В следующем учебном году за парты сядут почти 1,5 миллиона детей и учиться им придется по новым стандартам.
Волнений сейчас хватает и у родителей, и у учителей. Новый закон "Об образовании" пока не принят, и школам приходится жить по старым правилам, понимая, что в ближайшем будущем всех ждут перемены. К примеру, в проекте закона, который сейчас бурно обсуждается в обществе, ничего не сказано о центрах образования, куда хотели бы отдать детей многие родители. В Москве, к примеру, центры образования получают больше бюджетных денег, чем обычные школы, и зарплаты у педагогов там выше. Как будет завтра, неясно.
Еще один нюанс. С 1 сентября вступают в силу новые стандарты для начальной школы. Они предусматривают обучение работе на компьютере уже с 1-го класса и 10 часов внеурочной деятельности. Поэтому, выбирая школу, есть смысл поинтересоваться: оборудован ли в "началке" компьютерный класс, какие здесь кружки и секции, сколько педагогов дополнительного образования, есть ли столовая и продленка? Если продленки нет или мест там слишком мало, родителям придется позаботиться о том, чтобы через два-три часа после окончания уроков снова привести ребенка в школу.
Обычно психологи дают совет родителям: выбирать надо не школу, а учителя. Хорошо, если ребенок ходил в подготовительную группу при школе, - некоторые из тех учителей, которые там работают, будут набирать классы. И, если учитель понравился, можно попроситься к нему. Но надо знать - комплектование классов зависит не от вашего желания, а от мнения школы. А вот взаимодействие школ и вузов для родителей сейчас особого значения уже не имеет. Выпускнику все равно придется сдавать ЕГЭ. Не важно, сколько в школе отличников и медалистов. Сегодня главное не медаль, а высокий балл на ЕГЭ. Чем "стобалльников" больше, тем лучше.
Не очень важным стал и профиль школы. Скоро все они смогут предложить углубленное изучение предметов. В некоторых школах есть десятилетние традиции профильного преподавания, допустим, математики или физики. И они останутся в выигрышном положении.
Кстати, родители имеют право сдать копии документов и записать ребенка не в одну школу. Правда, педагоги этому всячески противятся, потому что неясно, придет к ним ребенок 1 сентября или нет.
Светлана Хоркина, депутат Госдумы, мама пятилетнего Святослава:
- Я уже думаю о том, какую школу выбрать для сына. Могу сказать, что это будет простая государственная школа. Важно, чтобы она была недалеко от дома, максимум в 20-30 минутах на машине. А лучше, чтобы можно было дойти до нее пешочком по двору. Хотелось бы, чтобы у сына был такой же замечательный педагог, как у меня. Я училась в школе N19 Белгорода у Нины Николаевны Хельм. И эта учительница была для нас не только педагогом, но и другом. Помню, расставаясь с ней после третьего класса, все мы плакали. Будет ли сын заниматься на подготовительном отделении - пока не знаю.
На днях пойду в школу, познакомлюсь с директором, учителями, посмотрю программы и решу, на какой школе остановиться. Еще в школе должны быть хорошие условия для занятия спортом, чтобы ученики не сбегали с уроков физкультуры, а, наоборот, бежали на них с удовольствием. Если в школе предложат дополнительные подвижные занятия, будем посещать и их. Лишь бы времени хватило. Святослав сейчас занимается плаванием, но хочу записать его и в другие спортивные секции. Слышала, что новые стандарты требуют, чтобы ребенок к 1-му классу умел читать, писать и считать, мне кажется, это завышенные требования к детям. Помню, я к первому классу читала только по слогам. Чтению, письму и счету меня научили в школе.
Что надо иметь при записи в школу:
- заявление;
- свидетельство о рождении ребенка;
- медицинскую карту;
- страховой полис.
Что еще могут попросить в школе:
- паспорт одного из родителей, где вписан ребенок;
- фотографии ребенка;
- документ о временной регистрации;
- прикрепление к поликлинике.
По каким книгам будут учить ?
Систем учебников для начальной школы всего 4: "Начальная школа ХХI века", "Перспектива", "Школа России", "Школа-2100". И с 1 сентября 2011 года первые классы всех школ могут начинать учиться по одной из этих систем на выбор.
мнениеГде учат на министров
Марина Фирсова, директор гимназии N1518, г. Москва:
- Проблема нашего образования в том, что есть сильные и слабые школы. И различия между ними слишком велики. В одни выстраиваются очереди, а в другие никто не идет. Во многих регионах слабые школы закрывают или присоединяют к более сильным, и, наверное, это разумное решение. У нашей гимназии районного прикрепления, можно сказать, нет. Из микрорайона к нам придут всего 2 ребенка. Их мы, естественно, возьмем в первую очередь. При гимназии работает Центр интеллектуального развития, который посещали в этом году 60 детей. Несмотря на то что в договоре между центром и родителями есть строка, никаких обязательств у гимназии перед ними нет, кого-то из детей мы все же возьмем. На оставшиеся места придут те, кто решил, что хочет у нас учиться. Обычно это дети из Северо-Восточного и Центрального округов. В этом году у нас будет 75 мест для первоклашек.
