базу. При этом острое недофинансирование испытывают даже школы в США, где зарплата учителя не превышает зарплату бариста в «Старбаксе». 

Российское государство больше не может наращивать госрасходы, особенно в условиях, когда 31% расходов приходится на социалку, и давайте не забывать еще о переоснащении армии, строительстве инфраструктуры, реформе здравоохранения.

Таким образом, в целях привлечения дополнительного финансирования необходимо создать условия для притока частного капитала. 1000 стратегических предприятий способна создать 1000 сельских образовательных комплексов, 1000 кластеров роста, в которых сможет учиться до миллиона детей. Приток частного капитала способен существенно повысить эффективность расходования средств в образовании, поскольку бизнес всегда нацелен на результат.

Сегодня мы находимся в самом начале пути, но в наших силах изменить страну, начав содержательно обсуждать проблемы и искать пути их решения вместе. Жизнь не закончится 4 марта. Что дальше? Дальше нужно строить свою страну."

http://pedsovet.org/content/view/15287/251/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 139 гостей и нет пользователей