Зачем надо было занижать оценки по ЕГЭ

С 20 июня начался прием в вузы. И для большинства абитуриентов, которые поступают только по результатам ЕГЭ, он завершится 25 июля. Опять же, большинство вузов по традиции спешит набрать студентов еще в первую волну приема. Хотя и не всегда это удается. Каждый год звучат обещания, что приемная кампания пройдет без эксцессов. И почти каждый год что-нибудь случается. В этом году кампания уже имеет свои особенности.

В последние дни много говорят о беспрецедентно низких баллах, полученных москвичами при сдаче ЕГЭ по литературе. Напомним, экзамен по литературе проверяется не только автоматами, но и экспертами. Человеческий фактор делает экзамен по литературе несколько уязвимей по части его объективности. Родительское возмущение не побудило представителей Рособрнадзора приступить к разбору этого случая. Чиновники ссылаются на то, что родители не могут быть объективны в оценке способностей собственных детей. А в префектурах округов Москвы поспешили заявить, что родители, сомневающиеся в объективности оценки, ориентируются на итоги предварительного экзамена, чего делать совсем не следует.

Нынешний скандал, а точнее – скандальчик, хоть и коснулся небольшой части экзаменующихся, тем не менее грозит обернуться неприятностями для Рособрнадзора, потому что затрагивает интеллигентные слои столичного общества. Случай уже растиражировали региональные СМИ, особенно те пассажи, где объясняются причины странного «занижения». Эксперты предполагают, что оценки москвичам, мол, занижены специально с целью недопущения столичной молодежи на бюджетные места в престижные гуманитарные вузы.

Остается только гадать, зачем нужна столь странная мера. Количество бюджетных мест на гуманитарные направления снижается. Конкурс – соответственно растет. Столичные абитуриенты чаще всего лучше подготовлены. Только какой смысл устанавливать «историческую справедливость» по части отдельно взятого гуманитарного направления, все равно остается неясным.

С другой стороны, власти действительно не знают, как повысить качество набора в технические вузы. Одним сокращением бюджетных мест на гуманитарные направления дело не спасешь. Абитуриенты неохотно выбирают технические специальности. И сокращение набора сказывается скорее на кошельке родителей, нежели на «технических» предпочтениях молодых. Психолог Людмила Ясюкова, занимающаяся диагностикой способностей детей уже много лет, считает, что обучаться в вузах способно не более 40% всех молодых людей. А на технических специальностях – не более 20% всех абитуриентов. Тем не менее чиновники просто одержимы идеей увеличить число технарей в стране выше их естественного числа.

Для сравнения. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) по итогам мониторинга эффективности вузов в этом году чудом избежал участи опять быть реорганизованным. И тем не менее вуз имеет хорошую репутацию и довольно высокий конкурс. А МИСиС, откуда «родом» нынешний глава Министерства образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, чтобы набрать качественный состав, мало того что имеет бюджетных мест в этом году 1722, так еще и готов выделять будущим студентам стипендии в 100 тыс. руб. (годовых), если они имеют высокие баллы по ЕГЭ (около 320 баллов по совокупности экзаменов).

Конечно, среди выпускников – хорошистов и отличников немало тех, кто демонстрирует одинаково хорошие результаты и по техническим, и по гуманитарным дисциплинам. Тем не менее по статистике они чаще всего выбирают именно гуманитарное направление. Как изменить их отношение к техническим дисциплинам? Вполне возможно, что власти перешли к «силовым методам» решения проблемы. И тогда версию родителей о сильно заниженных оценках по литературе вполне можно считать рабочей.

Как объявлялось ранее, контрольные цифры приема граждан на первый курс по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура и ассистентура-стажировка) планируется установить в следующем году на уровне 502 799 бюджетных мест; по программам среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета (подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена) – 92 766 бюджетных мест. Объем контрольных цифр приема на программы прикладного бакалавриата предлагалось увеличить в 5 раз – до 20 тыс. бюджетных мест. А объемы контрольных цифр приема по заочной и вечерней формам обучения с одновременным увеличением контрольных цифр приема по очной форме обучения по образовательным областям «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Искусство и культура» предполагалось уменьшить.

В целом количество бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета к количеству выпускников школ планируется увеличить до уровня 56 бюджетных мест на 100 выпускников школ в 2014 году (в 2013 году – 52 бюджетных места на 100 выпускников школ).

Также с учетом обсуждения с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в ведении образовательные организации, предлагается прекратить с 2014 года прием для обучения в заочной аспирантуре за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для прохождения вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности абитуриенты должны подать документы не позднее 5 июля. Те, кто принимает участие в конкурсе по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, – до 10 июля. Абитуриент вправе подать заявление о приеме одновременно не более чем в пять вузов и участвовать в конкурсе не более чем по трем специальностям и (или) направлениям подготовки в каждом.

  http://www.ng.ru/education/2014-06-24/8_ege.html

Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 28 гостей и нет пользователей