Выступление Министра А.Фурсенко на совещании в Московском физико-техническом институте 3 марта 2009 года

 Выступление Министра образования и науки Российской Федерации
Андрея Фурсенко на совещании под председательством
Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина
в Московском физико-техническом институте (государственном университете)

г. Долгопрудный Московской области
3 марта 2009 года


Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Более 60 лет назад ведущими советскими учёными была предложена принципиально новая система подготовки кадров. Как и сегодня, требовалось более тесное взаимодействие образования, науки и промышленности для решения принципиально новых задач повышения обороноспособности и развития новых направлений в промышленности.

Фактически, речь шла о двухуровневой системе подготовки специалистов, дающей возможность уже в процессе обучения, помимо фундаментальной базы, освоить навыки работы в конкретном сегменте промышленности или сфере научных исследований.

Такая система изначально отторгалась традиционной высшей школой, обвинявшей инициаторов в отказе от фундаментальных подходов в образовании. Именно поэтому первоначальная идея физико-технического факультета МГУ не удалась. Эта идея была сохранена только благодаря титаническим усилиям группы этих ведущих учёных и генеральных конструкторов. И она на деле доказала свою жизнеспособность и высокую эффективность.

В МФТИ студенты, начиная с третьего курса, в рамках учебного процесса выполняют исследовательскую работу непосредственно в научных центрах и конструкторских бюро вместе с опытными специалистами, перенимая их навыки и знания. И в этом ключевой инструмент взаимодействия - контроль со стороны заказчика за качеством подготовки специалистов, что на порядок упрощает проблему трудоустройства, причем как для выпускников, так и для работодателей. Принципиальная в нынешних условиях антикризисная составляющая проблемы занятости молодых людей!

А также и экономия для бизнеса! Известно, что поиск простого специалиста с помощью рекрутинговых агентств обходится в более чем $ 10 000. Дополнительно к этому расходы на переподготовку, мотивацию и лояльность. Примерно столько же стоит обучить человека "под себя" 3-4 года в ведущем вузе, и при этом вопросы переподготовки и лояльности уже не возникают, т.к. работодатель и работник к этому времени знает друг друга целых 3 года!

Таким образом, на сегодня пример высокой интеграции МФТИ с промышленностью и наукой вообще является отличным образцом эффективной модели высшей школы. Неслучайно программа развития института, позволившая ему победить уже в первом конкурсе инновационных вузов, была сконцентрирована непосредственно на подготовке специалистов для обеспечения инновационного цикла создания наукоемкой продукции и технологий, системы его поддержки и механизмов управления.

Кроме того, успешность и известность высшей школы Физтеха связаны со строгим входным контролем, высокими требованиями к студентам, объективными оценками их знаний. Отбор традиционно проходят только самые сильные, отлично подготовленные ребята, для которых форма входного контроля, по сути, не имеет значения. В этот вуз молодые люди всегда шли не за "корочкой", а за знаниями. Все абитуриенты понимают, что впереди их ждут несколько тяжелых, трудных лет, но это и есть та необходимая "закалка", которая позволит в дальнейшем быть успешными не только в профессии, но и вообще в жизни.

Сегодня руководство института, опираясь на успешные, проверенные временем традиции, в полной мере использует такие новации образования, как двухуровневую систему высшей школы и приём абитуриентов как по итогам олимпиад, так и по результатам ЕГЭ. Кстати, хочу подчеркнуть, что успеваемость студентов в процессе учебы весьма убедительно коррелирует с их вступительными результатами по ЕГЭ.

Считаю, что для решения кадровых проблем российский экономики опыт Физтеха по созданию базовых кафедр на ведущих предприятиях и в научных центрах РАН, позволяющий объединить в единую систему образовательную, научную и производственную деятельность, крайне полезен.

Развивая далее это направление с сохранением при этом принципиального подхода - ставки на лидеров, мы планируем уже в ближайшее время объявить конкурс национальных исследовательских университетов.

