Проект постановления правительства РФ “Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность” вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Как пояснил Педсовету один из его разработчиков - начальник отдела Департамента по вопросам государственной службы, кадров и профилактики коррупции Министерства образования и науки РФ Валерий Бугровский, это пока только предложения по осуществлению комплексной безопасности, выложенные для публичного обсуждения.
Он напомнил о февральских событиях в московской школе №263, в результате которых учеником школы был убит учитель географии Андрей Кириллов и полицейский Сергей Бушуев. По мнению Валерия Николаевича, данный документ способен законодательным образом защитить руководителей образовательных организаций в подобных обстоятельствах. Ведь персональную ответственность за безопасность своих учреждений несут именно руководители. “Гораздо легче контролировать ситуацию, когда выработаны конкретные меры по безопасности”, - заметил Бугровский.
Из проекта следует, что для выявления потенциальных нарушителей образовательные организации должны будут проводить значительное число мероприятий: от проверки чердачных помещений и систем подземных коммуникаций до выявления фактов хищения оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств обучающимися и работниками организации.
Участники обсуждения законопроекта на различных сайтах считают, что в документе не проработаны технические средства контроля, а ручной контроль потребует увеличения в несколько раз штата образовательных учреждений. В пояснительной записке к документу написано, что реализация проекта “не потребует выделения дополнительных средств за счет федерального бюджета Российской Федерации». По мнению участника Всероссийского интернет-педсовета, родителя из Красноярска Ирины Китаевой, возрастает риск возложения обязанности по поиску источников финансирования на сами образовательные организации, в том числе за счет внебюджетных (родительских) средств.
В проекте постановления образовательным организациям предлагается осуществлять также контроль за посещением учащимися и взрослыми различных интернет-ресурсов, вести наблюдение за их личными сайтами и персональными страницами. Для выявления возможных терактов предлагается создавать психологические портреты на обучающихся и работников организации, “склонных к нарушению установленного режима”. Вместе с недавней инициативой Минкомсвязи по запуску реестра интернет-ресурсов, не связанных с образовательной деятельностью, некоторые учителя видят в этом ограничение свобод и давление на школу. Фильтрация ресурсов по словам “жертва”, “геноцид” блокирует и полезные сайты, необходимые для подготовки уроков, считает учитель истории из посёлка Раякоски Мурманской области Наталья Ведерникова. “Невозможно контролировать посещение учащимися “запрещенных” сайтов с мобильных телефонов”, - считает преподаватель, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Вадим Монахов.
Но не все согласны, что без каких-либо ограничений можно обойтись. “Образовательные организации выкладывают на своих сайтах в открытом доступе большое количество информации, часть из которой может представлять интерес для потенциальных злоумышленников", - говорит Ирина Китаева. "Было бы правильно, если бы данное постановление определило содержание той информации, которую школам нельзя выкладывать для общего доступа в интернете", - считает она.
Через неделю публичное обсуждение проекта завершится. Документ отправится на согласование в Министерство внутренних дел России (МВД), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и в другие ведомства, в которых есть образовательные структуры, пояснил Валерий Бугровский.