Всеобщего бесплатного образования больше не будет

Двукратное сокращение бюджетных мест в вузах России, о котором заявил в одном из первых своих интервью новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов, возможно лишь после правки базового закона «Об образовании». Сейчас он предусматривает, что из бюджета должно финансироваться обучение в высшей школе не менее 170 человек на каждые 10 тыс. населения. Отменить эту норму предлагал еще предыдущий министр Андрей Фурсенко, и в новой редакции закона, которая, впрочем, еще не внесена в Госдуму, она отсутствует. Эксперты считают неизбежным постепенное уменьшение количества бюджетных мест в вузах, однако на столь масштабные сокращения чиновники вряд ли решатся, поскольку это подтолкнет молодых людей к протестным действиям.

Депутаты и представители ведущих российских университетов уже раскритиковали идею нового главы Минобрнауки, который высказался за двукратное сокращение бюджетных мест в вузах. Напомним, что уже на следующий день после назначения Дмитрия Ливанова в «Российской газете» вышло интервью, в котором он высказался о сокращении количества высших учебных заведений и студентов, обучаемых за счет государства. По мнению министра, число студентов-бюджетников может быть сокращено «в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест». Днем позже в интервью «МН» Ливанов заявил, что финансирование, выделяемое из бюджета высшей школе, уже «пристойное, но поднять уровень трудно из-за толпы нахлебников».

Эти фразы вызвали бурную реакцию даже за пределами образовательного сообщества и стали одними из самых обсуждаемых в блогосфере во второй половине мая. Реформаторские планы Ливанова раскритиковали известные ученые и представители ассоциации работников высшей школы «Свободный университет». Болезненная тема сокращения бюджетных мест также была центральной на митинге в защиту образования и науки, состоявшемся 1 июня на Пушкинской площади. В тот же день несколько петербургских студентов попытались разместить на фасаде СПбГУ баннер размером 7х1,5 м с надписью полуметровыми буквами: «Сократим Ливанова вдвое», но были задержаны опергруппой центра «Э» ГУ МВД.

Однако у Ливанова есть и защитники, в том числе и в Госдуме, которой предстоит пересматривать закон «Об образовании». Депутат-единоросс Владимир Бурматов, которому так и не удалось занять должность главы думского комитета по образованию, полагает, что не следует создавать ажиотаж вокруг слов министра о сокращении числа студентов-бюджетников. «Пока министр сказал, что это не является его целью. Его цель — это повышение качества образования», — заявил вчера Бурматов на заседании «круглого стола» в РИА Новости.

«Имитация высшего образования никому не нужна»

Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

К заявлению Дмитрия Ливанова стоит отнестись серьезно: доля бюджетных мест будет действительно сильно сокращена. Но не по приказу Минобрнауки, а просто из-за объективных демографических причин. Когорта людей в возрасте от 17 до 35 лет сократится на 40% к 2020 году. К этому же году доля бюджетных мест сократится на 30% автоматически, плюс следует отсеять 10–15% тех абитуриентов, у которых результат по профильному ЕГЭ не выше тройки.

Согласитесь, молодой человек, который имеет 42 балла по математике и собирается учиться на факультете, где с первого курса начинается высшая математика и нужно сдавать сопромат, — это явная профанация. И это нисколько не ограничение доступности высшего образования. Если такой абитуриент действительно хочет учиться на факультете с профилирующими математическими дисциплинами, то пусть сам платит. Для этого и нужно развивать образовательные кредиты, о которых говорил Ливанов. Ведь инженер-троечник — это риск для всего общества. Вот и пусть троечник рискует своими деньгами, может быть, это как-то воспитает в нем ответственность.

Причина столь яростной критики этого высказывания Ливанова в голом популизме оппонентов министра. Впрочем, недовольство вызвала и форма подачи этой очень важной темы, тут трудно не согласиться. Но имитация высшего образования никому не нужна. Она не нужна даже завзятым критикам этого или прошлого министра. Даже левые политические силы, критикуя Ливанова, признают, что подростки должны не отбывать время, а учиться в вузах.

К примеру, почему китайские вузы так упрочили свои позиции? Потому что китайцы учатся усердно, как зайчики, а наши студенты баклуши бьют или вынуждены работать чуть ли не с первого курса. А кроме того, у них в вузах учится около 20% возрастной группы, а у нас уже 80%.

И сейчас речь идет об упорядочивании, повышении качества образования до минимально приемлемого уровня. По-моему, то, что предлагает министр образования, в корне разумно. Ведь предполагается, что увеличится и бюджетное финансирование высшего образования. Есть уверенность, что тогда вузу хватит денег на нормальные зарплаты преподавательскому составу, а также на приобретение приборов и оборудования, современные технологии.

По словам депутата, новый министр подразумевает проверку учебных заведений, ревизии. «У нас, к сожалению, некоторое число вузов предлагает качество образования, которое вообще не лезет ни в какие рамки. Речь не только частных вузах, но и о государственных, которые фактически занимаются продажей дипломов в рассрочку», — отметил он.

Коллега Бурматова по думскому комитету Виктор Шудегов, представляющий «Справедливую Россию», считает позицию главы Минобрнауки и единороссов «диаметрально противоположной» общественным интересам. «Почему министр или другие чиновники не говорили о переходе на платное образование до выборов? Потому что боялись, что студенты выйдут на улицу, будут митинговать», — возмущался он. Качество образования, по мнению Шудегова, не повышается путем сокращения бесплатных мест в вузах, а проверка заведений высшей школы де-юре и так осуществляется постоянно. «В правительстве есть специальное ведомство по контролю за вузами. Рособрнадзор проводит их аккредитацию и лицензирует специальности. Кстати, среднему вузу, имеющему филиалы, все эти процедуры обходятся в 12 млн руб.», — отметил депутат.

