Учат в школе. Учат в школе… Учат в школе?

Катерина Борзунова, для РИА Новости.

Я не чиновник от образования и не эксперт. Я - мама. И в отличие от них, судя по последним (и не только) событиям, не обладающих этим почетным статусом, испытываю, прямо скажем, сильное волнение за будущее своих детей. Да что там "за своих"… За чужих тоже, потому как категорировать подрастающее поколение по этому принципу глупо. Мы все в одной лодке, все взаимосвязаны, и если мои мальчишки получат, положим, оксфордское образование, а 3 тысячи других закончат какой-нибудь "Государственный университет инновационного заборостроения им. 2 февраля", то понятно, на чей улице будет в итоге праздник, по каким законам потечет на ней жизнь. Да и в целом, для меня все дети одинаковые. Не верю я в то, что у преступника сын обязательно по кривой дорожке пойдет, а дочь академика откроет новую планету. Яблочко от яблоньки хоть и падает рядом, да укатиться может очень далеко. Здесь главный вопрос - в качестве стартовой позиции ребенка, в том, какие у него есть изначальные условия для самореализации.

Тех, у кого есть возможность отправить свое чадо в светлое заграничье и устроить ему там безбедное существование до старости лет, новые образовательные стандарты вряд ли тревожат. А вот нас, все больше и больше чувствующих себя белыми мышами из лаборатории, они, прямо скажем, малость прибили.

Читаем, значит, мы с вами: "Обязательными предметами в старшей школе с фиксированным количеством часов становятся…". Я лично уже после первого предмета ушла в глубокий нокдаун.

Итак, на первом месте "Россия в мире". Вот так - раз, и сразу в мире. Воображение тут же услужливо нарисовало моего ребенка в окружении иностранных детей, чьи наезды на его родину он четко и содержательно парирует. Нет, честное слово, а что иное здесь может быть заложено? Товарищи дорогие, а курс истории разве не подразумевает знания о месте и роли нашей страны в развитии цивилизации? А курс географии не дает понимания о природном богатстве России, о ее вкладе в исследование новых земель? Так о чем речь? Если, как после долгих размышлений можно придумать, о воспитании патриотизма - так это, друзья мои, иные механизмы надо задействовать. В уже существующие программы тонко, глубоко инкорпорировать определенные ценностные установки, подавать материал с четко выверенной позицией и отношением. Это называется и-де-о-ло-ги-я, и наполнить ей можно буквально все - и физику, и лирику, и пение, и курсы кройки и шитья (привет тебе, моя советская юность!).

Тут еще есть один вопрос - кто эту "Россию в мире" будет преподавать? Дипломаты на пенсии? Посредственные журналисты-международники? Или все та же наша глуповатая, но любимая МарьПетровна, ранее ведущая "то вместе, то поврозь, а то попеременно" труд, черчение и физику? Сие есть тайна великая…

Идем дальше, а дальше, как известно, всегда больше: "Основы безопасности жизнедеятельности". Почему именно это вошло в обязательные предметы - мы к войне, что ли, готовимся? Или надо ожидать резкого всплеска чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катаклизмов? Утрирую, конечно. На самом деле ОБЖ вещь полезная, и главное в нем не подготовка к экстремальным ситуациям, а воспитание в человеке культуры безопасности. Но все равно у меня, как у обывателя, резкое повышение статуса данного предмета вызывает некоторое сердцебиение.

Зато я повеселилась, перейдя к третьему пункту - физкультуре. В последние годы, особенно с тех пор, как мы Олимпийскую заявку выиграли, а Ванкувер проиграли, внимание государства к развитию физической культуры и массового спорта, формированию в обществе стремления к здоровому образу жизни существенно возросло (ух, вот она, волшебная сила СМИ - цитирую формулы национальных приоритетов практически дословно). Помнится, на каком-то из Советов при Президенте по спорту говорилось, что, мол, мало наши дети занимаются физкультурой, и именно потому (а не из-за жуткой экологии, стремных продуктов питания, безумной загруженности в школе) хиленькие они. И вот результат - физкультура взошла на пьедестал системы образования. Да все бы хорошо, если бы польза была от уроков, если бы программа была нормальная, а то ведь по обыкновению отрапортовали, что "указание выполнено", а как, почему, зачем. И ведь не догадаются ввести в школе, положим, китайскую дыхательную гимнастику, для которой физические данные не важны. А значит, так и продолжат (только теперь в обязательном порядке и в два раза чаще) полноватые, не очень расторопные девчонки сносить "козла", а субтильные мальчишки грустно болтаться на канате под хохот всего класса… вот уже здоровья им будет, особенно психологического.

