Все лучшее — лучшим. Представлен рейтинг 500 лучших школ России

Елена Мухаметшина

Правительство представило первый официальный рейтинг 500 лучших школ России. По новому закону «Об образовании» такие рейтинги, составляемые независимыми экспертами, скоро станут обычным делом. Тогда по замыслу чиновников лучшие школы станут конкурировать за учеников, поскольку их количество будет прямо пропорционально финансированию. Соответственно, в будущем лучшие школы смогут принимать больше учеников. Хотя это может привести к снижению качества образования.

Вице-премьер Ольга Голодец и первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк во вторник в РИА «Новости» представили первый официальный рейтинг 500 лучших школ России. В него вошли школы 77 регионов — таким образом, лишь шесть регионов оказались вне рейтинга. Кроме того, в рейтинге отдельно были выделены 25 лучших школ России.

Лучшей школой России оказался московский лицей № 1535, который занимает также первое место в рейтинге лучших московских школ, составленном департаментом образования столицы.

«Для нас важно, что эта школа заняла первое место. Лицей № 1535 создан в новое время, таких школ не было в советское время. Мы надеемся, что опыт лучших школ поможет всем остальным», — отметила Ольга Голодец.

Среди других образовательных учреждений из первой десятки — школа имени Колмогорова при МГУ, лицей № 239 из Санкт-Петербурга, школа при Уральском федеральном университете, учебно-научный центр Новосибирского госуниверситета, Центр одаренных детей в Мордовии, лицей № 1 в Брянской области, школа № 179 в Москве, лицей № 14 в Тамбове и гимназия № 9 в Екатеринбурге. Среди 25 лучших школ — школы из 16 регионов.

«Одна из задач этого перечня — показать, с каких школ брать пример. Попадание в перечень означает привлечение внимания к этой школе», — отметил Иван Ященко, глава Московского центра непрерывного математического образования, который составлял рейтинг школ.

«Согласно новому закону «Об образовании» независимая оценка качества образования проводится юридическими или физическими лицами. Основные цели — предоставление достоверной и независимой информации для потребителей образовательных услуг. Еще одной целью является повышение качества образовательных услуг», — напомнила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк. По ее словам, министерство будет использовать опыт лучших школ России.

«С этого года изменился порядок разработки образовательных программ. И как раз список примерных образовательных программ будет составлен на основании программ лучших российских школ», — заявила Третьяк. Также она рассчитывает, что эти школы станут стажировочными центрами для педагогов и управленцев из школ, которые не попали в рейтинг.

Третьяк рассчитывает, что губернаторы наградят директоров школ, которые вошли в рейтинг.

Соответствующее письмо с рекомендациями будет направлено Министерством образования и науки. Кроме того, она считает, что школам, которые вошли в рейтинг, можно в качестве поощрения выделить финансовую поддержку.

«Лидером рейтинга по количеству учреждений является Москва (89 школ), по охвату выпускников — Тамбов (15,4% от всех выпускников России, 15% — в Москве). Получается, что 15% выпускников обучается в лучших школах России, которые находятся в Тамбове. Это один из показателей того, что качественное образование является доступным», — считает Третьяк. По ее мнению, могут появиться и другие рейтинги, в которых школы будут оцениваться и по другим критериям — наличию инклюзивного образования, оценке условий, в которых проходит образовательный процесс, и другим.

Проблемой подобных рейтингов может стать то, что родители захотят перевести своих детей в лучшие школы. В результате количество учеников в этих школах резко вырастет.

С одной стороны, благодаря этому вырастет и финансирование школ. Но, с другой стороны, из-за роста количества учеников может ухудшиться качество образования в этих школах.

Иван Ященко рассказал «Газете.Ru», что сейчас при составлении рейтинга не учитывалось количество учеников в школах. «Это одна из проблемных ситуаций.

Самый простой способ достичь высокого среднего балла — выгнать половину учеников.

Мы обнаружили математическую школу, у которой средний балл по математике за ЕГЭ — 92 балла. Но когда мы спросили, сколько вы набираете человек в девятый класс, они сказали, что 90 человек. При этом выпускают они всего 30 человек. Если мы говорим, что у школы хороший потенциал, то пусть регион, как это делает Москва, дает ей большее финансирование, больше помещений. Лучшие школы вполне могут расшириться. Когда к тебе в школу придет еще один ученик, он точно не понизит тебе балл, а, может быть, повысит», — говорит Ященко.

По его мнению, школы в будущем будут конкурировать за детей. Он считает, что уровень образования не зависит от количества учеников. «Это вопрос к конкретной школе — кто-то готов к расширению, кто-то не готов.

Но рейтинг учитывает вклад школы в образовательное пространство России. Соответственно, у маленьких школ просто маленький вклад», — отметил он.

«У тех школ, которые не вошли в рейтинг, все впереди. Это сигнал к тому, что им нужно развиваться», — отметил Ященко. На вопрос, что же будет со слабыми школами и будет ли проводиться мониторинг таких школ, которым могли бы помочь образовательные программы или смена руководства, Наталья Третьяк сообщила, что подобного не планируется. «Все-таки мы должны популяризировать опыт лучших школ», — сказала она.

Составление рейтинга лучших школ основывалось на двух критериях — ЕГЭ и Всероссийской олимпиаде для школьников. По показателю единого госэкзамена оценивалась возможность получения выпускниками качественного образования. За каждого выпускника 2011–2013 года, который набрал не менее 220 баллов, школе начислялся один балл, а за ЕГЭ от 190 до 219 баллов — 0,5 балла.

Показатель Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году позволил оценить результаты работы школ по выявлению и развитию талантливых учеников. За каждого призера и победителя Всероссийской олимпиады школьников (в зависимости от этапа олимпиады) начислялось от 1 до 10 баллов. Также у школ, вошедших в топ-500, должен быть хотя бы один победитель или призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Никаких экспертных критериев при оценке школ не было. На этапе разработки критериев были рассмотрены данные по более чем 35 тыс. учебных заведений, а окончательный перечень был сформирован после анализа данных по 1601 школе.

http://www.gazeta.ru/social/2013/09/17/5656053.shtml


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 60 гостей и нет пользователей