Шудегов напомнил, что сегодняшнее законодательство предполагает бюджетное обучение не менее 170 человек на 10 тыс. населения. Однако реально эта планка в последние годы держится выше отметки 200 человек. Из-за «демографического сжатия» в прошлом году соотношение достигло 240 мест на 10 тыс. человек. «Едва ли Ливанов решится на двукратное сокращение. Сначала они могут снизить количество бесплатных мест до этого формального минимума», — отметил депутат.

Впрочем, предложение упразднить эту норму, принятую в 1992 году еще с учетом советских реалий, выдвигал прежний министр Андрей Фурсенко. «С учетом старения населения мы предлагаем изменить норму и рассматривать подготовку специалистов не исходя из общей численности населения, а исходя из так называемой когорты, то есть количества людей, которые учатся», — заявил Фурсенко в минувшем марте в ходе совещания, посвященного предвыборной статье Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России». Бывший министр предложил уйти от «искусственной накачки количества бюджетных мест». «У нас на сегодня практически каждый второй выпускник школы имеет право поступить на бюджетные места. Такого не было ни в Советском Союзе, ни в постсоветские годы. Эти соотношения надо изменить», — заявил Фурсенко, пояснив, что такая структурная реформа должна стать одним из источников значительного увеличения зарплат профессорско-преподавательского состава высшей школы.

В Минобрнауки «МН» пояснили, что это предложение уже нашло отражение в новой редакции законопроекта «Об образовании», который будет вынесен в Госдуму в ближайшие месяцы. «Считаться будет исходя из соотношения 800 человек на каждые 10 тыс. представителей когорты людей в возрасте от 17 до 35 лет», — сообщил «МН» замминистра образования Игорь Реморенко.

Очевидно, что громкое заявление нового министра было сделано не случайно и свидетельствует лишь о том, что будут продолжены реформы, начатые еще при Фурсенко. Разница лишь в том, что Дмитрий Ливанов предпочел объяснить необходимость урезания не интересами профессоров, а реалиями западного подхода к образованию. «Очевидно, что стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 тыс., как сейчас, а 200–250 тыс. руб. (в год на подготовку одного студента. — «МН»). Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его», — заявил Ливанов в интервью «Российской газете».

Примечательно, что министр после бурной реакции общественности не стал дезавуировать свои слова или ссылаться на то, что был превратно понят, как часто поступал его предшественник. И это говорит о серьезности намерений Ливанова.

Однако резких движений ему все же стоит избегать, полагают эксперты. Вузовское образование следует исправлять с помощью насыщения научными исследованиями, считает профессор МГТУ им. Баумана Борис Виноградов. «Предпринимая какие-то действия с бюджетными местами, чиновникам стоит помнить, что в 1991 году в РСФСР училось 2,3 млн человек, а сегодня, при нынешней демографии, около 7 млн человек», — отметил Виноградов.

«Молодые люди идут учиться во многом для того, чтобы от четырех до шести лет побыть в приятной компании, то есть пройти этап социализации. И резкое сокращение бюджетных мест может быть опасно», — считает декан факультета экономики Высшей школы экономики Владимир Автономов. По его мнению, сейчас гораздо большую проблему представляет прием в вузы абитуриентов с крайне низкими баллами, полученными на ЕГЭ.

Впрочем штатные правительственные эксперты уверены, что сокращение доли бюджетных мест в вузах будет не резким, а естественным — в силу надвигающейся демографической ямы. «Едва ли уменьшение будет заметно за год-два, но в то же время я думаю, что в первый год он (Ливанов. — «МН») может предпринять решительные действия в этом направлении», — заявил «МН» ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

«Не хотелось бы продолжения политики Фурсенко»

Артем Хромов, председатель Российского студенческого союза

Я выступаю категорически против инициативы министра Дмитрия Ливанова, который предложил вдвое сократить количество бюджетных мест в вузах. Заявление министра, который сам получал бесплатное образование, противоречит социальным обязательствам, которые берет на себя государство. Я считаю, что основополагающим принципом образовательной реформы должна быть общедоступность и качественность образования.

Сокращение бюджетных мест в вузах не решает поставленных задач. В девяностых и нулевых годах доля студентов бюджетной формы обучения среди всех учащихся в высшей школе сократилась, а в высших учебных заведениях существенно выросла стоимость обучения. Государство научилось брать деньги за услуги, однако качество образования продолжает снижаться. Все дело в том, что коммерциализация высшей школы направлена в первую очередь на «оптимизацию» бюджетных расходов, а не на модернизацию образования.

Мировой опыт показывает, что сокращение бюджетных мест неминуемо приводит к повышению стоимости обучения. Сейчас год обучения студента обходится государству как минимум в 60,2 тыс. руб. В связи с этим чиновники решили с нового учебного года установить минимальную стоимость платного места в вузах: 60 тыс. руб. на гуманитарные специальности и 112 тыс. руб.на инженерные. Уверен, что сокращение бюджетных мест ускорит процесс удорожания образования.

Реформирование системы образования должно предполагать повышение не цен, а качества образования. Мы видим, что сегодня, с одной стороны, в вузы поступают абитуриенты, которые получают минимальные баллы по результатам ЕГЭ, а с другой — существует большое количество шарашек, где даже за деньги не предоставляется качественное образование. В связи с этим Российский студенческий союз предлагает начать поэтапное увеличение минимального порога ЕГЭ для поступления в вузы, что приведет к сокращению непопулярных учебных заведений и конкуренции.

Я связываю большие надежды с назначением нового министра образования. Не хотелось бы продолжения политики Фурсенко.

Оригинал: http://mn.ru/society_edu/20120605/319775981.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 92 гостя и нет пользователей