Может, именно по этой теме посоветовать подготовить индивидуальный проект моим пацанам? Ну, тот самый загадочный "индивидуальный проект", который также вошел в число обязательных предметов. Никто же не знает и, уверена, толком не узнает, что имелось ввиду. Вообще, здорово, полная свобода творчества: хочешь, дачу директору проектируй, хочешь - марсоход, хочешь - распорядок дня любимого пуделя. Или просто папин "диссер" скачай и сдай, а освободившееся время потратить на… на что же его потратить… Погодите, там же что-то и про стандартные предметы говорилось, может, на них?Может да, а может и нет, поскольку, по мнению Минобрна (вот точно, "как вы лодку назовете, так она и поплывет") школьник сам сможет решить, сколько и чем ему заниматься. Вот она, демократия!

Привычные химии, биологии, геометрии и прочая, по мнению чиновников, будут изучаться согласно выбору моего (вашего) ребенка на минимальном уровне (интегрированный курс) или более углубленно. Придет он, значит, в школу, поглядит на шесть предложенных групп (русский язык и литература, родной язык и литература; иностранные языки; математика и информатика; общественные науки; естественные науки; искусство или предмет по выбору) и ткнет пальчиком на один или два предмета в каждой группе, по которым он готов глубоко заняться. Остальное - кое-как.

Я честно скажу, что, прожив до 37 лет, до сих пор не понимаю, зачем мне нужна была в школе в таком чудовищном объеме алгебра. Ничегошеньки из нее не знала и от этого ничегошеньки не потеряла ("гуманитарии" меня поймут, а "технари", надеюсь, простят). Но вот как быть без русского языка, без истории, без географии и иностранного языка я понять никогда не смогу. Кто у нас из школы выйдет? Не знаю, как по-вашему, а по-моему, нация в опасности…

Ринулась я в Интернет, думаю, может, это я туповата, может, люди уже все во всем разобрались, уже благодарят господина Фурсенко за "наше счастливое детство"? Не тут-то было! Не одна я такая "не догоняющая" передовую министерскую мысль, много нас. Очень. Да чего там мелочиться - вся Россия, широко распахнув удивленные глаза и задохнувшись от негодования, кипит, бурлит, брызжет. А авторы новых образовательных стандартов (с упорством, достойным лучшего применения) твердят: "Вы все не так поняли, все на самом деле иначе!". Пресс-конференции собирают, круглые столы всяческие.

Опа. Это уже совсем интересно. И вызывает резонный вопрос: "Ребят, если вы не смогли нам доходчиво, внятно, аргументировано объяснить смысл затеянных вами преобразований, то как же вы их реализовать будете?".

Казалось бы, так просто сказать: это, товарищи дорогие, черное, это - белое, это - "А", это - "Б". Но не в понимании нашей бюрократии. Поглядите как-нибудь на досуге официальные распоряжения, указы-наказы, законы и положения. Воистину, велик и могуч русский язык, сколь много в нем ресурса для лингвистической импровизации (попросту для словоблудия), способной внушить среднестатистическому жителю пиитет перед высочайшей образованностью власть имущих. Впрочем, это уже другая история, называется "менталитет того, кому дали крупицу (зерно, пучок, мешок, вагон - нужное подчеркнуть) власти".

Возвращаясь к нашим баранам…. ой, извините, вырвалось… к авторам стандартов, хочется сказать следующее.

А не вернуться ли им за школьную парту? И знания обновить (получить), и на своей шкуре… ой, опять вырвалось… на своем опыте ощутить весь хаос, в котором денно и нощно существуют наши дети.

Ау, родители из начальной школы! До которого часа вы уроки делаете? Мы тоже до полуночи, потому как самостоятельно в том же учебнике "Петерсон и иже с ней", ребятам не разобраться ни в жизнь. И сидят они, бедолаги, ждут с работы своих мам и пап, ибо иначе "конец света" придет: "пара" по математике, успеваемость класса падает, училка в истерике (премия-то мимо) и т.д. Да и не только в этом дело. Завтра же уже новая тема будет, послезавтра - следующая… Гонка на выживание, экстрим, адреналин. Зачем? Куда? А тут еще что-то про дополнительное образование говорят, внеклассную работу, мол, совсем школа не ведет. А когда же это делать-то, ведь учителя если не к урокам готовятся, то по приказам всяких РОНО отчеты и планы строчат?

Может, товарищи дорогие, вы порядок в том, что уже есть, наведете? Может, хватит велосипеды изобретать? Да, были в советской системе свои минусы, но были и плюсы. Что же вы их игнорируете, куда вы весь позитивный опыт слили? Свое слово в истории сказать хочется, внести, так сказать, посильную лепту в актуализацию-модернизацию-инновацию? Так говорите, вносите, действуйте. Только помните, что педагогика - та же медицина, потому как главный принцип един: "Не навреди".

P.S. Отдельное спасибо Владимиру Владимировичу за то, что не засчитал "прогиб" чиновников в области физкультуры и деликатно свернул бессмысленную инициативу со стандартами. Робкая надежда у нас появилась, авось, на сей раз, пронесет… только надолго ли… ложки-то нашлись, да осадочек остался… точнее "эффективные менеджеры от образования" остались.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


http://www.rian.ru/analytics/20110222/337378401.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 38 гостей и нет пользователей