Идея создания национальных исследовательских университетов является логическим продолжением процесса, начало которому положено упомянутым конкурсом университетских инновационных программ в рамках нацпроекта "Образование".

Исследовательский университет - это высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

По аналогии с конкурсом университетских инновационных образовательных программ, статус НИУ будет присваиваться на основании конкурсных процедур. При этом в обязательном порядке будут проводиться оценка вуза по ряду критериев и экспертиза программ развития научно-образовательных центров вузов, прошедших предварительный отбор в рамках первого этапа. Главный принцип такого отбора - "деньги и статус в обмен на обязательства". И соблюдение этого принципа будет контролироваться системой установленных индикаторов эффективности реализации программ развития.

В 2009 году на цели создания сети научно-исследовательских университетов, а их будет около 15, мы направим ассигнования в размере 3 млрд. рублей. Эти средства предусмотрены бюджетом для Федерального агентства по образованию по статье "внедрение инновационных образовательных программ". В 2010 и последующих годах ежегодное финансирование в адрес одного университета достигнет 400 млн. рублей. При этом средства на 2010 г. будут изысканы за счет внесения изменений в федеральные целевые программы, заказчиком которых является Минобрнауки. А для поддержки НИУ в 2011-2013 годах при разработке Федеральной целевой программы развития образования на 2011 и последующие годы в ее составе будут предусмотрены соответствующие мероприятия.

Предполагается, что софинансирование мероприятий программ развития из внебюджетных средств составит не менее чем 20 %.

Конкурс программ развития НИУ мы планируем провести в середине текущего года.

Одновременно с решением указанных задач НИУ призваны сыграть ключевую роль в рамках разрабатываемых Правительством антикризисных механизмов. Именно они помогут решать проблемы качества подготовки кадров и будут выпускать востребованных специалистов для новой экономики страны, формирующейся в кризисный и послекризисный период.

В этом плане ещё одним инструментом антикризисного воздействия может стать возрождение института стажеров-исследователей, который был очень эффективен в то время, когда мы с Николаем Николаевичем начинали научную деятельность, и позволял привлечь и мотивировать заниматься наукой молодых, подающих надежды людей.

Запуск данного механизма позволит нам не только образовать существенное количество новых рабочих мест, но и создаст мотивацию для привлечения молодежи в научную и образовательную сферу, закрепит часть стажеров в данных секторах. Средства на поддержку могут быть выделены в рамках существующих бюджетных ассигнований, в первую очередь, целевым образом для НИУ.

Считаю, что вопрос эффективного использования труда стажеров-исследователей потребует от вузов и государственных академий наук необходимости развивать различные механизмы взаимодействия с промышленными предприятиями России, создавать рынок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах нашей промышленности, заниматься целевой подготовкой и переподготовкой высококвалифицированных кадров.

Развитию (не сохранению, а именно развитию инновационного сектора экономики) будет содействовать и создание на базе ведущих вузов малых инновационных предприятий, что обеспечит мультипликативный эффект при организации новых рабочих мест. Также дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры вузов позволит нам обеспечить трансфер новых технологий в промышленность России, создать рынок наукоемких технологий вокруг ведущих вузов.

Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация означает для нас не только проблемы, но и определенные возможности. В частности, возможности для промышленных предприятий по-новому взглянуть на эффективность своей работы путем формирования заказа на востребованных специалистов, обладающих набором компетенций, способных удовлетворить нужды реального сектора экономики.

А в конечном итоге, центром интегрированной системы, где границы ответственности образовательной, научной и бизнес-среды по воспроизводству квалифицированных кадров стираются, является студент. Гражданин России, который имеет конституционное право на образование. И задача государства и общества заключается в создании условий, при которых человек, реализовавший своё право на образование, мог бы в полной мере воспользоваться своими знаниями и применить их на практике максимально эффективно для экономики России. Это и есть востребованный экономикой специалист.

 

 

http://mon.gov.ru


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 224 гостя и нет пользователей