Сергей Видякин, директор Центра образования N 654 имени А.Д. Фридмана:
- Мы возьмем 11 человек из микрорайона, который закреплен за школой. Подготовки к школе (дошколки) у нас в этом году не было. Главным образом потому, что не вполне понятно правовое положение участников. Мы ведем мониторинг тех, кто хочет к нам попасть - родители заполняют учетную карточку, причем неважно, когда они это сделали - месяц назад или сегодня. И 1 апреля приглашаем родителей с заявлениями. Потом психологи и педагоги смотрят ребенка. Бывает, что советуем родителям выбрать другую школу. Сейчас на 100 мест подано около 200 заявок от родителей. Ситуация, когда 1 апреля у школ выстраиваются очереди, является неприемлемой и должна быть исключена.
Считаю, что школам, которые популярны у родителей и тем, куда больше всего желающих записаться, можно доверить право отбора детей. Есть мнение: это приведет к появлению элитных школ, это социальная несправедливость. Однако фактически это все равно происходит. В востребованные школы первыми пытаются записать своих детей те родители, которые задумываются о будущем своего ребенка. В последний момент приходят беспечные родители или те, кому нужна образовательная услуга. А таким по закону гарантировано место в школе, в которой имеются свободные места.
Какие школы заканчивали известные люди России:
Эльвира Набиуллина, министр экономического развития -школа N 31, Уфа;
Анатолий Сердюков, министр обороны - школа N 46, поселок Черноморский Краснодарского края;
Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития - Леногородская школа Московской области;
Аркадий Дворкович, советник президента - школа N 444, Москва;
Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области - школа N 743, Москва;
Людмила Швецова, вице-мэр Москвы -школа N 5, Ростов-на-Дону;
Школы в Москве, где ученики получили пять и более 100-балльных оценок по ЕГЭ-2010
Специализированный учебно-научный центр МГУ - 20 человек
Школа N 57 - 13
Лицей "Вторая школа" - 12
Лицей N 1535 - 11
Гимназия N 1508 - 7
Лицей N 1546 - 7
Гимназия N 1518 - 7
Гимназия N 1543 - 6
Школа N 91 - 6
Школа N 1253 - 5
Центр образования N 264 - 5
Центр образования N 654 им. А.Д. Фридмана - 5
Школа N 54 - 5
Гимназия N 1567 - 5
За одной партой с Перельманом
Задолго до 1 апреля родители, желающие пристроить своих детей в школу, которую окончил лауреат Премии тысячелетия Григорий Перельман, обивают пороги физико-математического лицея N 239. Правда, берут сюда только с пятого класса.
- Конкурс в последние годы от 6 до 10 человек на место. Что будет на этот раз, мы даже боимся загадывать, - признается корреспонденту "РГ" директор Максим Пратусевич.
Отдать ребенка в этот лицей - значит, дать ему элитное образование. В прежние годы люди тут стояли в очереди по несколько ночей, чтобы только сдать документы. Сейчас очередей нет, но желающих попасть все равно много.
В этом году преподаватели опять готовятся к ажиотажу: после новостей о наградах Григория Перельмана и Станислава Смирнова (лауреат Филдсовской премии в 2010 году. - Прим. "РГ") звонки от родителей практически не прекращаются.
Педагоги признаются: учиться тут сложно, а требования ко всем вне зависимости от способностей одинаково высоки
- Мы с сыном приходим уже во второй раз. В прошлом году не поступили, и мальчик весь год усиленно занимался с репетитором, - рассказывает Светлана Мешкова.
Распознать способности к математике помогают подготовительные курсы и специализированные кружки при лицее. К слову, занятия одной из секций ведет наставник Григория Перельмана - Сергей Рукшин. Говорят, именитый ученый не забывает своего учителя и до сих пор обращается к нему за советом. Этот факт еще больше подстегивает молодых лицеистов: после уроков они не торопятся домой, надеясь на встречу с известным математиком.
- Бывают случаи, что ребята уходят в середине года. Объясняется это просто: такие дети привыкли быть первыми в своей прежней школе. Попадая в лицей, они чувствуют себя не в своей тарелке - понимает, что тут их уровень знаний ничем не отличается от познаний доброй половины класса, - объясняет Пратусевич. - Как говорил Гай Юлий Цезарь: "Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме".