Владимиру Путину написали новый план реформы образования

Опубликована и сегодня будет официально презентована итоговая версия доклада «Стратегия-2020», подготовленная экспертами под руководством ректоров Высшей школы экономики (ВШЭ) и Академии народного хозяйства (РАНХиГС) Ярослава Кузьминова и Владимира Мау. От реализации положений документа во многом зависит, как в обозримом будущем изменятся российские школы и вузы, а также организация научного процесса в стране.

Больше года несколько сотен экспертов писали, а затем корректировали долгосрочную образовательную и научную политику. Изменения в жизни детских садов и школ описаны в главе «Новая школа», реформа вузовской отрасли — в главе «Профобразование». Научная жизнь вынесена в главу под названием «От стимулирования инноваций к росту на их основе».

По доступности школьного образования Россия входит в число мировых лидеров, считают авторы доклада. Уровень знаний и умений подростков по ряду предметов выше уровня учащихся многих развитых стран. Основные проблемы — нехватка детсадов и высокое количество школьников, не достигших функциональной грамотности (это показывают, к примеру, результаты международного исследования PISA), критическая разница между сильными и слабыми школами.

К обостряющимся проблемам отнесено ухудшение качества педагогического корпуса и потеря системой образования статуса социального лифта. Напротив, происходит закрепление социальной дифференциации. Эксперты также считают, что содержание образования перестало соответствовать запросам общества. Любопытно, что авторы «Стратегии», которые сами разрабатывали концепции многочисленных реформ, теперь признают их незавершенность и «усталость» населения от «постоянных изменений» в образовании.

«Стратегия» также вводит новую аббревиатуру — СОКО (система оценки качества образования), под которой понимаются единый госэкзамен, итоговая аттестация для девятиклассников (ГИА) и новый экзамен для бакалавров. В разделе о ЕГЭ прописано и еще одно важнейшее изменение: эксперты предлагают привязать государственное финансирование вузов к результатам ЕГЭ абитуриентов. Минимальный порог по профильным предметам для поступающих 50–55 баллов. При этом право на бюджетное финансирование, по мнению авторов «Стратегии», должны получать студенты, сдавшие ЕГЭ по профильному предмету на «хорошо» и «отлично» (больше 50 и больше 70 из 100 соответственно).

Что касается планов до 2020 года, авторы исследования считают важнейшей задачей необходимость сформировать у школьников «способность эффективно применять теоретические знания, развитие технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок». «При этом необходимо обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей», — делают вывод исследователи.

В «Стратегии» предлагается решить проблему переизбытка людей с высшим образованием, что не соответствует потребностям рынка труда. Авторы документа видят рецепт успеха в отказе от «устаревшего механизма» госзаказа на подготовку студентов (в вузах должен заработать обратный принцип «деньги следуют за студентом»), а также в стимулировании спроса на программы прикладного бакалавриата.

Приостановить падение качества обучения студентов авторы предлагают путем реорганизации вузов и филиалов, а также их присоединения к ведущим университетам. Финансирование вузов предлагается увеличить, в том числе повысить среднюю зарплату преподавателей, доведя ее до уровня 160–220% от средней зарплаты по региону.

Проблему нехватки высококвалифицированного рабочего персонала хотят решить (кроме того же прикладного бакалавриата) через присоединение техникумов к вузам, перевод обучения в ПТУ на краткосрочные курсы (шесть месяцев для получения квалификации). Борьбу за инновации поведут с помощью расширения состава национальных исследовательских университетов (НИУ) за счет аграрных, транспортных и медицинских вузов. 35% всего госфинансирования ведущих вузов предлагается направить на исследования и инновации.

Отечественная наука, по мнению реформаторов, продолжает существовать в рамках традиционной модели, не отвечающей современным реалиям. В отрасли доминируют самостоятельные научные организации, обособленные от вузов и предприятий. «На них приходится около 80% затрат на науку, тогда как в мире костяк национальной инновационной системы — компании и университеты. Почти 75% организаций, выполняющих разработки, находятся в собственности государства», — пишут авторы доклада. Прикладная наука представлена не промышленными фирмами (их не более 7%), а отраслевыми НИИ и КБ. Исследованиями занимаются 45% вузов, которые осваивают примерно 8% затрат на науку (в 2,5 раза ниже средней по странам ОЭСР). Показателем кризиса фундаментальной науки исследователи считают непопулярность российских научных работ в мире: по индексу цитируемости Россия на 27-м месте в мире.

Мимо рейтинга

Российские вузы не попали в рейтинг репутации мировых вузов World Reputation Rankings бритаской газеты Times. Хотя еще год назад в топ-100 был Московский государственный университет имени Ломоносова — он занял 33-е место. Рейтинг составлен приложением газеты Times — Times Higher Education (THE) — при участии аналитической компании Thomson Reuters и службы изучения общественного мнения Ipsos Media.

Эти организации последние восемь лет ежегодно публикуют рейтинг мировых вузов (World University Rankings, tор-400), анализируя уровень образовательных и исследовательских программ, цитируемость научных статей, учитывая количество иностранных студентов и специалистов. А с 2011 года в отдельную публикацию был выведен рейтинг по репутации вузов у профессорского состава. Репутационный рейтинг составляет ся на основе опросов представителей профессионального сообщества. В этом году опрошены были 17 554 ученых — на 31% больше, чем в прошлом году.

В целом второй репутационный рейтинг мало отличается от первого: в нем продолжают доминировать американские вузы (их в первой сотне 44). На втором месте — британские университеты (10). Первое место в рейтинге занимает Гарвардский университет, за ним следует Массачусетский технологический институт. Тройку замыкает самый успешный в рейтинге британский университет — Кембриджский. Далее следуют Стэнфордский университет, Калифорнийский университет в Беркли и, наконец, Оксфордский.

http://mn.ru/society_edu


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 119 гостей и нет пользователей