За аттестацией не видно живого учителя

Чтобы решить проблему дефицита кадров в сфере образования государству необходимо поднять зарплату учителям, вернуть прежний порядок аттестации и ввести общественную экспертизу нормативных актов в сфере образования — к такому выводу пришли участники общественных слушаний «Кадровый потенциал в сфере образования», организованных Общественной палатой Кировской области.

Несмотря на предпринимаемые усилия по улучшению положения работников сферы образования, подавляющее большинство молодых специалистов обходят стороной школы и детские сады, а опытные работники ищут возможный приработок. «Очень грустно, когда увольняются молодые педагоги, которые пришли с большим желанием учить детей, а уходят потому, что не могут содержать семью на зарплату учителя», — поделилась заслуженный учитель РФ, член ОП Галина Кропанева.

Директор Института проектирования инновационных моделей образования Константин Колесников отметил, что низкая заработная плата педагогов — основная причина складывающегося сегодня кадрового голода.

«Социологи, изучая ряд успешных стран, пришли к выводу, что для создания необходимой мотивации к учительской профессии, достаточно платить педагогу среднюю заработную плату по экономике того региона, где он проживает. Больше можно, но это не дает существенного изменения результата», — поясняет Константин Колесников.

Представление о том, что зарплата учителя сегодня приближается к средней по области — ошибочно, считает член ОП, протоирей Александр Балыбердин. Для этого педагог вынужден работать не на одну, а на 2,5 ставки или заниматься репетиторством.

«Казалось бы, все это — очевидные вещи. Но почему же тогда депутаты Законодательного собрания принимают такой норматив финансирования образовательных услуг, при котором зарплата учителя, работающего на одну ставку, будет меньше минимального размера оплаты труда?» — задался вопросом Александр Балыбердин.

Заместитель Председателя Законодательного собрания Кировской области Марина Созонтова пояснила, что нормативы разрабатываются экспертами департамента образования, а депутаты их только утверждают. Она подчеркнула, что местный парламент заинтересован в экспертном мнении сообщества и предложила общественникам и педагогам чаще выходить со своими предложениями и инициативами. От себя законодатель предложила поощрять учителей, которые «поднимают» детей, помогают им «расправить крылья».

«Прежде чем утверждать нормативы, должна быть проведена общественная экспертиза. И мы можем в этом помочь. Более того, есть эксперты, практики, которые могут генерировать идеи, разрабатывать тексты нормативно-правовых актов, которые будут устраивать большинство учителей, и отдавать их Правительству на утверждение», — заметил Константин Колесников.

Не менее обсуждаемой темой стала сегодняшняя аттестация педагогов. Нововведение, сопряженное с заполнением большого количества бумаг, общественники назвали второй причиной, по которой опытные учителя уходят из школы.

По мнению Галины Кропаневой, аттестация бюрократизирована до предела: критерии, баллы, формулы... Живой учитель ушел из аттестации. Если раньше профессионализм педагога оценивали по его умению вести уроки, заинтересовать детей, то теперь все сведено к баллам и формулам.

«Понятно, что время требует технологического подхода к оценке качества труда. Для учеников — это ЕГЭ, для учителей — таблицы. Критерии определены, но насколько объективно они оценивают работу педагога, если, например, за отсутствие травматизма на уроке математики ставится 9 баллов, а за почетное звание — 4», — отмечает Галина Кропанева.

По мнению общественницы, аттестация не стимулирует и профессиональный рост педагогов. Недовольство учителей вызывает «уравниловка», отсутствие дифференциации в аттестации. Учителя-стажисты и педагоги, проходившие аттестацию много раз, имеющие звания и президентские премии, аттестуются на общих основаниях. Последние считают это ущемлением своих профессиональных прав и предпочитают уволиться, но не собирать многочисленные справки для подтверждения своего профессионализма.

Участники общественных слушаний рекомендовали Правительству Кировской области изменить критерии оценки педагогов, учитывать при оценке деятельности педагогов наличие поощрений и наград, разработать порядок аттестации руководителей образовательных учреждений, у которых заканчивается срок действия квалификационной категории и др.

Все предложения участников слушаний были занесены в проект резолюции. На данный момент документ пополняется новыми предложениями. Окончательный вариант резолюции будет опубликован на сайте Общественной палаты Кировской области, а рекомендации направлены в соответствующие органы власти, общественные и профессиональные объединения.

http://oprf.ru/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 56 гостей и нет пользователей