Заир-Бек: за качество обучения учителей должны отвечать регионы

В проекте нового закона "Об образовании" отдельная глава посвящена педагогическим кадрам. Чему и как предполагают учить учителей, в интервью РИА Новости рассказывает руководитель Центра методологии управления, экономики и нормативно-правового регулирования образования Федерального института развития образования Сергей Заир-Бек.

- Сергей Измаилович, вы принимали участие в разработке раздела проекта нового закона "Об образовании", посвященного педагогическим кадрам. В чем особенности системы повышения квалификации учителей?

- Хотя повышение квалификации учителей прописывается в главе 5, где речь идет о кадрах системы образования (статья 53), а не в главе 16, посвященной дополнительному профессиональному образованию в целом, мы старались использовать в обоих случаях одинаковые подходы.

Для учителей повышение квалификации обязательно один раз в пять лет, длительность – не менее 72 часов. Мы считаем, что формулировку можно уточнить: "в течение пяти лет", чтобы человек мог свободно выбирать время в зависимости от возможностей, финансирования, потребностей в повышении квалификации, а самое главное – при необходимости разбить программу на несколько модулей и осваивать каждый в удобное время.

С учетом нынешних способов организации бюджетного процесса это довольно сложно, и эксперимент по созданию "распределенной" системы повышения квалификации - его планируется начать в этом году - направлен, в том числе, на поиск таких решений.

Новый закон создаст предпосылки, чтобы доступ к финансированию из бюджета получили разные организации, и учитель сам бы выбирал из широкого спектра программ нужные. Это приведет к отсеву несовременных программ, стимулирует появление более эффективных форм, к примеру, выезд преподавателей для обучения педагогов в труднодоступных районах.

- Какими должны быть государственные требования к повышению квалификации учителей, о которых говорится в проекте закона?

- Они должны предъявляться не к содержанию повышения квалификации, а к формату программ, оценке качества, причем требования должны гибко обновляться. В сегодняшней редакции речь идет именно о требованиях к формату, и я надеюсь, при дальнейшем обсуждении ни у кого не возникнет желания вписать пункт о регулировании содержания.

- А есть принципиальная разница?

- Конечно. Если в законе появляется пункт о государственных требованиях к содержанию программ повышения квалификации учителей по всей стране, на федеральном уровне кто-то должен будет разрабатывать эти требования и контролировать реализацию всех программ на местах. Нужно будет проверять, изучают ли учителя конкретную нормативную базу, методы, технологии…

А когда речь идет о формате, задаются направления работы: можно предусмотреть защиту педагогических проектов, составление портфолио учителя, разработку заданий для учеников - например, с вероятностными способами решения. Но ведь мы исходим из того, что учитель сам будет выбирать, какие методы использовать, – Эльконина-Давыдова или, скажем, Шаталова. Важно, чтобы результаты обучения учеников у конкретного педагога соответствовали стандарту общего образования.

В целом, конечно, в условиях перехода на новые образовательные стандарты внимание к повышению квалификации учителей будет усилено. Поскольку сам подход к обучению в школах меняется, сначала должны измениться сами учителя.

- Кто должен разрабатывать содержание программ повышения квалификации?

- Это ответственность организаций, предлагающих программы. На уровне региона модульный подход позволяет включать в программу инвариантные модули, обязательные для всех учителей, - допустим, посвященные региональной нормативной базе или новым требованиям к содержанию предметных областей в соответствии с новыми стандартами. А дальше возможен выбор, продиктованный или требованиями конкретной школы, муниципалитета, или предпочтениями учителя.

Очевидно, в регионах будет создана база программ, и учитель сможет выбрать подходящие, в разных учебных заведениях. Качество их должно гарантироваться на региональном уровне.

- Будет ли предусмотрено законом общественное участие в аккредитации программ дополнительного профессионального образования, в том числе повышения квалификации учителей?

- В соответствии с 293-м федеральным законом уже сегодня предусмотрена общественно-профессиональная аккредитация как один из этапов государственной аккредитации.

Мы считаем, что для программ повышения квалификации, где не предусмотрено государственных стандартов и требований, процедура общественно-профессиональной аккредитации вполне могла бы стать единственной, полностью заменив государственную. Участие государства будет заключаться лишь в лицензировании.

Но в сфере повышения квалификации учителей, как и в сфере обороны и безопасности, контроль программ посредством государственных требований сохранится.

Материал подготовил Евгений Скворцов (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

http://www.rian.ru/edu_analysis/20110310/344544811.html


Добавить комментарий


Войти на сайт

Новые комментарии

  • Владимир 1 год назад
    Согласен с Вами и спасибо за шикарную статью!

    Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас на сайте 68 гостей и нет пользователей