Выживание вместо модернизации

 

Российские власти на фоне еврокризиса и выборов постепенно забывают об озвученных президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году приоритетах модернизации экономики. Судя по обновляемой «Стратегии-2020» и бюджету на 2012–2014 годы, для властей большую актуальность приобрели вопросы обороноспособности и безопасности государства, «выживания» режима. Казна направляет триллионы рублей на финансирование силовых министерств и ведомств в ущерб образованию, развитию инфраструктуры и внедрению современных технологий.

В декабре в правительство был внесен финальный вариант «Стратегии-2020», которая должна определить будущее развитие отечественной экономики. Сейчас начались согласования, и, возможно, уже в конце года стратегический документ будет подписан.

В понедельник вечером один из его разработчиков, академик РАН Виктор Полтерович рассказал о том, какой он видит долгосрочную стратегию социально-экономического развития РФ. Россия должна перейти из разряда развивающихся экономик в разряд развитых. Для этого необходимы три вещи – самоорганизация общества, его ориентация на модернизацию, взаимодействие власти, бизнеса и простых граждан. На пути модернизации Россия должна учитывать опыт других стран, разумно сочетать собственные инновации с заимствованными.

 

Однако сохранятся ли при этом приоритеты модернизации, которые провозгласил президент Дмитрий Медведев в 2009 году, на самом деле непонятно. Вполне возможно, что эти приоритеты – энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии и фармацевтика, стратегические информационные технологии – постепенно отходят на второй план.

Один из примеров – энергосбережение. Как замечал еще в начале 2011 года директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, в 2010 году ВВП РФ вырос, по данным Росстата, на 4%, а потребление электроэнергии, бензина и газа возросло в стране примерно на 4,5%. Судя по всему, бюджетная поддержка энергосбережения в стране пока не окупается, и еще вопрос – окупится ли, ведь никакого снижения энергоемкости экономики не видно, указывал Алексашенко (см. «НГ» от 10.03.11).

Другой пример – бюджет, сверстанный на 2012–2014 годы. Главный финансовый документ страны фактически предполагает переход от приоритетов социально-экономического развития страны к приоритетам выживания власти. В течение трех лет будут увеличены почти в полтора раза затраты бюджета на безопасность, правоохранительную деятельность и оборону. И почти на столько же сократятся расходы на образование, здравоохранение, культуру и ЖКХ (см. «НГ» от 16.11.11).

Эксперты называют две причины отхода российских властей от былых модернизационных планов: еврокризис и выборы, результатом которых может стать пересмотр социально-экономических ориентиров. «Озвученные ранее приоритеты модернизации явно отошли на задний план. В том числе на фоне последних политических событий, – отмечает председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис. – Вопрос в том, действительно ли эти приоритеты планировались в качестве стратегии развития или же они изначально были лишь информационным поводом, интерес к которому по определению не мог быть долгосрочным». Наращивание военных и оборонных расходов в ущерб остальным объясняется, по мнению эксперта, не только тем, что власти решили избрать оборонные предприятия в качестве драйверов роста экономики, но и тем, что подобные траты обеспечат властям в течение выборов лояльность военных. «Российские приоритеты модернизации вполне оправданны, другое дело, что сама модернизация никогда не была основным приоритетом», – считает аналитик компании «Allianz РОСНО Управление активами» Ариэл Черный.

Заметим, что в течение двух последних лет с приоритетами модернизации национальной экономики выступала не только Россия. В 2010 году в Китае была обнародована так называемая «Синяя книга» о конкурентоспособности Поднебесной. Чтобы стать к 2050 году второй державой мира, Китай решил сделать ставку на экологию и сферы экономии энергии, информационную индустрию, биопроизводство, новую энергию и автомобили на новых источниках энергии, производство высококачественного оборудования, новые материалы.

В 2010 году утвердила национальные стратегии роста также Япония. Поддержка экологии, в том числе развитие экологического производства, поиск и внедрение новых источников энергии; стимулирование здорового образа жизни населения и модернизация медицинского обслуживания; стратегия азиатской экономики; активное развитие туризма и поддержка японских регионов; развитие науки, техники и информационных технологий; развитие финансового сектора; улучшение подготовки кадров, высококвалифицированных специалистов и стимулирование занятости – все это должно помочь Стране восходящего солнца преодолеть последствия затяжной стагнации.

США тоже запланировали активное финансирование инноваций. Америка в ближайшее время займется беспрецедентным развитием беспроводных систем связи, массовым внедрением высокоскоростных железнодорожных магистралей, наращиванием альтернативной энергетики и масштабной поддержкой образования и преподавания.

На этом фоне российские приоритеты выглядят довольно скудно. Опрошенные «НГ» эксперты замечают, что прямо противопоставлять друг другу стратегию развития и стратегию выживания все же нельзя, эти стратегии часто переплетаются друг с другом. Однако эксперты уверены, что России действительно есть чему поучиться у других стран.

Недочетом российской модернизации стало, по словам экспертов, полное невнимание властей к инфраструктуре. «Существуют отрасли, где модернизация тесно переплетена с выживанием. Например, модернизация транспортной инфраструктуры, развитие современных видов скоростного транспорта. С учетом размеров России это фактор усиления экономической и политической связности страны, стимулирования экономики в региональной глубинке, разрешения транспортного коллапса в городских агломерациях. Не случайно эта тема считается актуальной в таких разных странах, как Китай и США», – комментирует директор группы «Развитие» Виктор Кухарский.

«Список российских приоритетов модернизации необходимо дополнить таким пунктом, как развитие всей инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, морские порты и аэропорты, систему электро- и газоснабжения страны, объекты социального назначения, то есть так называемую общественную инфраструктуру (больницы, школы, детские сады)», – добавляет председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев. Эксперт напомнил, что, по оценке Всемирного банка, развивающимся странам, чтобы иметь устойчивый рост экономики не ниже 6%, требуется инвестировать в инфраструктуру не менее 5% ВВП. В России эти инвестиции находятся на уровне 2% ВВП.

Другое упущение российской модернизации – отсутствие поддержки образования, той сферы, от которой напрямую зависит инновационное будущее страны. Следы модернизационных приоритетов можно найти, пожалуй, лишь в утвержденном Минобрнауки списке специальностей, по которым студенты и аспиранты могут претендовать на повышенную стипендию.


Подробнее: http://www.ng.ru/economics/2011-12-14/1_survival.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 190 гостей и нет пользователей